Каждый человек многое знает об экономике. О ней невозможно
не знать, так как люди живут в экономической среде и воспринима-
ют ее с детства.
Экономика (от грен, economos) — законы ведения домашнего хо-
зяйства. На практике это понятие применяется к объектам различного
уровня и масштаба: предприятие, отрасль, национальное хозяйство. В
отличие от естественных и технических наук, которые изучают явле-
ния взаимодействия природы и человека, экономика изучает процессы
производства в части отношений между людьми (индивидами, группа-
ми, коллективами), которые непрерывно развиваются. Эти процессы и
отношения являются предметом изучения в экономике.

Экономика — наука эмпирическая, прочно связанная с повсе-
дневным опытом людей. Жизненная потребность упорядочить отно-
шения между людьми в процессах производства, перераспределения
и потребления материальных благ, является источником развития
экономики. Общество, познавая свою деятельность, само формирует и
теорию своего поведения.
Как и все понятия, отражающие общественные тенденции и во-
леизъявления, они формируются неоднозначно, уточняются во вре-
мени. История отмечает различные определения экономики:
- это наука о богатстве (первоначальные суждения);
- это наука о жизнедеятельности человеческого общества, свя-
занная с созданием и использованием материальных основ
благосостояния;
- это наука о том, как человечество справляется со своими
задачами в области производства и потребления;
- это наука об удовлетворении потребностей людей, исполь-
зуемых в обществе при ограниченных ресурсах,
Предметом исследования в экономике являются с одной сторо-
ны — процессы производства, распределения и потребления мате-
риальных благ, а с другой — институциональные средства и меха-
низмы, облегчающие осуществление этих процессов.

В современном обороте понятие экономики трактуется в трех ас-
пектах.
Экономика как наука отражает экономическое научное, а значит до-
казуемое, знание, которое базируется на эксперименте, накоплении ста-
тистики, классификации явлений, построении теории и применении
этой теории для объяснения процессов, происходящих в обществе.
Экономика как состояние производственной системы базируется на
показателях состояния конкретного объекта в определенные периоды
времени. Например: экономика фирмы, экономика области или горо-
да, национальная экономика, мировая экономика.
Экономика как политика проявляется в формах политического
воздействия в обществе. Экономическая деятельность создает среду
для формирования групповых социальных интересов, которые транс-
формируются в социально-экономические потребности и политиче-
ские требования. Требования реализуются через экономическую по-
литику предпринимателей, профсоюзов, партий, ассоциаций, сою-
зов, государства.
Для чего важно выделить приведенные аспекты понятия экономики?
Наука в обобщенном виде включает в себя: теорию, метод, способ
расчета или анализа, их точность, достоверность; логику анализа явле-
ний и концепций; накопление и обобщение опыта применения мето-
дов; генерацию новых идей и подходов в теории; подготовку историче-
ских, методологических и учебных публикаций. Теоретик не владеет
«состоянием» производства, а чтобы его объяснить, надо знать конкрет-
ную систему производства и отношений.
«Состояние» производственной системы выявляется в практике
ее функционирования, основывается на информации о возможностях
и поведении конкретной системы при выбранных для управления сред-
ствах, об условиях ее внешней и внутренней среды. Работа в конкрет-
ной системе отдаляет человека от теории экономики, ее общих
средств и возможностей.

Политика — область осознанных целей групп людей, поведение
которых переводится на уровень потребности и требований.
Сочетание указанных аспектов крайне важно. Каждый предпри-
ниматель, бизнесмен должен стремиться поддерживать баланс своих
возможностей в экономике как науке (теории), как состоянии (прак-
тики), как политики (внешние связи), для обеспечения условий ус-
пешной деятельности предприятия. Поддерживать этот баланс нужно
и каждому работающему в сфере управления. Средствами для этого
являются:
- участие в семинарах, периодическое повышение квалифика-
ции, получение технической литературы и обучающих систем,
обновление нормативной базы;

- практическое совершенствование производства на прогрессив-
ной основе, анализ действий;
- активное участие в союзах, ассоциациях, объединениях менед-
жеров.
Последнее важно, так как в нужный момент, как правило, не ока-
зывается соответствующей «рабочей» позиции, отсутствуют лидеры и
необходимые' структуры.
Главная задача союзов, ассоциаций, объединений заключается в
самоорганизации множества предприятий для решения координаци-
онных проблем, выявления лидеров, формирования социальной ос-
новы для осуществления политических целей. Их роль аналогична
поплавкам у лодки, которые удерживают ее от опрокидывания. В со-
вокупности отношений мирового рынка, цели его развития могут быть
разными (кому-то выгодно отставание других, кто-то хочет быть пер-
вым), но в целом эффективность производительных сил растет.

Наука формирует свой продукт — теорию, применяемую для
описания явлений и процессов деятельности, позволяющую осуще-
ствлять их количественный анализ, делает управляемыми. Теория
возникает и существует в результате усилий всего человечества, по-
стоянно обогащается практикой его деятельности. Теория не имеет
кризисов и тупиков. Тупиковых ситуаций в экономике не существу-
ет. Если бы они были, то явления и процессы оказались бы конеч-
ными, а они непрерывны, бесконечны, как и время. Тупик — это
«частное мнение», крах определенной идеи на этапе ее осуществления,
когда она не соответствует представлениям исполнителей или авторов
этой идеи. Для объяснения такой ситуации недостаточно имеющихся
в обществе знаний.
Становится очевидным, что если вся теория экономики изменчива
и нельзя руководствоваться строго ее постулатами и законами, то ме-
неджеру необходимо вырабатывать не инструкцшо поведения на все
случаи жизни, а способ мышления в управлении и осознании эконо-
мического состояния производственной системы, свой взгляд и сис-
темный подход к анализу права и ответственности, результатов желае-
мых и реальных, претензий аргументированных и эмоциональных. По-
нимание этого становится основой успешной профессиональной рабо-
ты менеджера.
В любой системе процессы — материально-вещественные, МГ отно-
шения, в которых они используются — разные. Многообразие состоя-
ний и отношений существенно усложняет работу по управлению ими.
Содержание сложившейся теории экономики составляют:
- система описания процессов экономики (производство про-
стое, расширенное воспроизводство, показатели состояния);

- понятия производственных ресурсов (труд, капитал, земля,
стоимость, цена, эффективность);
- методы планирования, анализа, нормирования, прогнозиро-
вания;
- методы организации инвестиций;
- методы организации производственных структур;
- методы обработки информации и связи;
- методы государственного регулирования;
- методы оценки рынка и своего положения в нем;
- методы маркетинга;
- методы анализа и учета издержек.
Научно-методическую основу теории экономики составляют тру-
ды общепризнанных ученых-экономистов, опыт мирового развития
экономики, опыт развития национальной экономики, опыт управле-
ния экономикой. На гребне идей и практики развития общества все-
гда находились яркие личности.

Генри Гантт (1850-е годы) впервые обосновал необходимость про-
фессии «руководитель». Анри Файоль (1841—1925) признан основате-
лем теоретического подхода в экономике и управлении. Фредерик Тей-
лор (1856-1915) первый создал конвейер, разработал пршщшш повы-
шения производительности труда, обосновал концепции научного
управления. Генри Форд (1863—1947) — основатель промышленной
империи автомобилей. Лие Коки (1950—1970) развил научный подход в
организации труда. Акоф Черчмен обосновал системный подход в
управлении экономикой. Мак Грегор разработал основы психологии
управления. Василий Леонтьев (1920—1970) разработал теорию балансов
и моделей экономики типа «затраты-выпуск», теорию волнообразного
развития экономики. Джон Кейнс выдвинул теоршо полной занято-
сти. Карл Маркс обосновал трудовую теоршо стоимости. Столыпин
осуществил реформы в экономике России 1906—1910 гг. Питер Саму-
эльсон систематизировал теоршо рыночной экономики. Александр
Малиновский (псевдоним Богданов, 1913г.) разработал основы тео-
рии организации и системного анализа.
С точки зрения накопления опыта для теории экономики полезен
любой материал, в том числе опыт развития Японии, США, Герма-
нии, Англии, России, Швеции, Бразилии, Китая, Южной Кореи. Эко-
номическая теория — это «мировая копилка» знаний. Ее опыт под-
робно изучается в дисциплинах: отечественная история, экономиче-
ская теория, мировая экономика, история менеджмента.

Соотношение наук, в окружении которых развивалась теория эко-
номики, эволюционно изменялось, изменялись и парадигмы эконо-
мики. Второстепенная значимость антропологии как комплекса наук
48 Раздел I. Системные отношения и связи в экономике
о человеке в ХХ-м веке заняла центральное место в системе научных
знаний общества (рис. 3.1). Поэтому такие науки, как психология, со-
циология, история, педагогика, культурология, политология и другие,
стали ключевыми в познании материального мира и общества в нем.
Все в мире, как и научная истина, относительно. Самый талантли-
вый ученый не создает чего-то своего, сугубо индивидуального, непо-
вторимого, как это делает художник. Дорогу к открытию делают мно-
гие, слава достается одному.

Соотношение наук в процессе их эволюции

Системный подход в экономике к анализу производства

Жизнь — это непрерывный процесс анализа, принятия решений
и действий. В этом процессе анализ — одна из фаз управленческого
цикла системы управления. Выполнение анализа по экономическим
показателям — суть экономического анализа. Производственные
отношения в процессе труда непрерывно изменяются и нуждаются
в управлении, то есть являются объектом управления, а экономика
как теория является аппаратом изучения и описания этого объекта
в целях управления.
Системы промышленного производства (технологии, предприятия,
объединения, промьш1ленные комплексы, отрасли промышленности и
народного хозяйства) в совокупности с множеством внутренних и
внешних отношений, характеризуются свойствами сложных (больших)
систем. Для таких систем характерны сложные модели процессов,
масштабность задач управления, иерархичность структуры, агрегиро-
вание частей, множественность связей, неопределенность состояний,
чувствительность к помехам и отклонениям параметров состояний.

Системный подход в анализе производственных систем, равно
как и других объектов — это всестороннее, систематизированное
(построенное на основе определенного набора правил) изучение
сложного объекта в целом, вместе со всей совокупностью его внеш-
них и внутренних связей, проводимое для выяснения возможностей
улучшения функционирования объекта.
Системный подход — основной научный метод изучения сложных
систем. Его сущность раскрывается в методике этого подхода: выде-
ляется объект системного анализа (вещества, явления, процесса,
структуры), определяются границы раздела внешней и внутренней
среды объекта, целевая функция и цели функционирования объекта,
средства описания и критерии оценки состояния объекта, классифи-
кация элементов и способы их агрегирования (декомпозиции).
Основан системный анализ на правилах логики и здравого смысла
с привлечением методов количественных оценок связей (явлений),
попыток моделирования реакций объекта анализа различными сред-
ствами (имитация, математическое описание, статистика, програм-
мирование). Поскольку управление в социально-экономических сис-
темах осуществляется по субъективным решениям управленческого
персонала, в этих системах отсутствуют формальные правила логики.
В них справедлива формула: система = объект + субъект управления.
Отношения экономики как один из классов сложных систем ис-
следуются с помощью системного подхода и средств системного ана-
лиза, который получил название «экономического анализа». Объекты
анализа имеют различную природу в зависимости от конкретной по-
ставленной задачи и цели анализа.

В качестве примеров перечислим некоторые из них:
- химизм реакции;
- механический процесс;
- процесс реализации продукции;
- процесс труда одного человека, группы людей или большого
коллектива;
- информационный процесс в технической или организацион-
ной системе;
- процесс производства продукта на уровне агрегата, цеха, за-
вода, отрасли;
- процесс производства знаний;
- процесс создания духовных ценностей общества.
От правильного понимания и выбора объекта анализа зависит опре-
деление целей его функционирования, содержание целевой функции и
результаты анализа, существенность экономических характеристик, их
адекватность процессам развития производственных отношений.

Ошибки системного характера наносят значительный ущерб разви-
тию производственных систем, разрушают их. Выполнение систем-
ного анализа по экономическим показателям в конкретных органи-
зационно-технических условиях развития производственных техноло-
гий превращает его в основной инструмент создания и контроля сис-
тем управления в экономике.
Исходя из рассмотренных положений, примем, что понятия «сис-
темный подход к анализу в экономике», «системный анализ в эконо-
мике», «экономический анализ» являются синонимами. Таким обра-
зом, обобщенная формулировка такова: экономический (системный)
анализ — это средство исследования энтропии всех видов энергии по
критерию их полезности для человеческого общества.
Мерой энтропии (рассеяния) энергии в отношениях общества,
изучаемых в теории экономики, приняты общественно-необходи-
мые затраты труда, выраженные в стоимостном виде.
Учитывая многосвязанность процессов материально-духовного
мира, аналитики вынуждены всегда предварительно определять ус-
ловия экономического анализа и уточнять их для обоснования
управленческих решений, рассматривать процесс анализа относи-
тельно конкретного объекта, выделенного из множества (техноло-
гия, бригада, цех, предприятие, отрасль, процесс сбыта или страхо-
вания). Это важный принцип анализа, который, с одной стороны,
создает трудности в получении уточненной сопоставимой инфор-
мации для объекта анализа, а с другой — дает неоспоримые пре-
имущества для творческого обоснования управленческих решений.
Главное при этом:
• найти те элементы, которые правильно отражают структуру
объекта управления в практике жизнеобеспечения общества;
• обеспечить требования завершенности процессов управления
в избранной структуре системы.

В соответствии с изложенным выше, технологии и системы всех
видов могут рассматриваться на основе единого методического под-
хода (рис. 3.2). Это обеспечивает единообразие действий менедже-
ров в обширной предметной области своей профессиональной дея-
тельности.
Предметная область — совокупность множества элементов, ко-
торые составляют предмет труда специалиста в какой-либо области
деятельности, представленной в обобщенном виде. От правильного
определения предметной области зависит содержание обучения спе-
циалистов по инженерным, экономическим, юридическим, меди-
цинским и прочим специальностям.
Производственные системы как объект исследования могут быть
научно обоснованы при наличии средств их описания.

Средства описания производственных систем — это множество
языков описания природных и социальных явлений, применяемых
в обществе. Например: языки буквенно-смыслового содержания,
языки математических формул, графических символов, логики, язы-
ки алгоритмические, язык макетирования, языки аналогов. Средства
описания выбираются в зависимости от конкретных задач управле-
ния, видов производственных процессов и технологий.

Производственные технологии как объект управления

Язык описания — это средство изображения интеллектуальной
сущности процессов, технологий для их анализа, сохранения и пред-
ставления для установления авторства и прав собственности.
Локальные задачи системного анализа производственных техно-
логий составляют общую задачу управления общественным произ-
водством в системе его жизнеобеспечения, которая решается в изме-
няющейся внешней среде природы, права, уклада в жизни общества.

 

Система описания производственных отношений общества

С юридической точки зрения, общество состоит из отдельных
людей — физических лиц (ФЛ) и лиц, наделенных правами пред-
ставлять интересы групп людей — юридических лиц (ЮЛ). В про-

цессе жизнедеятельности их интересы пересекаются, между ними
возникают обязательства, ответственность, нормы поведения, прави-
ла и законы взаимодействия. Содержание возникающих отношений
и является объектом управления.
В процессах производственной деятельности различают отношения:
- экономические — выделяемые по элементам экономики (про-
дуктовые, имущественные, финансовые, трудовые, ценовые,
инвестиционные, воспроизводственные, амортизационные);
- правовые — выделяемые по видам обеспечения жизнедеятель-
ности общества (социальное и уголовное право, трудовое и гра-
жданское право, арбитражное и экологическое право, государст-
венное и международное право).
Производственные отношения субъектов описываются с помо-
щью множества информационных элементов (показателей), отра-
жающих свойства отдельных явлений или факторов в сущности от-
ношений. Их содержание составляет предмет изучения различных
дисциплин экономической теории. Наиболее характерные из показа-
телей приведены в табл. 3.1 и классифицированы по блокам, с уче-
том сферы их применения.
Взаимосвязи информационных элементов описания производ-
ственных отношений показаны на рис.3.3.

Взаимосвязи информационных элементов описания производственных отношений

Кроме так называемой «внутренней» информации о состоянии
предприятия и его структурных элементов, в управлении используется
«внешняя» информация о состоянии предприятий отрасли, смежных
отраслей, обобщенных оценок рыночных отношений. Такая информа-
ция формируется органами правительства и государственной статисти-
ки, специализированными информационными агентствами, научно-
техническими центрами, публикуется в открытой печати или продает-
ся. Примером такой информации являются:
- индексы инфляции за период;
- индексы изменения потребительских цен на продовольствен-
ные и непродовольственные товары и платные услуги населе-
нию по экономическим районам за период (год, квартал);
- усредненные показатели доходов и прожиточного минимума
населения;
- стоимость «потребительской корзины» из расчета на одного
человека за месяц (квартал, год);
- темпы изменения стоимости «потребительской корзины» за
период;
- структура населения страны по уровню среднедушевого де-
нежного дохода;
- стоимость продуктов питания, энергоносителей, платных ус-
луг в различных регионах страны на дату года;
- рейтинги стоимости отдельных продуктов, товаров, услуг по
уровню стоимости в регионах на определенную дату.
Применяются и многие другие показатели, характеризующие
макроэкономические процессы. К типичным региональным эконо-
мическим индикаторам по данным государственной статистики,
например, относятся:

- объем производимой промышленной продукции;
- инвестиции за счет всех источников;
- розничный товарооборот по всем каналам реализации;
- объем перевозок грузов предприятиями транспорта;
- общий объем экспорта и импорта;
- внешние заимствования.
К социальным индикаторам региона (города, области, края, рес-
публики в составе РФ) относятся:
- денежные доходы населения;
- средняя заработная плата работников;
- сводный индекс потребительских цен на товары и услуги для
населения;
- общая численность безработных;

- численность населения с доходом ниже прожиточного минимума;
- объем продаж продуктов питания в натуральных единицах из
расчета на одного человека;
- рождаемость за период;
- заболеваемость по видам;
- преступность общая и по видам;
- раскрываемость преступлений.
Все множество средств описания отношений между людьми в
процессах их производственной деятельности — необходимый инст-
рументарий для точного, специфического, неповторяющегося их пред-
ставления в сущности отношений, установления общепринятых норм
и правил взаимодействия физических и юридических лиц, защиты и
необходимого контроля их деятельности.
Средства описания, выделенные по отраслевым или операцион-
ным признакам и выраженные в количественной или конкретно-пра-
вовой (нормативной) форме, составляют механизм управления опре-
деленным видом отношений, например — качеством продукции (ра-
бот, услуг) см. рис. 3.4.

Механизм управления качеством

Информационные элементы описания производственных отношений

 

Информационные элементы описания производственных отношений

 

 

 

Экономика — теория изучения ПХД общества

экономика

Парадигма в теории экономики

Экономика как наука непрерывно обогащается и со временем при-
обретает различные направления. Новые идеи и толкования экономи-
ческих процессов придают ей новые импульсы развития.
Понятие «парадигма» (от грен. — пример, образец) представляет со-
бой систему форм одного слова, схему изменения слова по грамматитв-
ским категориям. Парадигма в экономике — это новое толкование
идеи, новое передовое решение. И, конечно, это толкование идет от
теории, от науки. Поэтому роль ведущих мыслителей в этой области
чрезвычайно велика для общества.
Об эффективности идей в экономике можно судить не по их аб-
страктной завершенности или идеологической привлекательности, а
по результатам их сопоставления с альтернативными вариантами. Ми-
ровая экономика, опыт множества стран дает колоссальный набор «экс-
периментов», путей развития и «состояний» производительных сил. Та-
кие явления как кризисы, революции, войны, реформы — это множе-
ство «экспериментов» в экономике современного мира. Кому что вы-
падет — такова судьба народа и государства.
Ненормально, когда на исторический путь развития набрасывают
покрывало презрения или забвения, отказываются от него. Это, пусть
трагическое, но прошлое, за него заплачено миллионами суцеб людей,
и к нему надо относиться внимательно.
Управленец и в ошибках, просчетах, «провалах» должен искать
полезное:
• объяснение происходящих явлений;
• опыт выполнения отдельных функций (аппарат, планирова-
ние, прогнозы, поведение, культура, образование);
• способы взаимодействия, ведения политики;
• создание материальной базы;
• способы социальной защиты;
• проблемы развития.
Парадигма свойственна отношениям экономики в целом или от-
дельным ее положениям. Парадигм много. Со времен капитализма, ко-

гда оформились рыночные отношения, наблюдались следующие раз-
новидности (парадигмы) экономики.
1. Свободная рыночная экономика, в которой регулирующая функ-
ция государства сведена к минимуму, работают стихийные регуляторы.
2. Регулируемая рыночная экономика предполагает регулярное
вмешательство государства в ПХД фирм через налоги, кредиты и пр.
с целью поддержки экономического роста, ослабления кризисных и
инфляционных процессов. Государственное регулирование в слож-
ных системах, как показывает история, необходимо.
3. Социальная рыночная экономика в той или иной мере направле-
на на поддержку населения, особенно тех слоев, которые сами не в
состоянии влиять на уровень своих доходов (инвалиды, пенсионеры,
безработные, дети). Социализация экономики предполагает высокий
уровень благосостояния общества. Пример — Швеция второй поло-
вины XX века.
4. Смешанная рыночная экономика предусматривает наличие высо-
кой доли муниципальной и государственной собственности.
5. Планово-централизованную экономику отличает огосударствле-
ние экономики, директивное централизованное планирование и рас-
пределение атрибутов рынка, превращенных в символы (товар, спрос,
предложение, биржи, акции). Механизм саморегулирования сведен на
нет, но увеличен государственный аппарат управления. Бюрократия
разоряет страну, «падают» стимулы к труду, уменьшается производи-
тельность труда, снижается качество, издержки растут. Показатели ре-
альной эффективности перестают работать. Растет коррупция и на-
пряженность в обществе.
Парадигмы в экономике опираются на экономические теории и
учения. Кратко рассмотрим некоторые из них.
Тектологая — теория профессора Богданова А.А. (1873—1928 гг.),
послужившая началом развития теории систем, ситуационного и
профессионального подхода в управлении, синергетики, организации.
Идеи Богданова замалчивались и не бьши признаны, так как расхо-
дились с идеями В.И. Ленина. Научное кредо Богданова — всеобщ-
ность явления организации и единство организационных законов.
Все в природе, от элементарных частиц до сложных комплексов
(систем), непрерывно взаимодействует, переживая процессы соеди-
нения, разъединения, столкновения активностей и сопротивлений,
двигаясь в своем развитии от простых форм к сложным, и наоборот,
разрушаясь спонтанно или под воздействием различных факторов и
возрождаясь в новых формах. Человек и общество — не исключение:
рожденные в природе, они остаются во власти ее всеобщих законов,
игнорирование которых наказуемо. Философской основой этой тео-
рии является диалектическая парадигма развития, в противовес се

синергетической парадигме, привносимой в науку идеологами фило-
софии XX века.
Тектология Богданова — это общая теория организации и дезорга-
низации, наука об универсальных типах и закономерностях структурно-
го преобразования любых систем. Исходный пункт этой теории — под-
ход к изучению явлений с точки зрения их организации как «систе-
мы», состоящей из отдельных частей и отношений между ними, а
также «системы» — как целого в структуре внешней среды (других ее
«целых» элементов) и отношений между ними. То есть тектология
Богданова обозначила принципы системного подхода к изучению
сложных систем. При этом самые разнородные явления объединяют-
ся общими структурными связями на основании единства и объек-
тивности законов организации объектов. Это позволяет формулиро-
вать задачи организации и способы их решения.
В части социальных процессов всякая человеческая деятельность
объективно является организующей или дезорганизующей, а наука о
социальных процессах формируется на основе опыта деятельности
людей и по своим выводам является эмпирической, то есть развивает-
ся путем индукции. Задача регулирования социальных систем заклю-
чается в подборе комплексов событий во времени и придании им про-
грессивного (созидательного) качества. Регресс означает усложнение
связей, рост ответственности и функций, прогресс — упрощение свя-
зей, исключение противоречий.
В тектологии Богданова выделен закон «Расхождения форм», ко-
торый определяет возникновение различий в элементах целого при
разделении (разрушении) систем. Разделенные части всегда неодина-
ковы по свойствам и содержанию, различие которых влечет за собой
активизацию взаимодействия частей, их развитие.
В системе расхождение форм при нарушении связей между ними
влечет за собой распад всей системы. В 70-х годах японские эконо-
мисты выдвинули новую экономическую теорию: «человек — цель, а
не средство» в достижении экономических результатов. То есть не
«дикая эксплуатация», а создание высокооплачиваемых рабочих мест
и забота, социальная обеспеченность трудящихся дают лучшие резуль-
таты, чем выжимание соков и экономия на рабочей силе. Эти
положения были поддержаны в капиталистических странах, но не в
СССР, что дало возможность странам, принявшим эту парадигму,
выдвинуться вперед в развитии. Основные постулаты этой парадигмы:

• вначале человек, потом его дело;
• человек — это двигатель, а не заменяемая деталь;
• человек — это личность со своей мотивацией, целями, твор-
чеством и качеством;

• каждый работник — источник творческого вклада в деятель-
ность фирмы;
• результат в работе дает видимая, зримая забота о людях;
• требовать взыскательно, но справедливо;
• голос каждого работника должен быть услышан.
Каждая фирма имеет свои секреты и правила взаимодействия с
работниками, способы защиты прав работника, уважения личности,
гарантии в обязательствах.
Такой подход привел экономику Японии к резкому подъему. И хо-
тя никто из классиков Японии его не «обнаучивал», он стал важной
вехой в развитии теории экономики.
Появление теории о всеобщей занятости, разработанной Кейнсом,
побудило общество к обсуждению моделей рынка: классической и
кейнсианской.
Первая существовала очень давно. Считалось, что рынок все ре-
гулирует сам (идеолог — Жан Батист Сэй), предложение само по себе
рождает спрос, все дело лишь в цене: то, что произведено, будет по-
треблено. Полагалось, что сдвиг спроса влечет повышение цен или их
понижение. Это положение применялось аналогично к рынку денег и
труда. Поэтому государственное регулирование отвергалось. Но к 1937
году стало очевидно, что рыночные отношения не срабатывают.
Кейнс по-иному- стал толковать общепринятые положения, поста-
вив их с «ног на голову». Его идея — спрос порождает предложение, а
не наоборот, как у Сэя. Из этого следовало, что если государство увели-
чит спрос, то оно может добиться сдвига в производстве, то есть выве-
дет производство и экономику из кризиса. А спрос — это доходы ра-
ботников, их заработная плата и социальная защищенность. По этому
пути в 1939 году вышла из кризиса экономика США.
В большинстве стран с рыночной экономикой эта теория преоб-
ладает с разными интерпретациями. Состояние «что произведено,
то продано» создает условия равновесия и всеобщей занятости.
Теория трудовой стоимости К. Маркса, например, предполагает,
что мера труда определяет стоимость продукта. Затем уточнилось —•
общественно необходимых затрат труда.
Понятие «полезности» не принималось, в том числе, у нас в стра-
не. Хотя полезность — ведущая категория экономики.
Развитие парадигмы в экономике всегда зависело от успехов в дру-
гих областях знаний, что помогало отдельным специалистам, а затем и
обществу понять, почему более ранние теории иногда не выдерживали
проверки практикой. Появление в процессе эволюции науки все но-
вых парадигм, концепций и парадоксов свидетельствует о том, что
потребности общества превышают возможности науки разрешить
проблемы управленческой практики, характеризует развитие науки.

 

 

частный охранник разряды

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top