Каждый ваятель прежде всего делает себе эскиз предполагаемого произведения. Так должен посту­пать и каждый достойный своего имени воспитатель. Сначала ему надо приобрести истинное понятие о том, каким должен быть совершенный человек, а по­том уже пусть он рассматривает, каким человек яв­ляется на самом деле. Если мы представим человека в том виде, как он был задуман, то увидим, какое он превосходное создание вечной премудрости и любви Божией!

Будучи сотворен по образу Божию, он носит в себе два мира, то есть невидимую душу и видимое тело, и тем показывает, что ему определено в себе и через себя возводить все окружающие его творения к Богу, как конечной цели всего. Хотя тело челове­ка образовано из земли, но как превосходно его уст­ройство! Какая соразмерность в членах! Какая неж­ность и вместе крепость в его мускулах! Какая спо­собность к самым разнообразным занятиям! Какое достоинство в его прямом, как бы стремящемся к не­бу стане и какая выразительность в его воодушев­ленном взоре!

В бренный состав Творец вдохнул разумную душу. Она познает не только явления мира чувст­венного, но и истину, и нравственное добро, и кра­соту. Человек познает и Самого Бога как верхов­ную причину всего сотворенного; в раскинувшемся Его творении везде встречаются взору его следы Божества, и его духовный слух оглашается дивной гармонией вселенной.

Он в себе самом носит образ Божий, и его глав­ная обязанность в настоящей жизни — все более и более уподобляться Богу. Без сомнения, человек для этого и прежде своего падения имел нужду в помо­щи высшей благодати. Для возвышения человека, как существа конечного, над природой и над самим собой нужно было, чтобы благодать милосердно нисходила к нему. Поэтому и для первых людей, когда они, еще невинные, жили в раю, необходимо было как Божественное учение извне, так и внут­реннее просвещение, укрепление и освящение.

Тем более все это нужно человеку падшему. Для спасения падшего человечества Единородный Сын Божий, по определениям Вечной Правды, соделал- ся Человеком. Внутренне соединяясь с Богочелове­ком и ходя в свете веры, истинный христианин все­гда следует влечению святой любви и силою Духа Христова преображается от славы в славу (2 Кор. 3, 18), пока наконец не достигнет такой высоты, что осмелится к самому себе отнести слова апостола Павла: И уже не я живу, но живет во мне Хрис­тос (Гал. 2, 20).

Высочайший образ совершенного человечества есть Богочеловек Иисус Христос. Чем больше упо­добляемся мы этому Первообразу, чем более вселя­ется в нас Христос Своею благодатью, тем совер­шеннее мы становимся. Сияют, хотя и меньшим бле­ском, перед взорами нашими добродетели Богочело­века, отраженные в жизни святых, которых Право­славная Церковь представляет нам для подражания и для общественного почитания.

Поистине восхитительное зрелище представля­ется нам: люди того и другого пола, разных возрас­тов и состояний, сами по себе слабые, подобно нам, но возвысившиеся и укрепившиеся Божественной благодатью, исполненные живой веры и детской преданности, всецело и нераздельно принесли себя в жертву Богу, Источнику любви и всякого блага!

Если бы каждый человек своей жизнью подражал жизни святых, то чем было бы все челове­чество? Не совокупностью только однородных неде­лимых, но одним семейством Божиим, которое оду­шевлялось бы духом святой любви и стремилось со­единенными силами к своему общему назначению. Через посредство людей и неразумные творения все­гда прославляли бы Бога, чтобы Он был все во всем.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top