Источником всего живого в природе является деятельность, то
есть функционирование энергии специальным образом организо-
ванной материи.
Деятельность отдельного человека или организации (групп) лю-
дей направлена на обеспечение воспроизводства средств опосредова-
ния своей жизни в природе путем создания материальных благ.
Масштабы деятельности людей различны. Они характеризуются чис-
ленностью людей, занятых в организации, физическим, географиче-
ским и функциональным пространством, на котором осуществляется
деятельность, видами деятельности, ее интенсивностью.
Цель деятельности человека и общества — воспроизводство мате-
риальных благ как главного ресурса, необходимого для выживания
человека (общества). Для оценки масштабов деятельности человека
применяются некоторые ее признаки, которые представляют отличи-
тельные черты деятельности и границы ее раздела на отдельные час-
ти (виды, элементы).


Исторически сложилось так, что в экономической теории приня-
то выделять масштабы деятельности человека по уровням ее орга-
низации:
• Родовая организация (человек, семья) — Уровень домоводства;
• Видовая организация (фирма, предприятие) _ Микроуровень;
• Межвидовая организация (регион, субъект
региона, страна) _ Макроуровень;
• Планетарная организация (страны,
содружества, континенты) — Мировой уровень.
Деятельность людей и общества в разных формах ее организации
агрегирована по уровням масштабов деятельности отдельных субъек-
тов путем «вложенности» нижестоящих уровней в вышестоящие (прин-
цип «матрешки»). Понятие уровня масштаба деятельности применя-
ется к субъектам ГОД различной размерности, выделенных из всей со-

вокупности множеств по характерным для них индивидуальным
признакам.
Составляющими компонентами деятельности субъектов ПХД
являются отношения между ними, которые включают в себя отдель-
ные процессы и технологии их осуществления.
Совокупность субъектов ПХД, отношений между ними, процессов
и технологий составляют инфраструктуру общественных отношений.
Практика деятельности людей (общества) образует следующие груп-
пы процессов ПХД: производственные, социальные, правовые, товаро-
обменные, финансовые, управления, политические, технологические.
В реальной деятельности субъектов ПХД все они имеют связи меж-
ду собой, они сложны и выражены через нормы, законы, правила, ука-
зания, политику субъектов ПХД.
Характеристики инфраструктуры отечественных отношений фор-
мируются на основе многих теорий, учений, истории их развития,
понятий и определений, которые отражены в содержании соответст-
вующих дисциплин образовательной технологии по специальности
«Менеджмент» и подробно представлены в разделе IV главе 9, неко-
торые из ключевых понятий этой отрасли знаний имеют принципи-
альное значение для установки взглядов менеджера на сферу своей
деятельности.
Общественно-экономическая формация (ОЭФ) — это человеческое
общество на определенной ступени развития. Составляющими фор-
мации являются:
• производительные силы (средства производства + люди), ина-
че — способ производства;
• производственные (общественные) отношения субъектов ПХД —
базис формации;
• общественное сознание в форме политики, юриспруденции,
социологии, психологии, и соответствующие им органы госу-
дарственной власти, так называемая «надстройка».
Все указанные составляющие соответствуют реальному состоя-
нию развития способа производства и влияют друг на друга. Каждая
составляющая имеет свои теории и методы, в совокупности отра-
жающие знания о природе и обществе, систематизируемые и органи-
зуемые в процессе их функционирования в форме «науки», поэтому
каждая из указанных компонент общественно-экономической фор-
мации может проявлять себя через другие компоненты (см. главу
3-1). Пытаясь установить взаимосвязи в структуре ОЭФ, рассмотрим
°хему, представленную на рис. 7.1.
Политика — это механизм экономических интересов общества,
его доминант в проявлениях классовых сил. Политика может содей-
ствовать или тормозить развитие экономики. В обществе политика

вырабатывается политическими организациями (партиями, движе-
ниями...), конкурирующими между собой на демократической основе
или путем насильственного давления, административными или фи-
зическими методами.

Взаимосвязи компонент в структуре общественно-экономической формации

Взаимосвязи компонент в структуре общественно-экономической формации

Политика как инструмент деятельности применяется в производ-
стве и экономике так же, как и экономика — в политике и производ-
стве. Взаимопроникновение и взаимообусловленность этого взаимо-
действия в практике деятельности общества отражается в науке. Таким
образом, ОЭФ — это проявление деятельности общества на опреде-

ленном отрезке истории его развития, аккумулирующее в себе множе-
ство упорядоченных явлений практики и науки.
Компоненты ОЭФ могут быть по-разному взаимосвязаны между
собой в зависимости от приоритетов этих составляющих в обществе,
которые складываются исторически, то есть в процессе эволюции
общества и его общественного сознания, конкретно-исторических
событий и явлений. Политика может преобладать над экономикой,
или наоборот; может наблюдаться равенство (баланс сил) влияния
компонентов ОЭФ на деятельность общества (рис. 7.2). Каждый из
вариантов такого взаимодействия сказывается на результатах дея-
тельности общества, которые воспринимаются им субъективно, на
уровне общественного сознания каждого субъекта деятельности
(предприятия, фирмы, региона, страны). Поэтому политология как
предмет в современных условиях стала неотъемлемой частью в под-
готовке специалиста менеджмента.

Схемы взаимодействия компонентов ОЭФ

Схемы взаимодействия компонентов ОЭФ
До - деятельность общества; Пр — производство; По — политика;
Э — экономика.
Демократия — форма организации политической системы обще-
ства, в которой партии осуществляют идейно-организационное руко-
водство людьми через своих представителей в органах управления
производством. Разрабатывается собственная стратегическая линия
(политический курс), и в рамках закона осуществляется влияние на
все области жизнедеятельности общества.
Среди компонент инфраструктуры общественных отношений,
показанных на рис. 7.3 отношения собственности занимают цен-
тральное место.

Компоненты инфраструктуры общественных отношений

Компоненты инфраструктуры общественных отношений
Собственность — ведущая категория экономики, на которой осно-
ваны многие постулаты отношений между людьми в процессах произ-
водства, распределения и перераспределения материальных благ, то
' есть в отношениях финансов и права.
Собственность — это совокупность вещей (имущества), принадле-
жащих субъекту (собственнику). Поэтому отношения собственности, а
именно права на владение (лично), распоряжение и использование ве-
щи (имущества) называют имущественными.

Право собственности — это законодательно урегулированные пол-
номочия юридического или физического лица на владение, распоря-
жение и использование вещи (имущества), делегированное ему об-
ществом.
Имущество — это материальное воплощение собственности, ко-
торое определяется списком (реестром), наделяется признаками свойств
для целей его точного учета.
Следует уточнить, что собственник владеет, распоряжается, ис-
пользует и пользуется предметом собственности. Владелец распоря-
жается, использует и пользуется, распорядитель использует и пользу-
ется, а пользователь — только пользуется. Поэтому право собствен-
ности является высшим по отношению к правам владения, распоря-
жения, использования и пользования (личного и производственного
потребления).
Поскольку потребить можно, только присвоив, каждый человек по
своей природе одновременно является и потребителем, и производите-
лем, и собственником. Определяющим фактором общественного разви-
тия выступает потребление, уровень жизни (цель), а не производство
(средство). Это обусловлено тем, что человек по своей природе, являет-
ся прежде всего потребителем, так как, еще ничего не производя-в ран-
нем детстве, он уже потребляет, и ничего не производя в старости, он
продолжает потреблять необходимые для жизни ресурсы. Право и по-
рядок использования этих ресурсов устанавливает общество.
Предметом собственности может быть любая потребительная
стоимость, продукты труда и продукты природы. Собственником в
России является либо организация (общественный институт), либо
тот, кто унаследовал капитал или вложил в предмет собственности
свой труд. В результате, у одного предмета собственности может быть
несколько собственников, а следовательно, собственность может быть
индивидуальной (частной) или совместной. Совместная собственность
подразделяется на коллективную — в форме арендных, акционерных
или паевых организаций (фирм) и государственную — федеральную,
субъектов федерации, муниципальных образований, других админист-
ративно-территориальных единиц или государственных предприятий.
В Конституции РФ установлены и защищаются законом сле-
дующие формы собственности:
- частная (юридических лиц и граждан);
~ государственная (федеральная, субъектов федерации);
- муниципальная собственность (муниципальных образований).
Государство создает условия для развития разнообразных форм
собственности и обеспечивает их равную защиту.
Собственность не может быть использована в целях, противоре-
чащих интересам общества, нормам и свободам других граждан.

Конфискация имущества допускается только в случаях и в по-
рядке, предусмотренном законом. Исходя из общественных интере-
сов закон устанавливает пределы свободы экономической деятельно-
сти ее субъектов.
Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами
регулируются специальными актами законодательства РФ и кон-
тролируются государственными органами исполнительной власти.
По сути, содержанием рыночных процессов является свободный эк-
вивалентный обмен благами, производимыми обществом. Он представ-
ляет собой прямую связь производства с потреблением, определяет
необходимость производства того, что является потребностью, то
есть пользуется спросом.
Сбалансированные рыночные процессы характеризуются достиже-
нием усредненных значений общественных затрат на производство
с учетом действия на них всего множества факторов и их реальной
силы: побудительных мотивов для снижения издержек производства
и экономии финансовых, материальных и трудовых ресурсов, сти-
мулов для повышения производительности труда, внедрения в про-
изводство научных и технических достижений, изменения качества
продукции, работ и услуг.
Поэтому рынок является универсальной формой (механизмом)
саморегулирования общественных отношений по их количествен-
ным и качественным параметрам. В силу этого «рынок» как конст-
рукция взаимодействия субъектов представляет собой величайшее
создание человеческой мысли в истории развития общества, кото-
рое прошло через все социально-экономические формации.
Однако, по своей природе рынок противоречив и способен, в силу
присущей его процессам стихийности (непредсказуемости, случайности,
взаимовлияния), привести общество не только к прогрессу, но и к де-
прессии, кризисам и даже полному разрушению экономической сис-
темы. Для противодействия этим свойствам рынка общество вводит в
действие множество различных регуляторов. Экономическая наука
прошла долгий путь развития, прежде чем пришла к пониманию того,
что наиболее приемлемым для общества является состояние равнове-
сия рыночных процессов, которое может быть общим по группе
процессов (видам рынков) или частичным по отдельным локаль-
ным рынкам (труда, денег, облигаций, автомобилей).
Равновесие процессов рынка характеризуется сбалансирован-
ностью исходных ограниченных производственных ресурсов и ре-
зультатов распределения (перераспределения) производимых матери-
альных благ интересам всех заинтересованных лиц в обществе.
Состояние равновесия процессов рынка не является окончатель-
ном, достигнутым один раз и навсегда. Оно находится в динамике,

то есть- подвержено изменению значений, параметров состояния во
времени, что позволяет говорить о состоянии динамического равнове-
сия рынка. К параметрам состояния относят рыночные цены, склон-
ность к потреблению, сбережению или ожиданию, уровень спроса и
предложения и др.
Внешними проявлениями нарушения равновесия рынка, кото-
рые называют «болезнями рынка», являются инфляция, безработица,
падение производства, неплатежи, падение курса денежной единицы,
увеличение внешнего долга.
Ограниченность производственных ресурсов порождает необходи-
мость анализа вариантов при выборе технологий осуществления про-
изводственных процессов, процессов товарного обмена, рационали-
зации технических и технологических решений по использованию
ресурсов, совершенствовании измерителей в отношениях общества,
выявлении критериев регулирования процессов.
Показатели состояния процессов рынка по-разному ведут себя в
краткосрочном и долгосрочном периоде их регулирования (рис. 7.4).
Темпы (приросты) их изменения по периодам существенно разнят-
ся. Отсутствие, неполнота или многообразие информации о регули-
руемых процессах рынка вносят в их характеристики неопределен-
ность, для преодоления которой в поведении субъектов ПХД воз-
никает многовариантность. Задача регулирования процессов в та-
ких условиях для субъектов ПХД усложняется необходимостью
действовать по какому-либо из вариантов с той или иной вероят-
ностью в изменении ситуации.

Неопределенность ситуаций порождает риск, компенсацией ко-
торого для субъектов ПХД может являться увеличение или умень-
шение значений итоговых показателей процесса (прибыль, доход,
валовой национальный продукт, индекс безработицы, индекс цен).
Регуляторами неудовлетворенного спроса на рынке являются
различные виды сдерживания, политики конкуренции, протекцио-
низма, интервенции, контроля, стимулирования. Для их освоения
менеджеру необходима специальная подготовка.

 

Организация взаимодействия субъектов общества

Основные понятия, раскрывающие содержание организации взаи-
модействия субъектов общества, следующие:
• субъекты общества;
• отношения субъектов как объект управления (предметная об-
ласть менеджмента);
• инфраструктура хозяйствования;
• процессы ПХД.
Поскольку элементом взаимодействия субъектов, функциональ-
но связанных в ПХД, являются процессы ПХД как непрерывная
последовательность событий и явлений, то рассмотрение их носит
процессный характер, что позволяет рассматривать организации
взаимодействия с применением системного подхода.
Принципиальная схема процессов взаимодействия субъектов
общества приведена на рис. 7.5.
Исторически сложились три группы субъектов общества, взаи-
модействующих между собой:
• предприятия (объединения);
• домохозяйство (население, отдельные физические лица, гра-
ждане);
• государство (органы координирования взаимодействия субъ-
ектов в обществе).
Представители каждой из трех групп субъектов самостоятельно про-
являют и реализуют свои внутригрупповые и межгрупповые отноше-
ния в различных сочетаниях на основе индивидуальных инициатив и
общих правил (законов) взаимодействия, вырабатываемых обществом.
Совокупность внешних форм проявления взаимодействия субъ-
ектов общества и законов этого взаимодействия определена в теории
как механизм хозяйствования, совокупность элементов, орудия управ-
ления экономическими субъектами общества.

Принципиальная схема процессов взаимодействия субъектов

Принципиальная схема процессов взаимодействия субъектов ШД
Эволюция общественных отношений показывает, что в практи-
ке хозяйствования могут возникать различные типы взаимодействия
субъектов общества, которые различаются между собой по двум при-
знакам:
- формы собственности;
- уровень регулирующего влияния на субъекты хозяйствования
со стороны органов государственной власти и управления.
В соответствии с указанными признаками выделяют три харак-
терных типа хозяйственного механизма:
• свободный (нерегулируемый) рынок;
• регулируемый рынок;
• закрытый (несвободный, «централизованный», «зарегулирован-
ный») рынок.
Рынком называют сферу отношений между субъектами ПХД,
где сталкиваются интересы товарно-денежного обмена в воде сдел-

ки кушш-продажи материальных благ, в том числе рабочей силы.
Эти интересы взаимообусловлены, взаимозависимы, направлены на
свободную сделку, но противоречивы по своей сущности, что и вы-
зывает неустойчивость отношений между субъектами ГОЩ и обще-
го состояния всей совокупности отношений.
Последствия неустойчивости отношений социально значимы
для общества и каждого отдельного его субъекта-человека. Эти по-
следствия проявляются в следующих внешних признаках:
- крайнее массовое обнищание одних и обогащение до немыс-
лимых размеров других;
- отсутствие необходимого и излишества;
- нарушение среды обитания в угоду обеспечения доходов;
- бездуховность, потеря общечеловеческих ценностей, непри-
косновенности, достоинства, чести, морали;
- «скачки» прогресса и науки;
- игнорирование запретов и правил в товарно-денежных сделках,
в том числе на запрещенные товары и виды производства;
- криминализация отношений.
Учитывая значимость типа хозяйственного механизма, каждое
общество на уровне государственного устройства закрепляет
принципы его функционирования в законах. Каждая страна впра-
ве выбирать то устройство хозяйственного механизма, которое ис-
торически складывается в ней и обеспечивается политически, то
есть в интересах ведущих и реальных сил развития, действующих в
обществе.-
Организация взаимодействия субъектов общества включает в
себя процессы и связи между ними (рис. 7.6), среди которых выде-
ляют процессы:
- установления прав собственности;
- установления субъектов собственности;
- производства материальных благ;
- товарно-денежного обмена;
- информационного отображения и управления;
- установления внешней среды субъектов ПХД.
Совокупность процессов взаимодействия субъектов ПХД со-
ставляет экономическое пространство общества.
Процессы установления права собственности характеризуются
сделками приватизации и национализации собственности, ее разго-
сударствления или монополизацией отношений собственности
субъектов ПХД, дарения или наследования собственности. Субъек-
тами этих процессов являются государственные фонды имущества,

комитеты по управлению имуществом, нотариаты, арбитражные
суды, антимонопольный комитет, коммерческие и предпринима-
тельские структуры.

Система управления общественными отношениями субъектов ПХД

Система управления общественными отношениями субъектов ПХД

Процессы установления субъектов собственности характеризу-
ются действиями органов управления по идентификации субъектов
ПХД, выступающих в качестве таковых для осуществления своей
деятельности в результате учреждения, слияния, реорганизации,
выделения или рождения (для граждан), а также устранения из
сферы этих отношений из-за несостоятельности (банкротства), са-
моликвидации, смерти или выбытия в другую страну (для граждан).
Субъектами этих процессов являются органы государства (ЗАГСы,
территориальные регистрационные центры, нотариаты, граждан-
ские суды, юридические фирмы, трастовые и консалтинговые ком-
пании, органы госстатистики, предприятия, граждане).
Процессы производства материальных благ характеризуются дей-
ствиями субъектов ПХД, направленными на создание и использова-
ние прогрессивных технологий переработки различных сред с целью

получения из исходных ресурсов нужных обществу материальных
благ, составляющих основу жизнеобеспечения общества, то есть
удовлетворяющих его жизненные потребности. Субъектами процес-
са производства являются граждане, организации различных видов,
в том числе и государственные, коммерческие, некоммерческие.
Процессы информационного отображения и управления характе-
ризуются наличием измерителей отношений субъектов ПХД в форме
множества экономических показателей, денежных инструментов экви-
валентности измерителей в производстве и обмене материальных благ,
форм учета и соотношения измерителей, форм закрепления прав соб-
ственности на материальные блага, в том числе, средства производст-
ва, ответственности за их применение, форм оценки, отчуждения и
перераспределения материальных благ, формирования общественного
сознания организаций разных уровней. Субъектами этой группы про-
цессов являются коммерческие банки, страховые компании, налого-
вые органы государства, аудиторские фирмы, фонды, биржи, финан-
сово-промышленные группы, органы госстатистики, партии, об-
щественные организации.
Средствами информационного отображения взаимодействий субъ-
ектов ПХД являются измерители разного рода, основными из кото-
рых являются деньги как мера соответствия между трудом и соот-
ветствующим ему количеством материального блага (результата тру-
да, товара, предмета купли-продажи). По соотношению измерите-
лей, наличие которых является устойчивой потребностью общества,
выделяют три характерных состояния в системе взаимодействия:
Т = Д — состояние баланса (равновесие);
Т < Д — состояние «горячих денег» или дефицита товара;
Т > Д — перепроизводство товара.
Процессы внешней среды субъектов ПХД характеризуются на-
личием их границ, (границ предприятия, города, области, страны),
установлением правил обработки экспортно-импорных сделок, правил
учета долговых обязательств, эмиссий, заимствований, товародвиже-
ния, приоритетов внешнего реагирования, обороны, других связей.
Субъектами этой группы процессов являются органы государственной
и исполнительной власти страны и другие субъекты ПХД (Централь-
ный банк, судебные органы, посольства, предприятия, учреждения и
физические лица), уполномоченные государством или вступившие в
отношения внешней среды в соответствии с нормами законодательст-
ва страны. Одним из элементов развития инфраструктуры обществен-
ных отношений является государственная поддержка муниципальных
образований с градообразующими научно-производственными компа-
ниями (наукограды), осуществляющими научную, научно-техническую,

инновационную деятельность, экспериментальные разработки и подго-
товку кадров по приоритетным для государства направлениям науки и
техники.
Основу отношений субъектов ПХД составляет сделка между про-
давцом и покупателем материальных благ (продуктов труда — работ,
товаров, услуг). Каждая из сторон сделки свободна в праве заключе-
ния сделки, определении параметров ее осуществления (цена, количе-
ство и качество товара).
«Свободная цена» в отношениях субъектов экономического про-
странства является формой и средством их регулирования. Способ
закрепления условий осуществления сделки — контракт, договор,
соглашение, акт, протокол (в форме документа).
Интересы покупателя проявляются через потребности купить:
- продукт (работу, услугу) в нужное время;
- оптимальное количество продукта (работы, услуги), сообразу-
ясь с его (потребителя) нормой потребления;
- товар (работу, услугу) лучших потребительских свойств;
- ближе к месту потребления (проживания, строительства, про-
изводства);
- общепризнанный товар (работу, услугу) с хорошей репутацией
у потребителей;
- товар (работу, услугу) в условиях выбора его ассортимента;
- по цене реальной стоимости товара (работы, услуги).
Интересы продавца проявляются через его потребности:
- продать;
- продать быстрее;
- продать крупными партиями;
- продать дороже;
- продать не в убыток;
- продать вне конкуренции.
Разделение интересов продавца и покупателя относительное, так
как действия всех субъектов ПХД одновременно являются многороле-
выми, то есть они, покупая — продают, а, продавая — покупают. Про-
тиворечивость интересов покупателя и производителя, спроса и пред-
ложения, а также конкуренция в их отношениях, создает условия для
сильной мотивации высокопроизводительного и высокоэффективного
труда, соответствующего наращивания производства в целях удовле-
творения запросов субъектов ПХД.
Необходимыми условиями для организации регулируемого рын-
ка являются:
• свободный выбор поставщика и потребителя на договорной ос-
нове, в том числе по ценам, составу субъектов и видам сделок;

• прямые отношения поставщика и потребителя;
• наличие конкуренции как средства устранения явления мо-
нополизма, как фактора торможения в динамике развития
ПХД;
• признание производителя, т.е. продавца, владельцем товара.
Психология предпринимателя зарубежного развитого рынка на-
правлена не на скорые доходы, а на то, чтобы выжить в условиях дли-
тельной конкуренции. Это связано с тем, что технологии нельзя долго
держать в секрете, они становятся известны. Поэтому фирмы старают-
ся избежать резких скачков в производстве товаров, отдавая предпоч-
тение поддержанию высокого уровня качества продукции на дли-
тельных отрезках времени.
Понятие «рынок» охватывает много аспектов. Оно складывает-
ся, как правило, из трех элементов:
• рынок как краткое название типа хозяйственного механизма
взаимодействия субъектов общества;
• предметная область, рассматриваемая в сфере влияния рынка;
• признак уровня организации рынка.
По признаку «уровень организации» выделяют:
- «.нормальный» рынок, хорошо оснащенный структурно (биржи,
банки, законодательство), обеспеченный товарами, деньгами,
информацией о производителях (покупателях) и сделках между
ними;
- «непрозрачный» рынок, недостаточно оснащенный для предо-
ставления коммерческой информации и сервиса участникам
сделок;
- «черный» рынок, характеризуемый отсутствием условий для де-
ловой активности участников рынка;
- первичный рынок выделяется по признаку первого размещения
(продажи) товара среди покупателей;
- вторичный рынок характеризуется признаком не первого
размещения (продажи) товара среди покупателей;
- двухъярусный рынок определяется наличием двухслойного уровня
регулирования (например, свободные и государственные цены);
- монополистический рынок функционирует в условиях преобла-
дающего влияния одного из субъектов рынка (монополиста) в
лице фирмы, объединения или государства;
- вялый рынок характеризуется небольшими объемами продаж по
сравнению с ранее наблюдаемыми;
- мировой (региональный, внутренний, внешний) рынок характе-
ризуется физическими границами сферы товарного обмена.

По признаку предметной области различают рынок с учетом его спе-
циализации по виду товара (работ, услуг, собственности, требованию
интересов). Например:
- рынок труда (рабочей силы);
- рынок интеллектуальной собственности;
- рынок недвижимости;
- рынок финансов;
- рынок одного товара (автомобилей, телевизоров, бензина, зерна,
аммиака);
- рынок оптовый (розничный);
- рынок объектов незавершенного строительства;
- рынок энергии;
- рынок продавца (покупателя);
- рынок политических технологий.
В целях организационного обеспечения рынка как механизма
хозяйствования общество применяет различные приемы в созда-
нии внешних, по отношению к конкретному субъекту, условий их
взаимодействия.
Структурные составляющие, предназначенные для этих целей,
получили обобщенное название «инфраструктуры» и призваны
обеспечить:
- решение юридических вопросов бизнеса (законы, нотариаты,
юридические консультации, адвокатура, органы регистрации
сделок);
- оперативность денежного обращения (коммерческие банки,
клиринговые (расчетные) центры, пункты обмена валют, кре-
дитные организации);
- страхование сделок (страховые компании, их взаимодействие);
- свободное ценообразование (биржи валют, товаров, ценных бу-
маг, фирмы-риэлторы, аудит, консалтинг, аукционы, тренды);
- формы объединения субъектов ПХД для конкурентной борьбы
(холдинги, консорциумы, картели, объединения и др.);
- формы деятельности общественных организаций (союзы, ассо-
циации, движения);
- формы и условия информационного обмена (услуги электрон-
ной почты, компьютерных сетей, связи);
- формы создания и развития инноваций (технологии, научные
парки, научные центры, центры научно-технической инфор-
мации и экспертизы);
- формы развития предпринимательства (учебно-деловые центры,
центры бизнеса, фонды поддержки малого бизнеса, центры от-

бора целевых программ развития и инвестиционных проектов
для их финансирования);
- меры сопоставимости и единство стандартов бухучета ГОЗД;
- посредничество, представительство, агентские связи, дилерская
деятельность;
- обработка разнообразных финансовых инструментов (векселя,
акции, закладные сертификаты, казначейские обязательства,
поручительства, гарантии);
- контроль и безопасность сделок (охрана, санкционирование
доступа, лицензирование, аттестация, сертификация, инспек-
ция, надзор).
Страны, обладающие развитой инфраструктурой, которая созда-
ется усилиями общества длительное время, имеют большие воз-
можности для маневрирования в регулировании экономики, дости-
гают опережающих результатов в развитии по сравнению с другими
странами. Чем больше свободы перемещения капитала, тем больше
шансов достигнуть высокого положения на мировом рынке. Уча-
стие в мировом рынке составляет высший приоритет в развитии
хозяйственного механизма страны. Но внешние рынки разделены
на сферы влияния стран-участниц рыночного взаимодействия, про-
биться в них и выдерживать конкуренцию — очень непростая зада-
ча взаимодействия субъектов общества.
Как показывает опыт исторического развития общества, меха-
низм «свободного» рынка существовать не может в связи с возник-
новением искажений в перераспределении материальных благ, кото-
рые являются социально неприемлемыми и отвергаются обществом.
Важными проявлениями противоречий свободного рынка являются
конфликты, потрясения, революции, войны. Закрытый рынок пред-
полагает при его создании множество бюрократических потрясений,
необходимых для принятия команд, формирования планов, учета,
перераспределения доходов, многоступенчатых каналов администри-
рования, введения нормативов и т.п., что влечет за собой существен-
ное смещение интересов между субъектами отношений в обществе, в
результате снижается эффективность управления.
Компромиссное направление — регулируемый рынок.

 

Система управления общественными отношениями

Природа экономических процессов и организация взаимодей-
ствия субъектов ПХД общества, рассмотренные в предыдущих гла-
вах, отображают многообразие видов деятельности людей, направ-
ленной на их жизнеобеспечение. Деятельность людей в условиях
выбранного обществом хозяйственного механизма объективно тяго-

теет к обобществлению производства, а следовательно, и к поиску
средств воздействия на общественные отношения с целью исклю-
чить грозные силы разрушительной стихийности, но, в то же время,
сохранить потенциал общества для стимулирования его развития
через свободный товарно-денежный обмен.
Создаваемые обществом системы управления общественными
отношениями сложны и многоаспектны. Они включают в себя
подсистемы финансово-валютного, налогового, ценового регулиро-
вания, главная цель которых — поддержать баланс спроса и пред-
ложения, потребления и накопления товарно-денежной массы (рис.
7.6). Всякое нарушение равновесия этих соотношений на макро-
уровне дестабилизирует общественные отношения и ставит под
угрозу функционирование и жизнеобеспечение общества.
Мощным средством регулирования отношений общества явля-
ется тщательно отработанное законодательство страны, устанавли-
вающее «правила игры» взаимодействующих субъектов ГОД. При-
менение такого законодательства превращает отношения субъектов
в цивилизованные, основанные на экономически справедливом эк-
вивалентном обмене, на соблюдении правовых средств защиты ин-
тересов граждан и фирм.
При возникновении товарно-денежных отношений появилась и
адекватная им система юридических норм, которая римлянами бы-
ла названа гражданским правом. Уже тогда это понятие использова-
лось не только для определения правового статуса гражданина, но и
Для регулирования всех имущественных отношений, возникающих
в сфере экономического оборота. Оно регламентировало все, что
имело отношение к рынку: правовое положение граждан и организа-
ций (тогда же возникло понятие юридического лица), порядок за-
ключения договоров и иных сделок, статус собственника имущества
и его правомочия.
Прошли столетия, сменились поколения и формации, прежде
чем на волне промышленной революции появилась более совер-
шенная система рыночных отношений, вызвавшая к жизни и новое
законодательство. В европейских странах первым актом нового за-
конодательства стал французский гражданский кодекс (Кодекс На-
полеона) 1804 года, который лег в основу законодательного регули-
рования рыночных отношений во многих государствах мира. Этот
кодекс вполне соответствовал новой структуре общественных от-
ношений и регулировал их в нужном направлении, независимо от
того, где он действовал. Единство правового регулирования предо-
пределялось и предопределяется качественной однородностью ры-
ночных связей, общностью тех принципов, на основе которых они
возникают.

Гражданское законодательство в XX веке претерпело значитель-
ные изменения, связанные с возникновением монополий, между-
народных концернов, развитием научно-технического прогресса,
однако основные его положения остались незыблемыми до настоя-
щего времени. Именно посредством гражданского права весь мир
регулирует порядок образования юридических лиц в экономической
сфере, отношения собственности и аренды, заключения и исполне-
ния договоров по продаже товаров и услуг, страхованию, подряду и
строительству, залогу имущества, кредитованию, расчетам, защите
прав потребителей.
Хозяйственный механизм регулируемого рынка предполагает сво-
боду деятельности участников экономического оборота, самостоятель-
ность в решении вопросов снабжения и реализации товаров, уста-
новлении цен на них, заключении договоров, других предпринима-
тельских действий. Однако эти действия в условиях состязательно-
сти (конкуренции) должны быть направлены на постоянное повы-
шение качества выпускаемой продукции (работ, услуг), на исполь-
зование передовой научно-технической мысли, совершенствование
технологий производства. Ориентирование, координация и кон-
троль таких отношений относятся к функциям системы управления
общественными отношениями.
В связи с тем, что в мире общепризнанны принципы регули-
руемого рынка, признаком которого является свобода предпринима-
тельства, средства управления могут быть рассмотрены по признаку
их инициирования с двух сторон:
- со стороны государства;
- со стороны субъектов ПХД, предпринимательских структур.
Рассмотрим их подробнее.
К средствам управления отношениями ПХД со стороны государ-
ства относятся:
• социально значимые приоритеты в перераспределении финан-
совых средств бюджета государства;
• установление общих положений о налогах, кредитовании,
страховании, других видах финансовой деятельности;
• селективная политика в налогообложении субъектов ПХД;
• прямые ограничения предпринимательской деятельности субъек-
тов ПХД путем определения минимального уставного капитала,
размеров долей паевого капитала фирм, минимального уровня
оплаты труда, индексов переоценки имущества, индексации цен
на потребительские товары, уровня оплаты регистрационных сбо-
ров, размеров акцизов, пеней и штрафов за нарушение платежей
в бюджет, порядка бухгалтерского учета и налогообложения;

• порядок декларации доходов работников;
• порядок обращения валют на территории страны;
• установление размера пеней, пособий инвалидам и многодетным
семьям, а также размеры отчислений во внебюджетные фонды;
• установление единых требований по формированию фондов
корпоративных структур;
• установление размера компенсаций беженцам, пострадавшим
во время стихийных бедствий и катастроф;
• исследование и популяризация разумных норм потребления;
• обоснование расходов и доходов бюджета страны;
• формирование финансово-кредитной и инвестиционной поли-
тики государства;
• развитие направлений инвестирования капитала в виде инве-
стиционных программ, целевых программ развития отраслей
народного хозяйства;
• государственные заимствования;
• приватизация, аренда, национализация государственной собст-
венности;
• создание приоритетов и стимулов в развитии науки и техники;
• создание условий информационного обмена, в том числе меж-
дународного;
• развитие бизнес-образования и систем коммуникации;
• создание единого правового поля и безопасного пространства
для предпринимательской деятельности;
• установление единого порядка рассмотрения споров и кон-
фликтов между гражданами и организациями;
• определение приоритетов и условий развития отраслей народ-
ного хозяйства, конверсии;
• реструктуризация и разгосударствление в экономике;
• поддержание курса отечественной валюты и условий валютно-
го обмена;
• гарантии государства в деятельности предпринимательских
структур;
• обеспечение внешних условий безопасности жизнедеятельно-
сти в стране;
• организационный протекционизм;
• порядок внешнего контроля и инспектирование
предпринимательской деятельности.
Законодательство России закрепляет формальные права граждан
и организаций, состоящих в определенных отношениях между со-
бой. Оно определяет порядок взаимоотношений сторон, ориенти-

оовано на удовлетворение интересов общества, непрерьшно обнов-
ляется и совершенствуется, способствует превращению рыночного
механизма в цивилизованный, регулируемый и чувствительный к
помехам. Примерный спектр законов, применяемых в практике
управления ПХД, приведен в Приложении 5.
Со стороны предпринимательских структур применяются сле-
дующие правила управленческого воздействия:
• выработка ясных и общественно значимых целей деятельности
организаций, полезных для потребителя, производителя, госу-
дарства, населения;
• здравый смысл, логика и точные расчеты при любых действиях
сторон рыночных отношений;
• профессионализм каждого специалиста предприятия;
• оперативность в работе;
• настойчивость и терпение в достижении целей, а при
необходимости — готовность все начать сначала;
• объединение капитала для выживания в условиях конкуренции
путем организации коллективной собственности частных пред-
принимателей, создания акционерных обществ, учреждения
корпоративных форм взаимодействия (концернов, консорциу-
мов, объединений, холдингов, компаний, финансово-промыш-
ленных групп);
• инициативы создания совместных предприятий с фирмами
других стран, обеспечение их взаимодействия;
• развитие форм организационного взаимодействия, заимствова-
ний, товарного и коммерческого кредита;
• продвижение отечественной продукции на внешний рынок;
• проведение маркетинговых исследований и использование их
результатов при принятии коммерческих решений по расшире-
нию, свертыванию или переориентации производства;
• информационное обслуживание рынка.
В практике общественных отношений формируются множество
управленческих рецептов, так называемых заповедей или «неписаных
законов», аккумулирующих в простой и популярной форме поведен-
ческие мотивы предпринимательства:
- товара нужно столько, сколько его можно продать в минималь-
ные сроки;
- все, что продается — товар;
- не продашь товар, не получишь денег;
- основа цены — потребительские свойства товара;
- реклама — двигатель успеха;

- производить то, что покупается;
- покупатель — главная фигура («король») рынка;
- нельзя продавать сразу много, нужно распределять риск по
«корзинам»;
- «качество денег» всегда соответствует качеству товара;
- выгоднее продавать товар, представляя его на разных рынках
по разным ценам;
- кто не рискует, тот не достигает успеха;
- контакт невозможен, если не видна выгода партнера;
- величина дохода прямо пропорциональна риску;
- относись с уважением к власти; во всем должен быть порядок, а
власть — необходимое условие порядка;
- разные нации имеют различные нравы и обычаи в бизнесе. В
одном регионе взятка оценивается как подарок, а в другом —
кровное оскорбление. Но в любом месте обман — это обман;
- не разделяй слово и дело. Деловой человек считается таковым,
если умеет держать слово;
- неясная или вульгарная терминология настораживает клиента
или партнера;
- нормальный отдых и здоровье — предпосылка высоких доходов;
- отношение к окружающим должно быть таким же, какого ты
сам ожидаешь от них;
- алкоголь и наркотики несовместимы с эффективностью работы;
- крепкая семья — залог процветания фирмы;
- имидж фирмы — твой имидж;
- предпринимательство приносит выгоду тому, кто отдает ему все
силы и способности;
- потенциал личности динамичен — самосовершенствуйся.
Субъекты общественных отношений адаптируются в сложивших-
ся условиях хозяйствования путем системной ориентации в бизнесе:
тщательного изучения внешней среды, конъюнктуры, спроса и пред-
ложения, возможностей заказчиков и конкурентов, размеров и емко-
сти функционального пространства, уровня цен. Это направление
Деятельности субъектов рынка получило название «маркетинг», оно
представляет собой конкретное содержание, способы и методы дея-
тельности, высокую значимость для развертывания производства и
планирования выпуска продукции (работ, услуг).
Маркетинговые исследования рынка выполняются субъектами
ПХД на основе многочисленных контактов с заказчиками, потреби-
телями, потенциальными клиентами, распространения информации
0 фирме, публикации каталогов и образцов продукции, участия в

выставках и конкурсах, поддержания высокой репутации фирмы,
формирования потребностей самого потребителя, разработки кана-
лов продвижения товаров и стимулирования спроса.
Рассматривая рекламу как важнейшее средство коммуникации
каждое государство формирует и поддерживает высокие этические
стандарты маркетинга и рекламы, устанавливая специальные зако-
ны и международные правила в этой сфере.
Международный кодекс рекламной практики (МКРП) служит
своеобразным инструментом самодисциплины предпринимателей,
но одновременно предназначен для использования в судебной
практике в качестве справочного пособия. МКРП провозглашает
базовые понятия применительно к рекламной деятельности: благо-
пристойность, честность и правдивость.
Правила благопристойности исключают использование в рекла-
ме недостатка знаний покупателя или его неопытность, возмож-
ность играть на чувствах страха или суеверия. Недопустимы также
утверждения, способные спровоцировать насилие, дискриминацию
по расовому, религиозному или половому признаку. Не место в
рекламе двусмысленностям, преувеличениям, недомолвкам, иска-
жению результатов исследований и статистических данных, кото-
рые влекут за собой ложные представления о товаре (работах, услу-
гах) и обман покупателя.
Содержание рекламы должно легко поддаваться проверке, прав-
диво и предельно четко указывать на природу, свойства и дейст-
вующую цену товара, а также условия доставки, возврата, ремонта,
обслуживания, размер прибыли от реализации, предназначенный на
благотворительные цели (если они имеются).
Вопреки расхожим представлениям о жесткости рыночной кон-
куренции МКРП требует от соперников взаимного уважения и
сдержанности. В частности, Кодекс запрещает «очернение» любой
фирмы, промышленной и коммерческой деятельности, товаров и
услуг средствами рекламы.
В понятие «очернение» включены не только плохие отзывы о
товаре (работах, услугах), но даже такие формы, как насмешка и
презрительный тон. Кроме того, в рекламе недопустимы изображе-
ния или описания конкретных людей в частной жизни или общест-
венной деятельности без их предварительного согласия.
Для защиты детей и молодежи от воздействия рекламы запре-
щено эксплуатировать доверчивость и повышенную преданность
юных граждан, оправдание насилия даже для пресечения антиза-
конных либо аморальных действий. Предлагая детские товары, не-
допустимо ставить под сомнение общечеловеческие ценности и ав-
торитет взрослого человека, сулить превосходство над сверстника-

ми, отрицать уважение к власти и мнение родителей, формировать
ложные представления о доступности любого рекламируемого това-
ра семье с любыми, в том числе малыми, доходами.
Рассмотренные компоненты распределенной системы управле-
ния общественными отношениями субъектов ПХД позволяют
удерживать и развивать их в теории и практике менеджмента.

 

Эволюция общественных отношений в России

На рубеже XIX—XX веков основой русской нации являлось кре-
стьянство. На рабочих с семьями приходилось около 20% населения
страны. Примерно такую же часть нации составляли зажиточные
слои общества — кулаки, мелкие предприниматели, чиновничество,
интеллигенция. На верхушку общества — крупную буржуазию, по-
мещиков, высших чиновников приходилось около 2% населения.
Трудящиеся страны — пролетариат, бедные и средние крестьяне,
ремесленники, составлявшие около 80% населения России, экс-
плуатировались помещиками и капиталистами, во главе которых
стояло царское правительство. Политику в среде буржуазии все
больше определяли монополистические объединения. В дальней-
шем усилился и финансовый капитал. В стране было также огром-
ное количество средних и мелких капиталистических предприятий.
Однако, несмотря на то, что капиталистическая формация в России
Уже определилась, русская буржуазия при всем ее значительном
экономическом росте в период империализма еще не приобрела
адекватного политического влияния. Дворянство находилось ближе
к кормилу власти.
Возрастала и социальная роль пролетариата, чему способствова-
ло относительно большее развитие рабочего класса по сравнению с
национальной буржуазией, поскольку он формировался как на ино-
странных, так и на национальных предприятиях. Важным фактором
усиления революционной роли российского пролетариата была вы-
сокая степень его концентрации на крупных предприятиях.
Социальная структура современного общества отражает соот-
ношение между различными организационно-правовыми формами
предпринимательства. Социальная структура в России претерпевает
существенные изменения в ходе создания современной рыночной
системы. В прежних условиях социальная структура отличалась вы-
сокой концентрацией производства и почти безраздельным господ-
ством государственной собственности в несельскохозяйственных
отраслях. В конце 80-х годов на промышленных предприятиях с
численностью персонала свыше 1000 человек работало более 88%, а

на предприятиях со штатом менее 200 человек — только 1,7% всех
занятых. В среднем на одном промышленном предприятии в СССР
работало 833 человека, тогда как в ФРГ и Японии — 150, в США —
лишь 53 человека.
Системная трансформация в рамках предприятия — процесс,
прежде всего, социальный. Затрагиваются интересы всего населе-
ния, поэтому любые экономические просчеты могут привести к
социальной нестабильности. В процесс трансформации отношений
собственности вовлекаются: население в целом, члены трудовых
коллективов государственных и муниципальных предприятий, ад-
министрация этих предприятий, государственные структуры. Эти
категории могут выступать как юридические или физические лица
и быть носителями интересов собственников, предпринимателей,
наемных работников в различных сочетаниях. Столкновение и со-
гласование этих интересов происходит как на уровне экономики в
целом в масштабах крупных административных и хозяйственных
структур, так и в масштабах отдельных предприятий, внутри кол-
лективов их работников.
Социалистическое преобразование русской нации открыло новую
эпоху в истории человечества. Россия стала первой страной побе-
дившего социализма.
Неправильно было бы, однако, подчеркивать только возвышен-
ные аспекты жизни русской нации в условиях нового политиче-
ского и социального строя. На новом пути были и громадные поте-
ри — человеческие, материальные, нравственно-этические. Так, из-за
гражданской войны, голода и разрухи население страны к 1923 году
сократилось на 13 миллионов человек. Тяжелейшие испытания и
страдания выпали на долю народа в дальнейшем. Причины этого
заключаются в необоснованных репрессиях и беззакониях, в вопию-
щих деформациях, допущенных в социалистическом созидании, в
испытаниях и последствиях Великой Отечественной войны, в слож-
ных объективных обстоятельствах и субъективных ошибках.
В процессе социалистического строительства существенно меня-
лись занятость населения по отраслям экономики и социальный со-
став населения России, в том числе русской нации. В 1940 году в
промышленности, строительстве, на транспорте и связи, в торговле и
материально-техническом снабжении, жилищно-коммунальном хо-
зяйстве было занято 40% населения России, а в 1987 г. — 65%; в
сельском и лесном хозяйстве — соответственно 50 и 14%; в здраво-
охранении, народном образовании, науке и культуре и т.д. —7 и 18%.
Возрастала численность рабочего класса, интеллигенции и
уменьшалась доля сельского населения России. В 1986 г. в народ-
ном хозяйстве России было занято 72,3 млн чел. Из них рабочих —

46,9 млн чел., служащих — 21 млн чел., колхозников, занятых в
общественном хозяйстве, — 4,4 млн чел.
Деятельность русской интеллигенции, создавшей непреходящие
ценности, принесла культуре России мировую славу. До Октябрь-
ской революции русская интеллигенция занимала относительно
самостоятельное и вместе с тем промежуточное положение в струк-
туре капиталистической нации, примыкая к буржуазии и помещи-
кам, отчасти к рабочему классу и крестьянству.
После революции значительная часть русской интеллигенции
оказалась в эмиграции, но многие перешли на сторону Советской
власти и служили своей Родине честно и бескорыстно, отбрасывая
в сторону личные обиды, как бы тяжки и несправедливы они ни
были. Достоинство человека в глазах передовых русских интеллиген-
тов — это, прежде всего, самоотверженная работа на благо общества,
взаимная поддержка и солидарность в благородных деяниях, подни-
мающие моральный дух, созидательный потенциал нации. Величай-
шей трагедией русского народа явилось уничтожение большой части
его интеллигенции в период необоснованных репрессий.
Создание материально-технической базы нового общества, рост
образовательного и культурного уровня широких масс русского на-
рода приобщали к умственному труду миллионы людей, в основном
из среды рабочих и крестьян. Интенсивно росла научно-техническая
интеллигенция. Например, число научных работников в России за
1940—1987 гг. увеличилось с 62 тыс. до 1029,3 тыс. чел.
Русские ученые, деятели науки и искусства всегда проявляли ог-
ромную заботу о развитии национальной культуры, просвещения,
науки в ранее отсталых регионах страны. В вузах Москвы, Новоси-
бирска, Горького (ныне Нижний Новгород) и других русских го-
родов многие десятилетия готовились многочисленные кадры спе-
циалистов. Значительно расширились научные контакты и связи.
Современная русская интеллигенция по своему социальному со-
ставу отличается большим разнообразием. Она охватывает: слои,
немногим отличающиеся от высококвалифицированных рабочих,
часто имеющих диплом, интеллектуальную элиту, значительную часть
высшего политического руководства государства. Положение и ха-
рактер разных слоев интеллигенции влияют и на их отношение к
экономическому развитию страны.
Определяющими в рамках предприятий стали интересы собст-
венника, предпринимателя и наемного работника. Эти интересы
проявлялись и до приватизации госпредприятий, но соотношение их
было иным. В рамках госпредприятия собственника как такового не
было, а назначенный сверху директор был представителем, своего
рода доверенным лицом генерального собственника — государства.

Двойственность его положения определялась промежуточной пози-
цией между государственными структурами, которым администра-
тивно подчинялось предприятие, с одной стороны, и имуществен-
ным и человеческим потенциалом предприятия — с другой.
Интересы собственника. В процессе приватизации происходит
персонификация носителя интереса собственника. Генеральный
собственник — государство — передает (или продает) право собст-
венности негосударственному юридическому или физическому ли-
цу. Персонифицированный интерес собственника состоит в приум-
ножении собственности (капитала) и в получении от него устойчи-
вого и гарантированного на перспективу дохода (самовозрастание
стоимости). Это означает выбор правильной рыночной стратегии,
обеспечение конкурентоспособности. Интерес собственника пред-
полагает также эффективное текущее использование капитала для
получения удовлетворительной нормы прибыли в каждый конкрет-
ный момент.
Соотношение стратегического и текущего интереса собственни-
ка устанавливается применительно к особенностям капитала и, в
случае необходимости, может быть решено путем перемещения ка-
питала (денежного перелива) в иные объекты собственности, с бо-
лее высоким доходом. Иными словами, интерес собственника свя-
зан не с материально-вещественной, а с финансовой стороной ка-
питала и требует постоянного увеличения его стоимости. Интере-
сам собственника противоречит омертвленный, неработающий ка-
питал, застой его структуры, гипертрофированное стремление к
сиюминутной выгоде в ущерб перспективе.
Интересы менеджера. Интересы менеджера (управляющего) свя-
заны главным образом с эффективным использованием капитала.
Менеджеры высокого класса способны обеспечить высокую эффек-
тивность в каждый данный момент и на перспективу (стратегиче-
ский менеджмент), а также добиваться высоких устойчивых дохо-
дов независимо от конкретной природы капитала (финансовый
менеджмент). Чаще всего, однако, интересы менеджера связаны с
текущей эффективностью использования капитала, максимизаци-
ей дохода с капитала в каждый данный момент. В этом смысле
интересы менеджера не противоречат и совпадают с интересами
собственника.
Вместе с тем, профессиональная сфера деятельности менеджера
ориентирована на определенный тип капитала, связана с конкрет-
ным объектом собственности, а поэтому менеджер-профессионал
заинтересован в стабилизации своего положения и ориентируется
на сохранение и укрепление данного конкретного предприятия.
Интерес его, таким образом, может потенциально противоречить

интересу собственника, требующего своевременного перелива капи-
тала в более эффективные сферы.
Фигура администратора-менеджера в условиях приватизации
является ключевой. На госпредприятиях, как правило, администра-
ция совмещает функции представителей интересов государства-
собственника и менеджера. Часто интересы управления отступали
перед властью учредителя-собственника. На государственном уров-
не функции собственности и эффективного управления обществен-
ным капиталом не были разделены и реализовывались через систе-
му административно-командных методов управления. В процессе
приватизации функция менеджера обособляется, причем это не за-
висит от воли и способностей конкретной личности, а является
следствием смены собственника.
Интересы наемного работника. Наемный работник связывает
свою судьбу, свои интересы с конкретным предприятием как с ис-
точником дохода и местом работы. Интерес наемного работника
направлен на максимизацию текущих доходов, связан с ростом эф-
фективности, но противоречит стратегической необходимости пере-
лива капитала в более эффективные сферы. Опыт постсоциалистиче-
ских стран однозначно свидетельствует, что для наемного работника
сохранение своего рабочего места — абсолютный приоритет. Таким
образом, интерес наемного работника потенциально конфликтен по
отношению к интересу собственника. Интерес же менеджера занима-
ет промежуточное положение в системе интересов, на которой стро-
ится нормальное функционирование капитала.
Стратегическая и текущая устойчивость, максимизация доходов, а
в итоге — рыночная конкурентоспособность и процветание предпри-
ятия зависят от внутренней согласованности и непротиворечивости
системы интересов. Напротив, рыночные позиции могут быть подор-
ваны конфликтом этих интересов, что надо учитывать при выборе ва-
рианта трансформации предприятия. В случае же масштабной массо-
вой приватизации госпредприятий в переходной экономике выбор ре-
шения связан с крупными принципиальными сдвигами в системе ин-
тересов, с их перестройкой на рыночный механизм согласования.
В России остро стоит вопрос о новом негосударственном собст-
веннике. Коллективно-долевая собственность, в определенных мас-
штабах распространенная во многих странах мира, находит мощную
общественную поддержку в России.
Коллективно-долевая собственность. Коллективно-долевой собст-
венностью называется совокупность индивидуальных капиталов ра-
ботников, представленных в виде акций или паев, регламентированная
по принципам ассоциирования и выхода. Главное, что характерно для
концепции коллективно-долевой собственности трудовых коллекти-

вов — это объединение их членами функций собственника, пред-
принимателя и наемного работника. А это значит, что едиными
должны быть и их интересы в каждом из этих качеств. Недостаточно
назвать работника собственником, даже юридически закрепив за ним
часть имущества. Нужно, чтобы к выполнению этой функции его по-
буждал интерес. Более того, работник должен при этом выполнять
свои профессиональные обязанности, то есть функции наемного
труда. Наконец, по замыслу, он становится еще и предпринимате-
лем, а потому должен объединять функции собственника и наемного
работника специфическим предпринимательским интересом.
В возможности такого сочетания убеждает не столько мировой,
сколько отечественный опыт. Действуют же десятки и сотни пред-
приятий с собственностью трудовых коллективов. Сходное сочетание
интересов движет и кооперативами, фермами, представителями
других форм мелкого бизнеса. Однако собственность трудовых кол-
лективов — это только равный стартовый шанс для его членов. А
далее неизбежным окажется перераспределение долей собственно-
сти в пользу тех, кто предпочтет наемному труду функции собст-
венника и предпринимателя и сумеет их реализовать. Только тогда
и происходит реальная приватизация, передача государственной
собственности в руки нового собственника, который наемным ра-
ботником может и не быть (и, скорее всего, им и не будет).
Если же коллективная собственность сохраняется, то сохраняет-
ся и постоянная угроза деления ее не по индивидуальным долям и
в соответствии с трудовым вкладом, а «по справедливости», по
уравнительным критериям. Все эти проблемы ложатся уже на плечи
самих трудовых коллективов, а потенциальные конфликты перено-
сятся на уровень предприятия. Совсем не случайно на американ-
ских предприятиях с собственностью работников предусмотрены
механизмы, стимулирующие профессиональную трудовую актив-
ность, но ограничивающие полноту и свободу в реализации функ-
ций собственности, самоуправление там осуществляется в таких
формах, чтобы ответственность, стратегические решения принима-
лись профессиональными менеджерами, оставляя при этом работ-
никам возможность посильного участия и чувство сопричастности.
На предприятиях коллективной собственности в переходной
экономике принцип самоуправления также почти всегда является
номинальным, а предпринимательские успехи целиком зависят от
энергии и талантов менеджеров, их умения задействовать интерес
работников в высоком гарантированном заработке. Предполагается,
что коллектив-собственник нанимает менеджера для выполнения
особых предпринимательских функций. Фактически этой фигурой
чаще всего оказывается бывший директор. Все эти процессы имеют

большие сотщально-политические последствия. Коллектив может
выполнять функции собственника только в весьма ограниченном
масштабе, его интерес сосредоточен в другой сфере. Поэтому фак-
тически функция собственника возвращается к руководителю, ибо
трудящийся привычно отождествляет предпринимательскую дея-
тельность с властью и собственностью. Новая администрация кол-
лективно-долевых предприятий, действуя от имени трудового кол-
лектива, освобождается от административной опеки государства,
переставшего быть собственником. Круг замыкается: модель прива-
тизации, направленная против всевластия номенклатуры, приводит
к власти новую номенклатуру, свободную от государственного дик-
тата, но имеющую возможность найти точки соприкосновения с
государственными чиновниками.
Конечно, есть предприятия, где в коллективе достаточно людей и
лидеров, осознающих свои права и интересы. Однако нельзя не учи-
тывать, что десятилетия господства административной системы соз-
дали тип работника, склонного перекладывать ответственность на
администрацию, группироваться с целью социального давления, от-
межевываться от ответственности собственника и защищать инте-
ресы наемного труда. Поэтому в целом модель трансформации гос-
предприятий в пользу трудовых коллективов представляет собой
социальную мину замедленного действия.
Понимая это, авторы реформы отношений собственности в вос-
точноевропейских странах предусмотрели некоторые ограничения
Для собственности работников. Контролируется и ограничивается
доля государственного имущества, приватизируемого в пользу ра-
ботников, ограничивается и доля работников в капитале каждого
конкретного предприятия. Есть небольшое число предприятий, це-
ликом принадлежащих их работникам, но они выкуплены коллек-
тивом у государства.
Укрепляется либеральная тенденция в приватизации, когда гос-
предприятие продается или на льготных условиях передается в руки
Реальных частных собственников. По принципу выкупа осуществ-
лялась практически вся малая приватизация, а частично и большая
(например, третий вариант льгот в российской программе привати-
зации).
Социальная структура в зависимости от уровня и комплексно-
сти своего развития оказывает прямое воздействие на степень удов-
летворения и формирования общественных и личных потребностей.
Уровень и образ жизни, всестороннее развитие людей, а значит, и на
их производственную и общественную деятельность, на производи-
тельность общественного труда. Это и обусловливает объективную
необходимость ее ускоренного комплексного развития как решающе-

го звена программы социального переустройства, оказывающего за-
метное влияние на динамику эффективности производства. Отраслям
социальной структуры предстоит решить важнейшие задачи улучше-
ния культурно-общественных условий жизни населения. Она высту-
пает материальной базой реализации социальных факторов эконо-
мического роста.
Социальная инфраструктура образует довольно большое число
отраслей, подотраслей и объектов, вьшолняющих разнообразные
функции. Поэтому в практике планового управления их развитием
и функционированием целесообразно использовать классификацию
отраслей инфраструктуры по определенным признакам. Отправным
началом для классификации целесообразно принять группировку
потребностей, удовлетворяемых при посредстве инфраструктурных
отраслей. При этом следует учитывать объективно исторически
сложившееся отраслевое деление народного хозяйства в соответст-
вии с достигнутым уровнем общественного разделения труда. Та-
кой подход обусловлен первичной ролью потребностей в процессе
воспроизводства и всестороннего развития людей: без удовлетво-
рения потребностей невозможно само существование человека. С
формированием и удовлетворением потребностей связана жизне-
деятельность общества и его институтов: экономики, идеологии, по-
литики. Наиболее приемлемым критерием классификации потребно-
стей служит характер цели потребления, направленность его «полезно-
го эффекта». По этому критерию потребности населения можно раз-
делить на социально-экономические, социально-духовные и социаль-
но-общественные.
В группу социально-экономических включаются такие потребно-
сти, удовлетворение которых направлено на развитие качеств лич-
ности, реализуемых в ее трудовой деятельности и наиболее тесно
связанных с решением социально-экономических задач общества.
Это потребности в образовании и профессиональной подготовке,
лечении, восстановлении и поддержании трудоспособности и дее-
способности, в передвижении и связи. Их обусловливают такие от-
расли инфраструктуры, как образование (общее, профессиональное
и система повышения квалификации), здравоохранение, социаль-
ное обеспечение и социальное страхование, дорожное хозяйство,
транспорт и связь, объединяющиеся в социально-экономическую
инфраструктуру.
К социально-духовным можно отнести потребности общепознава-
тельного и культурно-этического характера, которые удовлетворя-
ются в основном при культурном досуге и направлены на интеллек-
туальное развитие, физическое и духовное совершенствование лич-
ности. Обслуживают эту группу потребностей такие отрасли, как

культура, искусство, физкультура и спорт, туризм, система инфор-
мации (печать, радио, телевидение), охрана природы, которые объ-
единяются в социально-духовную инфраструктуру.
Социально-бытовые потребности связаны с функционирова-
нием человеческого организма и физиологическим воспроизводст-
вом человека. Это потребности в питании, одежде, обуви, сне, отды-
хе, а также в услугах бытового характера. Их реализуют жилищно-
коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля, общест-
венное питание. Они образуют социально-бытовую инфраструктуру.
Социальная инфраструктура имеет территориальный характер,
поэтому практически, для управления, целесообразно выделить в
ней территориальные уровни в соответствии с административно-
террито-риальным делением, а также разделить ее на городскую и
сельскую. Это разделение в определенной степени условно, так как
сельские жители широко пользуются услугами инфраструктуры горо-
дов и особенно райцентров, к тому же многие инфраструктурные
объекты создаются с учетом обслуживания жителей ближайших сел.
В то же время, выделение таких совокупностей необходимо как для
анализа и оценки уровня социального обслуживания различных
групп населения, так и для практики управления комплексным
развитием регионов.
Практика управления формированием социальной инфра-
структуры неразрывно связана с решением задачи сочетания тер-
риториального и отраслевого аспектов: процесс образования и ис-
пользования средств на развитие инфраструктуры носит преиму-
щественно отраслевой характер, в то время как эффект ее дея-
тельности реализуется на конкретных территориях, где живут и
трудятся люди. Это одно из противоречий, которое отрицательно
сказывается на достижении сбалансированности в развитии отрас-
лей и объектов социальной инфраструктуры и создании возмож-
ностей для комплексного удовлетворения потребностей трудящих-
ся, особенно на селе.
Это приводит к «деформации» распределенных отношений, в
том числе к неравному доступу различных групп населения и тру-
дящихся к пользованию частью жизненных благ, создаваемых в от-
раслях инфраструктуры и распределенных через ее «каналы» (в том
числе с использованием общественных фондов потребления). Од-
новременно «деформируются» условия реализации принципа рас-
пределения по труду, устанавливаются определенные территориаль-
ные, отраслевые и сельско-городскис различия в удовлетворении
платежеспособного спроса населения.
Совершенствование планирования размещения и деятельности
объектов социальной инфраструктуры должно обеспечить:

- постепенное сокращение разрыва в уровнях потребления ма-
териальных и духовных благ и услуг посредством выравнива-
ния их доступности для жителей городской и сельской местно-
сти и, таким образом, улучшения условий реализации прин-
ципа разделения по труду между городскими и сельскими жи-
телями;
- устранение в ближайшей перспективе территориальных раз-
личий в социальном обслуживании сельского населения, удов-
летворение спроса населения на услуги объектов инфра-
структуры;
- более полное обслуживание всего комплекса возрастающю
потребностей сельского населения и удовлетворение все бо-
лее полного их спроса на услуги инфраструктуры отраслей i
соответствии с общественными возможностями.

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top