Из предложенных выше понятий о назначении человека и его настоящем состоянии можно соста­вить правильное понятие о воспитании. Воспитание есть приведение человека к тому, чем он должен быть согласно своему предназначению.

Человек сотворен по образу Божию, и его назна­чение состоит в том, чтобы в продолжение настоя­щей жизни искал он всегда большего уподобления Богу через подражание Его Божественным совер­шенствам, а в будущей — навеки соединился с Ним, как Источником жизни и блаженства. Эту цель все­гда должно иметь в виду при воспитании. Сообраз­но с ней должно возбуждать и направлять детские способности, а ростки зла, как начальные следствия нашего отпадения от Бога, всеми мерами подавлять и постепенно уничтожать.

Поэтому в широком смысле к воспитанию отно­сится все то, посредством чего или пробуждаются еще дремлющие способности, или направляются согласно с целью уже возбужденные силы, а прежде приняв­шие ошибочное направление — исправляются. Сюда относятся различные обстоятельства жизни, скорби и горести и вообще вся жизнь человека.

Но в узком смысле под воспитанием мы пони­маем намеренное влияние на образование способно­стей и облагораживание души воспитанника, чтобы он достиг такого нравственного состояния, когда можно без постороннего руководства совершенст­воваться в соответствии со своим временным и веч­ным назначением.

Отсюда видно, что:

а)   воспитание состоит не в сообщении новых способностей, но только в возбуждении уже зало­женных и руководстве ими. Впрочем, воспитатель не должен терять надежду, если у того или другого воспитанника не хватает некоторых способностей, нужных для достижения предполагаемых целей вос­питания. Искусство, постоянное терпение в труде и особенно святая любовь (см. 1 Кор. 13, 4 и далее) могут многое сделать;

б) так как вся человеческая природа повреждена и находится под знаком греха, то воспитание состоит не только в возбуждении духа человеческо­го, но и во врачевстве духовных болезней. Каждый воспитатель может приложить к себе повеление, данное пророку: Смотри, Я поставил тебя, что­бы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать (Иер. 1, 10);

в) хотя и важно предостерегать воспитанника от погрешностей, но необходимо и образовывать его, постепенно все более и более совершенствуя его спо­собности в продолжение всего воспитания;

г) воспитание не состоит в сообщении одних только познаний или в одном обучении приличному внешнему поведению; напротив, особенный долг воспитателя — так возбуждать и направлять внут­ренние силы воспитанника, чтобы он постепенно ук­реплялся во всех отношениях и после этого сам мог продолжать свое дальнейшее образование, которое в этой жизни никогда не должно прекращаться.

Относительно этого предмета на опыте нередко погрешают. Иногда самыми усиленными мерами влекут детей к цели знания и все внимание обраща­ют на то, чтобы дети верно исполняли правила внеш­него приличия, а между тем истинная мудрость и до­бродетель остаются в стороне, как вещи маловаж­ные. От этого часто простолюдин имеет больше пра­вильности и последовательности в своем мышлении, больше свободы и твердости в действиях, нежели тот, чье воспитание дорого стоило и занимало мно­гих людей. Множество знаний делает воспитанника нетвердым и нерешительным, а беспрерывные упре­ки, исправления и насмешки препятствуют ему обра­зовать собственный характер.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top