По мере овладения в школе знаниями о природе, жиз­ни человека и общества умственное развитие ребенка ускоряется. С поступлением ребенка в школу воспита­тельная роль семьи отнюдь не уменьшается. Воспитатель­ное воздействие семьи (родителей) на школьника углуб­ляется, так как оно проводится в тесной связи, в едином направлении со школой, гармонически сочетаясь с ней. Школьные годы совпадают с периодом полового созрева­ния. Изменяется характер и поведение девочек и мальчи­ков — у одних в меньшей, у других в большей степени, у одних раньше, у других несколько позже начинают прояв­ляться сначала неясные, а затем более отчетливо выра­женные половые интересы.

В воспитании ребенка школьного возраста большое значение имеет согласованность в действиях родителей и учителей.

Родители должны постоянно поддерживать связь и советоваться с классным руководителем и учителями, свое­временно приходить по их вызову, особенно в случае вы­явления каких-либо отклонений в поведении их ребенка либо повышенного интереса у него к вопросам полового характера, так как совместными усилиями можно легче и быстрее добиться положительного результата. Два сво­бодных дня в неделю дают возможность родителям также поддерживать более тесную связь со школой.

В настоящее время ученые и работники просвещения, здравоохранения, литературы и искусства признают и подчеркивают необходимость и важность полового вос­питания в средней школе. Об этом свидетельствует дис­куссия, проведенная «Медицинской газетой», а также об­суждение этой проблемы. Авторитетные участники совещания, состоявшегося в 1964 г. в Ленинграде, под­твердили, что половая проблема — отнюдь не скользкая тема. На совещании определилось единодушное мнение: недопустимость выделения и выпячивания полового вос­питания молодежи в нечто особенное; половое воспита­ние — непременная составная часть воспитания на основе принципов коммунистической нравственности; особое значение воспитания чувств, эмоциональной культуры, которое должно проводиться в семье и в школе; необходим мость обучения родителей умению беседовать с детьми и отвечать на их вопросы; важность дальнейшего изучения проблемы полового воспитания.

В школе, как и в семье, основным является личный пример и просвещение, т. е. простое, живое, убедительное и доходчивое слово. О значении личного примера в воспи­тании детей и молодежи в семье было сказано выше. Что­бы подчеркнуть роль личного примера в школе, приведем лишь короткое высказывание выдающегося отечествен­ного педагога прошлого века К. Д. Ушинского: «Личный пример учителя — благотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно». По своему объему и содержанию просвещение в школе более широко и глубоко охватывает проблему воспитания и, в частности, нераздельную ее часть — половое воспитание. Особенно это относится к учащимся старших классов.

Объем знаний по половому воспитанию, который да­ется в школе, зависит от пола и возраста учащихся.

В начальных классах половое воспитание состоит прежде всего в том, чтобы дать советы родителям, как оберегать детей, ограждать их от различных внешних раздражителей, которые могут вызвать интерес к вопро­сам пола. Но если в ходе учебного процесса по отдельной теме или независимо от пее ученик младшего класса задаст вопрос полового характера, то учитель отвечает, не расширяя объема вопроса, с учетом наличия в классе де­вочек и мальчиков, их возраста и общего развития. А за­тем, если сочтет нужным, побеседует с этим учеником на­едине.

С переходом из класса в класс ученики знакомятся с различными биологическими явлениями, включая размно­жение растений (по курсу ботаники — 5-й класс), размно­жение животных вплоть до вопроса о выведении челове­ком новых пород (программа зоологии — 6-й и 7-й клас­сы) ; далее идет анатомия, физиология и гигиена человека (8-й класс). При ознакомлении учащихся с половым раз­множением животных они узнают о половом инстинкте. И если учитель найдет нужным, он объяснит, что человек может и должен владеть свойственным ему половым ин­стинктом и подчинять его своей воле.

Отечественная и советская литература изобилует при­мерами героики, преданности партии, родине, образами революционеров, отдавших всю свою жизнь борьбе с ца­ризмом и капитализмом, образами героев гражданской и Великой Отечественной войн, а также передовых людей советского времени. На примерах этих произведений и воспитываются дети, молодежь и все советские люди. Для самостоятельного чтения детям подбирают книги с высо­ким идейным содержанием и художественным отображе­нием жизни. Работники библиотек, школьных и общих, имеющие специальную подготовку и опыт, оказывают в этом деле большую помощь. Надо следить, чтобы дети не читали книг, предназначенных для взрослых. Желатель­но, чтобы в доме была библиотека русской и советской художественной литературы. Родители не только должны приучать детей к чтению книг, но и развивать у них ин­терес к музыке и искусству.

По курсу литературы ученики в произведениях писа­телей и поэтов встречаются с различными проявлениями чувств во взаимоотношениях между женщиной и мужчи­ной (брак, семья, любовь, измена и т. п.). В старших клас­сах на уроке неизменно развивается беседа — обсуждение характера и поведения героев этих произведений (одобре­ние или порицание их поступков). И учителя на этом фо­не ведут разговор о женской чести, гордости, скромности и сдержанности, о мужском благородстве, доблести, само­дисциплине, уважении к женщине и о том, что человек на основе нравственных устоев общества может и должен контролировать свою деятельность, свое поведение, вклю­чая и область товарищеских и половых взаимоотношений. Учитель знает, в каких пределах на уроке допустимо го­ворить об этом в классе, где имеются и девочки, и маль­чики. Так в школе обучение тесно переплетается с поло­вым воспитанием.

В старших классах иногда у некоторых учеников наб­людаются порывы к ухаживанию за девочками, у маль­чиков и девочек появляются увлечения, которые они нередко принимают за любовь. В подобных случаях учите­ля и родители должны проявлять к детям особую чут­кость, не упрекать, не ругать их, не смеяться, не поддраз­нивать, так как это заставляет детей скрывать свои чувства от старших. В подобной ситуации дети редко обра­щаются к родителям за советом, поэтому родителям следу­ет самим выбрать подходящий момент для беседы.

С учащимися старших классов в ряде школ проводят беседы, а иногда и собрания с обменом мнениями о де­вичьей чести, о мужском достоинстве, о физической и моральной красоте юношества, о человеческом счастье, об ответственности за свое поведение. Во время бесед на такие темы освещаются вопросы о взаимосвязи личного и общественного, говорится о чувстве, которое способ­ствует сохранению человеческого достоинства, повышает ответственность за свое поведение, развивает дисципли­ну, волю.

В старших классах (9-м и 10-м) школьный врач про­водит беседы со школьниками о заразных болезнях, вклю­чая кратко тему о венерических (половых) болезнях, раз­дельно для девочек и мальчиков.

В связи с ускорением физического, умственного и по­лового развития современной молодежи ознакомление де­вушек и юношей с опасностями ранней и беспорядочной половой жизни и венерических болезней весьма своевре­менно и полезно: вместо случайных, возможно извращен­ных, сведений молодежь получает необходимые знания.

В большой, ответственной работе по воспитанию детей, подростков и молодежи в школе, включая и половое вос­питание, не ограничиваются только тем, чтобы рассказы­вать, объяснять, просвещать. Эта весьма нужная и важ­ная работа систематически увязывается с широкой орга­низационно-общественной деятельностью.

Школа постоянно стремится к тому, чтобы каждый класс представлял собой хорошо организованный и сплоченный коллектив чтобы учителя, пионервожатые, школь­ные общественные организации и родительские комитеты сообща направляли энергию и устремления учащихся не только на высокую успеваемость и общее всестороннее раз­витие, но и на физическую подготовку, творческую, умст­венную работу и общественную деятельность, которые захватили бы школьников, отвлекли их внимание и пре­дохранили от различных вредных для молодежи интересов, включая и половую проблему.

Такая внеклассная работа успешно разрешает важный вопрос о всестороннем идейно-политическом воспитании и вместе с тем способствует не только заполнению сво­бодного времени общественно полезной деятельностью, но также выявлению интересов и склонности учащихся к той или другой специальности, что облегчает затем выбор профессии или среднего либо высшего учебного заведения для продолжения образования.

Общественные организации школы всегда уделяют большое внимание не только процессу обучения в целях повышения успеваемости, но и воспитанию высоких нравственных, эстетических основ и культуры поведения учащихся. К воспитательной работе должны шире при­влекаться и общественные организации на предприятиях, в учреждениях, совхозах и колхозах. На многих предпри­ятиях имеются общественные родительские комитеты; их активисты поддерживают связь не только с родителями учеников, но и с учителями школы; оказывая большую помощь школам и родителям в повышении успеваемости и воспитании школьников. Роль широкой советской об­щественности в воспитании детей и молодежи весьма зна­чительна; особенно она проявляется в воспитании мо­ральных качеств и культуры поведения человека.

В настоящее время для формирования советского че­ловека, строителя коммунизма, вопросы воспитания пат­риотизма и коллективизма, приобретают особенно важное значение. Основная задача состоит в том, чтобы дети и молодежь не только усвоили свои права, но и осознали ответственность за выполнение своих обязанностей перед государством, обществом, школой и семьей, чтобы обще­ственные интересы — материальные и нравственные — превратились для каждого члена общества в личные сти­мулы, которые определяли и направляли бы все стороны его учебной и трудовой деятельности и поведения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top