Итак, московские школьники отправились из Юрьева-Польского в Ростов-Ярославский. Помните: мы провели на карте линию между этими городами? Она прошла наискось, под каким-то углом к мери­диану север — юг.

Этот угол между меридианом и тем направлением, по которому мы собрались начать поход, — угол очень важный. О нем должны знать все туристы. Называется этот угол азимутом. Чтобы уз­нать, сколько в азимуте градусов, начинают их счи­тать от северного конца меридиана вправо, то есть походу часовой стрелки. Так же идут и деления на компасе.

На карте этот, угол мы легко измерили, приложив нулевую точку транспортира к точке пересечения на­шего маршрута с меридианом. При азимутах, мень­ших 180°, надо приложить транспортир нолевой лини­ей 0°—180° к меридиану справа и угол отсчитывать от северного конца меридиана — от 0°. Но наш азимут оказался больше 180°. Поэтому мы приложили транс­портир слева и счет градусов начали от южного кон­ца меридиана — от 180°. У нас получилось 347° (180°+ 167°). Этот руководящий азимут нашего маршрута должны были запомнить все участники нашего похода.

На тот случай, если вы захотите вернуться об­ратно, нужно знать обратный азимут. Для этого надо к прямому азимуту прибавить 180°. Например, при прямом азимуте, равном 35°, в обратный путь надо двигаться, руководствуясь обратным азимутом в 215° (35°+ 180°). Если число градусов получится большим 360°, то из данного числа вычитается пол­ный градусный круг. В нашем походе он составит 167° (347°+ 180° = 527°; 527° —360°= 167°).

На местности азимут измеряется с помощью ком­паса.

Как измеряется азимут, превышающий 180°

Любая прямая линия на местности — железная дорога, шоссе, проселок, просека в лесу или вообра­жаемая линия между нами и деревом, между нами и столбом — пересекается под каким-то углом с мери­дианом и, значит, имеет свой азимут, который изме­ряется от северного конца меридиана, непременно по ходу часовой стрелки, и может изменяться от 0° до 360°.

 

Выйдя в поле, мы занялись измерением различных азимутов. Сперва, как всегда, совмещали 0° компаса с северным концом стрелки, затем осторожно цели­лись через прорезь и мушку по заинтересовавшему нас направлению (визировали) и брали отсчет гра­дусов по дальнему указателю, прикрепленному к мушке.

 

Как же идти по компасу?

 

В нашем походе компас надевал на руку очередной направляющий, который шел впереди. Время от времени он останавливался и проверял по ком­пасу направление дороги. Мы шли по азимуту 347°. Но часто наш путь отклонялся от основного направле­ния то вправо, то влево, от одной деревни к другой: отклонения дороги неизбежны. И вдруг направляю­щий заметил, что дорога начала заворачивать все больше вправо.

 

—     Мы не туда идем! — закричал он.

 

—     Рискнем сойти с дороги, пойдемте напрямик,— предложила вожатая.

 

—     А если дорога сворачивает в обход болота? — осторожно заметил я.

 

Впереди расстилался луг с кустарником, по край­ней мере на километр никакого болота не было видно. Мы решили рискнуть и идти только по компасу.

 

Направляющий совместил стрелку компаса с ли­нией С-Ю коробки и направил прорезь и мушку по руководящему азимуту 347°. Он заметил вдалеке, почти по направлению визирной линии, отдельное дерево, и мы смело зашагали вперед без дороги, уже не глядя на компас, к тому дереву.

 

Но тут оказалось: впереди ровный луг, никаких дальних предметов нет. Тогда один из мальчиков по­бежал вперед. Когда он оказался достаточно далеко, мы принялись сигнализировать ему руками, пока он
не встал как раз по визирной линии. Подойдя к нему, мы вновь навели компас по азимуту 347°.

 

Так, наводя компас то на дальний предмет, то на «живую» цель, мы передвигались по руководящему азимуту.

 

Уже немало было пройдено, когда мои опасения оправдались: мы наткнулись на озеро.

 

Был бы виден на той стороне, по направлению на­шего азимута, какой-либо предмет, например дерево, мы вышли бы к нему кружным путем и снова продол­жали бы свой путь по тому же азимуту.

Но впереди на той стороне рос сплошной кустар­ник; пришлось нам, не доходя до озера, с помощью компаса свернуть влево под углом в 90° и идти по вспомогательному азимуту (347° — 90° = 257°), считая шаги. Когда, по нашим расчетам, озеро осталось в сто­роне, мы свернули под углом в 90° уже вправо, на свое основное направление (257o-f-90°=347°). Обойдя озеро, мы вновь повернули под углом в 90° вправо и пошли по обратному вспомогательному азимуту (347° + 90° = 437° — 360° = 77°). Пройдя по этому азимуту такое же число шагов, как при первом пово­роте, мы снова повернули на 90° влево и очутились на нашем первоначальном направлении.

Компас помог нам обойти озеро и выйти в нужном направлении.

 

Компас помог нам обойти озеро и выйти в нужном направлении.

 

Ну, а как двигаться с компасом по заданному азимуту в лесу, когда впереди видно всего шагов на двадцать? Можно, конечно, то и дело останавливать­ся, проверяя азимут по компасу. Но на это уйдет много времени, а в густой лесной чаще даже и 20 ша­гов невозможно пройти по прямой.

Случалось ли вам когда-нибудь бродить по лесу с опытным грибником? Ведь он сворачивает в стороны, обходит поляны, крутится вокруг деревьев: ему хо­чется набрать как можно больше грибов. Он совсем не думает о том, где север, где юг, и все же, не имея компаса, не сбивается с пути. Таков и охотник, и по­граничник, и лесник, и вообще любой человек, кото­рый часто бывает в лесной глуши. При желании и вы, если часто будете ходить по лесу, сумеете развить в себе способность находить дорогу без компаса. На­зовем эту способность «чувством ориентирования». Оно-то и поможет вам в лесу. Однако во время по­хода одному чувству ориентирования ни в коем слу­чае не доверяйтесь: очутитесь вы в густом лесу, пой­дете, казалось бы, вперед, а на самом деле начнете заворачивать вправо, потому что левый шаг у чело­века чуть-чуть длиннее правого. Известно, как заблу­дившиеся люди начинают крутиться и плутать на одном месте. Поэтому вам надо обязательно иметь при себе и компас.

Если у вас развито чувство ориентирования, мож­но останавливаться не через 20, а через 200 шагов и визировать компасом не на какое-либо определен­ное дерево, а по воображаемой линии заданного ази­мута. Должен предупредить: движение по закрытой местности требует очень много внимания. Неизбежно отклонение в сторону; важно только, чтобы оно не было бы чересчур большим.

В любых условиях не расставайтесь с компасом — верным другом туриста. При бережном обращении он никогда вас не подведет.

 

 

|
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top