По мере овладения в школе знаниями о природе, жизни человека и общества умственное развитие ребенка ускоряется. С поступлением ребенка в школу воспитательная роль семьи отнюдь не уменьшается. Воспитательное воздействие семьи (родителей) на школьника углубляется, так как оно проводится в тесной связи, в едином направлении со школой, гармонически сочетаясь с ней. Школьные годы совпадают с периодом полового созревания. Изменяется характер и поведение девочек и мальчиков — у одних в меньшей, у других в большей степени, у одних раньше, у других несколько позже начинают проявляться сначала неясные, а затем более отчетливо выраженные половые интересы.
В воспитании ребенка школьного возраста большое значение имеет согласованность в действиях родителей и учителей.
Родители должны постоянно поддерживать связь и советоваться с классным руководителем и учителями, своевременно приходить по их вызову, особенно в случае выявления каких-либо отклонений в поведении их ребенка либо повышенного интереса у него к вопросам полового характера, так как совместными усилиями можно легче и быстрее добиться положительного результата. Два свободных дня в неделю дают возможность родителям также поддерживать более тесную связь со школой.
В настоящее время ученые и работники просвещения, здравоохранения, литературы и искусства признают и подчеркивают необходимость и важность полового воспитания в средней школе. Об этом свидетельствует дискуссия, проведенная «Медицинской газетой», а также обсуждение этой проблемы. Авторитетные участники совещания, состоявшегося в 1964 г. в Ленинграде, подтвердили, что половая проблема — отнюдь не скользкая тема. На совещании определилось единодушное мнение: недопустимость выделения и выпячивания полового воспитания молодежи в нечто особенное; половое воспитание — непременная составная часть воспитания на основе принципов коммунистической нравственности; особое значение воспитания чувств, эмоциональной культуры, которое должно проводиться в семье и в школе; необходим мость обучения родителей умению беседовать с детьми и отвечать на их вопросы; важность дальнейшего изучения проблемы полового воспитания.
В школе, как и в семье, основным является личный пример и просвещение, т. е. простое, живое, убедительное и доходчивое слово. О значении личного примера в воспитании детей и молодежи в семье было сказано выше. Чтобы подчеркнуть роль личного примера в школе, приведем лишь короткое высказывание выдающегося отечественного педагога прошлого века К. Д. Ушинского: «Личный пример учителя — благотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно». По своему объему и содержанию просвещение в школе более широко и глубоко охватывает проблему воспитания и, в частности, нераздельную ее часть — половое воспитание. Особенно это относится к учащимся старших классов.
Объем знаний по половому воспитанию, который дается в школе, зависит от пола и возраста учащихся.
В начальных классах половое воспитание состоит прежде всего в том, чтобы дать советы родителям, как оберегать детей, ограждать их от различных внешних раздражителей, которые могут вызвать интерес к вопросам пола. Но если в ходе учебного процесса по отдельной теме или независимо от пее ученик младшего класса задаст вопрос полового характера, то учитель отвечает, не расширяя объема вопроса, с учетом наличия в классе девочек и мальчиков, их возраста и общего развития. А затем, если сочтет нужным, побеседует с этим учеником наедине.
С переходом из класса в класс ученики знакомятся с различными биологическими явлениями, включая размножение растений (по курсу ботаники — 5-й класс), размножение животных вплоть до вопроса о выведении человеком новых пород (программа зоологии — 6-й и 7-й классы) ; далее идет анатомия, физиология и гигиена человека (8-й класс). При ознакомлении учащихся с половым размножением животных они узнают о половом инстинкте. И если учитель найдет нужным, он объяснит, что человек может и должен владеть свойственным ему половым инстинктом и подчинять его своей воле.
Отечественная и советская литература изобилует примерами героики, преданности партии, родине, образами революционеров, отдавших всю свою жизнь борьбе с царизмом и капитализмом, образами героев гражданской и Великой Отечественной войн, а также передовых людей советского времени. На примерах этих произведений и воспитываются дети, молодежь и все советские люди. Для самостоятельного чтения детям подбирают книги с высоким идейным содержанием и художественным отображением жизни. Работники библиотек, школьных и общих, имеющие специальную подготовку и опыт, оказывают в этом деле большую помощь. Надо следить, чтобы дети не читали книг, предназначенных для взрослых. Желательно, чтобы в доме была библиотека русской и советской художественной литературы. Родители не только должны приучать детей к чтению книг, но и развивать у них интерес к музыке и искусству.
По курсу литературы ученики в произведениях писателей и поэтов встречаются с различными проявлениями чувств во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной (брак, семья, любовь, измена и т. п.). В старших классах на уроке неизменно развивается беседа — обсуждение характера и поведения героев этих произведений (одобрение или порицание их поступков). И учителя на этом фоне ведут разговор о женской чести, гордости, скромности и сдержанности, о мужском благородстве, доблести, самодисциплине, уважении к женщине и о том, что человек на основе нравственных устоев общества может и должен контролировать свою деятельность, свое поведение, включая и область товарищеских и половых взаимоотношений. Учитель знает, в каких пределах на уроке допустимо говорить об этом в классе, где имеются и девочки, и мальчики. Так в школе обучение тесно переплетается с половым воспитанием.
В старших классах иногда у некоторых учеников наблюдаются порывы к ухаживанию за девочками, у мальчиков и девочек появляются увлечения, которые они нередко принимают за любовь. В подобных случаях учителя и родители должны проявлять к детям особую чуткость, не упрекать, не ругать их, не смеяться, не поддразнивать, так как это заставляет детей скрывать свои чувства от старших. В подобной ситуации дети редко обращаются к родителям за советом, поэтому родителям следует самим выбрать подходящий момент для беседы.
С учащимися старших классов в ряде школ проводят беседы, а иногда и собрания с обменом мнениями о девичьей чести, о мужском достоинстве, о физической и моральной красоте юношества, о человеческом счастье, об ответственности за свое поведение. Во время бесед на такие темы освещаются вопросы о взаимосвязи личного и общественного, говорится о чувстве, которое способствует сохранению человеческого достоинства, повышает ответственность за свое поведение, развивает дисциплину, волю.
В старших классах (9-м и 10-м) школьный врач проводит беседы со школьниками о заразных болезнях, включая кратко тему о венерических (половых) болезнях, раздельно для девочек и мальчиков.
В связи с ускорением физического, умственного и полового развития современной молодежи ознакомление девушек и юношей с опасностями ранней и беспорядочной половой жизни и венерических болезней весьма своевременно и полезно: вместо случайных, возможно извращенных, сведений молодежь получает необходимые знания.
В большой, ответственной работе по воспитанию детей, подростков и молодежи в школе, включая и половое воспитание, не ограничиваются только тем, чтобы рассказывать, объяснять, просвещать. Эта весьма нужная и важная работа систематически увязывается с широкой организационно-общественной деятельностью.
Школа постоянно стремится к тому, чтобы каждый класс представлял собой хорошо организованный и сплоченный коллектив чтобы учителя, пионервожатые, школьные общественные организации и родительские комитеты сообща направляли энергию и устремления учащихся не только на высокую успеваемость и общее всестороннее развитие, но и на физическую подготовку, творческую, умственную работу и общественную деятельность, которые захватили бы школьников, отвлекли их внимание и предохранили от различных вредных для молодежи интересов, включая и половую проблему.
Такая внеклассная работа успешно разрешает важный вопрос о всестороннем идейно-политическом воспитании и вместе с тем способствует не только заполнению свободного времени общественно полезной деятельностью, но также выявлению интересов и склонности учащихся к той или другой специальности, что облегчает затем выбор профессии или среднего либо высшего учебного заведения для продолжения образования.
Общественные организации школы всегда уделяют большое внимание не только процессу обучения в целях повышения успеваемости, но и воспитанию высоких нравственных, эстетических основ и культуры поведения учащихся. К воспитательной работе должны шире привлекаться и общественные организации на предприятиях, в учреждениях, совхозах и колхозах. На многих предприятиях имеются общественные родительские комитеты; их активисты поддерживают связь не только с родителями учеников, но и с учителями школы; оказывая большую помощь школам и родителям в повышении успеваемости и воспитании школьников. Роль широкой советской общественности в воспитании детей и молодежи весьма значительна; особенно она проявляется в воспитании моральных качеств и культуры поведения человека.
В настоящее время для формирования советского человека, строителя коммунизма, вопросы воспитания патриотизма и коллективизма, приобретают особенно важное значение. Основная задача состоит в том, чтобы дети и молодежь не только усвоили свои права, но и осознали ответственность за выполнение своих обязанностей перед государством, обществом, школой и семьей, чтобы общественные интересы — материальные и нравственные — превратились для каждого члена общества в личные стимулы, которые определяли и направляли бы все стороны его учебной и трудовой деятельности и поведения.