Заслуживает внимания прием, при помощи которого умножают на двузначное число, оканчивающееся пятеркой. Если такой множитель удвоить, то получится число « нулем на конце. Умножая на это число и деля затем "лученное произведение пополам, найдем требуемый результат с меньшей затратой времени.
Пусть требуется, например, умножить 325 на 45.
Удваивая (в уме) множитель 45, получаем число 90, умножение на которое производится проще, чем на 45.
Перемножив 325 и 90, получим 29 250. Это произведение больше искомого в два раза. Чтобы получить нужный результат, надо сбросить половину этого числа, после чего будем иметь на счетах 14 625.
Если множимое — число четное, то описанный прием можно еще более упростить, а именно: удваивая множитель, множимое следует, наоборот, уменьшить вдвое.
Для примера умножим 424 на 35.
Произведение 424 X 35 можно представить в виде
424/2X35 X 2 или 212 X 70. Умножение 212 на 70 производится значительно проще, чем 424 на 35, а результатполучается один и тот же.
Читателю, умеющему делить числа пополам сразу при откладывании их на счетах (при этом деление пополам Выполняется в уме, цифра за цифрой и на счетах откладывается половина числа, выражаемого каждой цифрой делимого), можно порекомендовать еще один прием умножения на множитель, оканчивающийся пятеркой.
Допустим, требуется умножить 426 на 85.
Если в данном множителе отделить пятерку запятой, то получится число 8,5, или 8 1/2, которое в 10 раз меньше данного. Если затем данное множимое увеличим в 10 раз (установив его на счетах разрядом выше), то результатумножения не изменится, так как 426 X 85 равнозначно произведению 426 X 10 X 8 1/2. Поэтому умножение можно выполнить так: отложив на счетах удесятеренное множимое, т. е. число 4260, и умножив его на 8, получим 34 080. Прибавив к этому числу еще половину данного множимого, т. е. 213, будем иметь окончательный результат — 34 293.