В некоторых учебных пособиях по счетоводству и хозяйственным вычислениям описываются другие способы умножения на счетах на однозначный множитель. Не лишне ознакомиться с ними и провести параллель между этими способами и теми, которые описаны тут.
Приемы умножения, рекомендуемые упомянутыми учебными пособиями, сводятся к следующему:
1. Чтобы умножить какое-либо число на 2, надо повторить его слагаемым два раза; например, 214 X 2.
214 + 214 = 428.

2.    Чтобы умножить число на 3, надо повторить его слагаемым трижды; например, 214 X 3.
214 + 214 + 214 = 642.
3.    Чтобы умножить число на 4, следует повторить его слагаемым два раза, затем полученную на счетах сумму удвоить тем же способом; например, 214 X 4.
214 + 214 + 428 = 856.

4.    Для того чтобы умножить число на 8, нужно умножить его предыдущим способом на 4 и результат удвоить; или же умножить на 10 и затем из произведения вычесть дважды данное множимое; например, 214 X 8.
214 + 214 + 428 + 856= 1712 или 214 X Ю = 2140; 2140 — 214 — 214 = 1712.
5.    Чтобы умножить какое-либо число на 5, достаточно умножить его на 10 и результат разделить пополам;; например, 214 X 5.
214 X 10 = 2140; 2140 : 2 = 1070.
6.    Для умножения числа на 6 требуется повторить, его слагаемым три раза и полученный результат удвоить;' например, 214 X 6.
214 + 214 + 214 + 642 = 1284.
7.    Чтобы умножить число на 7, следует умножить, его на 6 и к полученному произведению прибавить множимое еще один раз, или умножить множимое на 10 и от полученного результата отнять множимое трижды J например, 214 X 7.
214 + 214 + 214 + 642 + 214 = 1498 или: 214 X 10 = 2140; 2140 — 214 — 214 — 214= 1498.
Все эти приемы построены на принципе сложения. Нетрудно видеть, что по удобству и быстроте выполнения они намного уступают приемам, основанным на при¬менении таблицы умножения, в особенности, когда при¬ходится иметь дело с пяти и шестизначными числами.
В самом деле, чтобы умножить, например, 12 424 на 6 способом сложения, необходимо: 1) отложить множимое на счетах три раза подряд, для чего требуется 18 отдельных движений правой руки, и 2) удвоить стоящее на счетах число, что требует еще 6 движений — всего 24 движения.
При умножении того же числа с помощью таблицы умножения следует: 1) отложить множимое на счетах,
для чего надо -сделать 6 движений, и 2) умножить по таблице умножения (сокращенным способом), сделав 5 движений, т. е. -всего 11 движений или на 13 движений меньше, чем в первом случае.
Чтобы окончательно удостовериться в преимуществах второго способа умножения, предлагаем решить приме¬ры упражнения 13 тем и другим способом.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top