Итак, московские школьники отправились из Юрьева-Польского в Ростов-Ярославский. Помните: мы провели на карте линию между этими городами? Она прошла наискось, под каким-то углом к мери­диану север — юг.

Этот угол между меридианом и тем направлением, по которому мы собрались начать поход, — угол очень важный. О нем должны знать все туристы. Называется этот угол азимутом. Чтобы уз­нать, сколько в азимуте градусов, начинают их счи­тать от северного конца меридиана вправо, то есть походу часовой стрелки. Так же идут и деления на компасе.

На карте этот, угол мы легко измерили, приложив нулевую точку транспортира к точке пересечения на­шего маршрута с меридианом. При азимутах, мень­ших 180°, надо приложить транспортир нолевой лини­ей 0°—180° к меридиану справа и угол отсчитывать от северного конца меридиана — от 0°. Но наш азимут оказался больше 180°. Поэтому мы приложили транс­портир слева и счет градусов начали от южного кон­ца меридиана — от 180°. У нас получилось 347° (180°+ 167°). Этот руководящий азимут нашего маршрута должны были запомнить все участники нашего похода.

На тот случай, если вы захотите вернуться об­ратно, нужно знать обратный азимут. Для этого надо к прямому азимуту прибавить 180°. Например, при прямом азимуте, равном 35°, в обратный путь надо двигаться, руководствуясь обратным азимутом в 215° (35°+ 180°). Если число градусов получится большим 360°, то из данного числа вычитается пол­ный градусный круг. В нашем походе он составит 167° (347°+ 180° = 527°; 527° —360°= 167°).

На местности азимут измеряется с помощью ком­паса.

Как измеряется азимут, превышающий 180°

Любая прямая линия на местности — железная дорога, шоссе, проселок, просека в лесу или вообра­жаемая линия между нами и деревом, между нами и столбом — пересекается под каким-то углом с мери­дианом и, значит, имеет свой азимут, который изме­ряется от северного конца меридиана, непременно по ходу часовой стрелки, и может изменяться от 0° до 360°.

 

Выйдя в поле, мы занялись измерением различных азимутов. Сперва, как всегда, совмещали 0° компаса с северным концом стрелки, затем осторожно цели­лись через прорезь и мушку по заинтересовавшему нас направлению (визировали) и брали отсчет гра­дусов по дальнему указателю, прикрепленному к мушке.

 

Как же идти по компасу?

 

В нашем походе компас надевал на руку очередной направляющий, который шел впереди. Время от времени он останавливался и проверял по ком­пасу направление дороги. Мы шли по азимуту 347°. Но часто наш путь отклонялся от основного направле­ния то вправо, то влево, от одной деревни к другой: отклонения дороги неизбежны. И вдруг направляю­щий заметил, что дорога начала заворачивать все больше вправо.

 

—     Мы не туда идем! — закричал он.

 

—     Рискнем сойти с дороги, пойдемте напрямик,— предложила вожатая.

 

—     А если дорога сворачивает в обход болота? — осторожно заметил я.

 

Впереди расстилался луг с кустарником, по край­ней мере на километр никакого болота не было видно. Мы решили рискнуть и идти только по компасу.

 

Направляющий совместил стрелку компаса с ли­нией С-Ю коробки и направил прорезь и мушку по руководящему азимуту 347°. Он заметил вдалеке, почти по направлению визирной линии, отдельное дерево, и мы смело зашагали вперед без дороги, уже не глядя на компас, к тому дереву.

 

Но тут оказалось: впереди ровный луг, никаких дальних предметов нет. Тогда один из мальчиков по­бежал вперед. Когда он оказался достаточно далеко, мы принялись сигнализировать ему руками, пока он
не встал как раз по визирной линии. Подойдя к нему, мы вновь навели компас по азимуту 347°.

 

Так, наводя компас то на дальний предмет, то на «живую» цель, мы передвигались по руководящему азимуту.

 

Уже немало было пройдено, когда мои опасения оправдались: мы наткнулись на озеро.

 

Был бы виден на той стороне, по направлению на­шего азимута, какой-либо предмет, например дерево, мы вышли бы к нему кружным путем и снова продол­жали бы свой путь по тому же азимуту.

Но впереди на той стороне рос сплошной кустар­ник; пришлось нам, не доходя до озера, с помощью компаса свернуть влево под углом в 90° и идти по вспомогательному азимуту (347° — 90° = 257°), считая шаги. Когда, по нашим расчетам, озеро осталось в сто­роне, мы свернули под углом в 90° уже вправо, на свое основное направление (257o-f-90°=347°). Обойдя озеро, мы вновь повернули под углом в 90° вправо и пошли по обратному вспомогательному азимуту (347° + 90° = 437° — 360° = 77°). Пройдя по этому азимуту такое же число шагов, как при первом пово­роте, мы снова повернули на 90° влево и очутились на нашем первоначальном направлении.

Компас помог нам обойти озеро и выйти в нужном направлении.

 

Компас помог нам обойти озеро и выйти в нужном направлении.

 

Ну, а как двигаться с компасом по заданному азимуту в лесу, когда впереди видно всего шагов на двадцать? Можно, конечно, то и дело останавливать­ся, проверяя азимут по компасу. Но на это уйдет много времени, а в густой лесной чаще даже и 20 ша­гов невозможно пройти по прямой.

Случалось ли вам когда-нибудь бродить по лесу с опытным грибником? Ведь он сворачивает в стороны, обходит поляны, крутится вокруг деревьев: ему хо­чется набрать как можно больше грибов. Он совсем не думает о том, где север, где юг, и все же, не имея компаса, не сбивается с пути. Таков и охотник, и по­граничник, и лесник, и вообще любой человек, кото­рый часто бывает в лесной глуши. При желании и вы, если часто будете ходить по лесу, сумеете развить в себе способность находить дорогу без компаса. На­зовем эту способность «чувством ориентирования». Оно-то и поможет вам в лесу. Однако во время по­хода одному чувству ориентирования ни в коем слу­чае не доверяйтесь: очутитесь вы в густом лесу, пой­дете, казалось бы, вперед, а на самом деле начнете заворачивать вправо, потому что левый шаг у чело­века чуть-чуть длиннее правого. Известно, как заблу­дившиеся люди начинают крутиться и плутать на одном месте. Поэтому вам надо обязательно иметь при себе и компас.

Если у вас развито чувство ориентирования, мож­но останавливаться не через 20, а через 200 шагов и визировать компасом не на какое-либо определен­ное дерево, а по воображаемой линии заданного ази­мута. Должен предупредить: движение по закрытой местности требует очень много внимания. Неизбежно отклонение в сторону; важно только, чтобы оно не было бы чересчур большим.

В любых условиях не расставайтесь с компасом — верным другом туриста. При бережном обращении он никогда вас не подведет.

 

 

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top