Изучение сложения на счетах мы начали с рассмотрения трех различных случаев сложения однозначных чисел. При изучении вычитания можно ограничиться лишь двумя случаями, а именно: 1) вычитаемое меньше уменьшаемого или равно ему; 2) вычитаемое больше уменьшаемого.
Пример 1. Найти разность 8 — 5.
Откладываем на счетах уменьшаемое 8 и рассуждаем так: вычитание есть такое арифметическое действие, при помощи которого по сумме и одному из слагаемых находится другое слагаемое. В данном случае уменьшаемое 8 является суммой двух слагаемых, одно из которых есть число 5. Для Нахождения второго слагаемого очевидно надо сбросить со стоящего на счетахуменьшаемого первое слагаемое. В результате получим искомую разность — число 3.
Во втором случае, когда вычитаемое больше уменьшаемого, применяется известный уже нам прием передачи десятков, только в обратном направлении:
Пример 2. Найти разность 53 — 28.
Отложим на счетах уменьшаемое 53. Разность единиц второго разряда (5 десятков минус 2 десятка) находится, как и в первом случае, простым сбрасыванием двух косточек этого разряда.
Переходя затем к вычитанию единиц первого разряда, замечаем, что вычитаемое (8) больше уменьшаемого (3). Поэтому, чтобы сделать вычитание возможным, приходится занимать одну единицу высшего разряда (как это делается при вычитании на бумаге) и вычитать 8 из 13, или, что одно и то же, сбросить вместо 8 один десяток и прибавить две единицы. В результате пол,учим на счетах 25.
Пример 3. Найти разность 345 — 258.
В данном примере занимать десятки приходится дважды: при нахождении разности единиц второго разряда (40 — 50) и первого разряда (5 — 8). В первом случае вместо 50 сбрасываем одну сотню и прибавляем пять десятков, во втором — снимаем десяток и прибавляем две единицы. Последовательность приемов такова:
1- й прием. Откладываем на счетах уменьшаемое 345.
2- й прием. Сбрасываем первую цифру вычитаемого (2 сотни).
3- й прием. Сбрасываем единицу третьего разряда.
4- й прием. Добавляем пять единиц второго разряда.
5- й прием. Сбрасываем одну единицу второго разряда.
6- й прием. Добавляем две единицы первого разряда.
На практике, разумеется, для выполнения всех этих приемов требуется времени во много раз меньше, чем для их описания.
Если на месте разряда, у которого нужно занять единицу для раздробления, стоит нуль, то передача десятков производится от следующего высшего разряда, имеющего значащую цифру. При этом занятая единица превращается в десяток единиц смежного низшего разряда и ставится на месте нуля. В дальнейшем действие производится обычным порядком.
Чтобы лучше усвоить сказанное, рассмотрим еще один пример передачи десятков из разряда в разряд. Пример 4. Найти разность 10 000— 1. Отложив на счетах число 10 000, мы видим, что на месте единиц первого, второго, третьего и четвертого разрядов нет значащих цифр (подразумеваются нули). Значащую цифру имеет только пятый разряд. С этого разряда и начинается передача десятков.
Действия располагаются в таком порядке:
1- й прием. Сбрасываем единицу пятого разряда и вместо нее откладываем 10 единиц четвертого разряда.
2- й прием. Сбрасываем единицу четвертого разряда, вместо которой откладываем 10 единиц третьего разряда.
3- й прием. Сбрасываем единицу третьего разряда и ставим, как и прежде, 10 единиц второго разряда.
4- й прием. Сбрасываем единицу второго разряда и откладываем 9 единиц первого разряда.
В результате получим на счетах число 9999. Упражнение 7. Найти разность:
а) 7 — 4; 16 — 7; 19 — 9; 24 — 8; 36—15; 43 — 29; 67 — 54; 73 — 37; 95 — 69.
б) 125 — 64; 205— 18; 284— 195; 472 — 288; 654 — 427; 808—425; 812 — 659; 900 — 799; 944 — 857;
в) 1028 — 456; 1554 — 697; 3015— 1248; 5227 — 3829; 6582 — 4974; 7005 — 5243; 8146 — 6158; 9214 — 7865; 9000 — 8003.
г) 12 453 — 8216; 18 548 — 12 005; 27 254 — 18 788; 44 017 — 39 269; 52 895 — 40 028; 67 553 -59 764; 90 042 — 78 256; 98 164 — 89 986.
Упражнение 8. Проверить вычитанием итоги колонок упражнения 4.