Окружающий ребенка мир весьма многообразен. Вся живая и неживая природа с различными ее формами и проявлениями уже с малых лет вызывает интерес у детей. Под влиянием окружающей среды быстро и разносторонне развивается их мышление, умственный кругозор, внутренний мир. Поэтому пусть не удивляются и не смущаются родители, если малыш обратится к ним с вопросом о своем происхождении. В детском возрасте такие вопросы возникают как отклик на что-то услышанное либо увиденное у себя дома, во дворе, на улице, т. е. под влиянием внешнего воздействия. Эти вопросы часто носят случайный характер и появляются без внутреннего побуждения. Нужно повседневно заботиться, чтобы в окружающей ребенка среде (в семье и вне семьи) не возникали и быстро устранялись обстоятельства, которые могут возбудить у детей интересы полового характера, а следовательно, и повод для возникновения подобных вопросов.
В присутствии детей недопустимо вести разговоры на половые темы, рассказывать анекдоты. Приводим такой пример. Пришли гости; в детском уголке трехлетний ребенок весь поглощен игрой со своей новой игрушкой; взрослые за столом в той же комнате непринужденно беседуют. Когда один из гостей, педагог, предложил прекратить обсуждение половой проблемы, так как рядом ребенок, послышались возражения, в том числе и со стороны родителей: «Ведь он занят игрушками, к тому же он все равно ничего не поймет». И оживленный разговор на ту же тему продолжался. Но через час, когда мать укладывала малыша спать, он спросил ее: «Мама, почему тетя Катя изменила дяде Косте, и что она изменила?». Напомним, что в раннем возрасте дети воспринимают слова в прямом, определенном их смысле и обычно еще не различают переносного или другого их значения.
Итак, ребенок был занят своей новой игрушкой; беседа взрослых, казалось, его не интересовала. Однако он не только слушал то, о чем говорили взрослые, но и запомнил некоторые их высказывания. Его внимание особенно привлек разговор об измене. Полагаем, что мать, не затрагивая половой проблемы, сумела разъяснить ребенку вопрос об «измене». Но чаще всего на этом дело не кончается. Уже на следующий день малыш рассказывает другому такому же малышу, «как тетя Катя изменила дяде Косте», а еще через 1—2 дня он делится этим с мальчиком более старшего возраста и тот, улыбаясь, разъясняет ему действительное содержание этого случая. И перед ребенком преждевременно открывается новый мир, о котором мать ему еще не говорила, скрыла от него. У ребенка развивается не только интерес к половым взаимоотношениям, но и недоверие к матери.
Имеются книги, учебники, руководства, популярные издания, в которых приводятся рисунки половых органов. В домашнем обиходе находятся и некоторые предметы, имеющие отношение к половой жизни. Такие книги и предметы не следует оставлять на открытых местах, чтобы у ребенка не было повода спрашивать, что это, для чего и т. п.
К. И. Чуковский в замечательной всем известной книге «От двух до пяти», выдержавшей более 20 изданий, приводит много вопросов и высказываний детей, в частности по половой проблеме. Вот один из них.
Сережа 2*/г лет с большим любопытством глядел, как женщина, придя к его матери, кормила свою девочку грудью.
- Мама, — спросил он, — а когда я был маленький, я тоже так пил молоко?
- Да.
- А как ты его туда наливала?
Нередко 3—4—5-летний ребенок спрашивает у матери: «Откуда я взялся, где ты меня взяла?».
Раньше, а нередко, к сожалению, еще и теперь родители и старшие члены семьи отвечают: «Аист принес», «В садике (или в лесу) нашла», «В магазине купила».
Подобные ответы не могут удовлетворить даже маленьких детей. Примеры тому можно найти в той же книге К. И. Чуковского.
- Я нашла тебя в лесу под кустом, — сказала мать четырехлетней Ирине. Но та возразила с великолепной иронией:
- Когда мы гуляли в лесу, что-то я не видела, чтобы там дети валялись.
Такой же наглядный пример приводит писательница А. Д. Коптяева. После невразумительного ответа матери на вопрос малыша, откуда он взялся, уже на следующий день, словно ненароком, ребенок сообщает матери: «У соседской Мурки котята родились». А еще через день этот пятилетний озорник снова спрашивает: «Где ты меня взяла?» и, не дожидаясь ответа, заявляет: «А я знаю. Ты сама меня родила».
Итак, не получив удовлетворительного объяснения, ребенок не успокаивается, он стремится добиться ответа и получает таковой, но, к сожалению, не от матери или отца. Доверие малыша к ним нарушено. При возникновении новых вопросов ребенок уже обратится за ответом не к матери или отцу, а к постороннему лицу.
Г. Н. Сперанский писал о недопустимости скрывать от ребенка истину о рождении человека, так как элемент скрываемого, запретного побуждает ребенка искать ответа. «Те искаженные, грубые, часто непонятные представления, которые он получает во дворе, на улице, заставляют его вновь искать соприкосновения «со жгучей тайной». Самое разумное в таким случаях было бы спокойное, вполне деловое, серьезное разъяснение — конечно, в объеме и форме, доступных данному ребенку, соответствующих его возрасту и общему развитию.
Ответы детям на вопросы об их происхождении или на другие вопросы полового характера должны быть краткими, только в узком объеме заданного вопроса. Отвечать надо спокойно, как и на другие обычные вопросы, но без подробностей, без каких-либо намеков и улыбок.
А. С. Макаренко считал недопустимым сообщать ребенку подробности об отношениях между мужчиной и женщиной, так как это рано может вызывать у него любопытство к половой проблеме. В случайных вопросах ребенка о деторождении, писал Макаренко, «не содержится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не приносит. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребенка, отделаетесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим. Подробности лишь поддержат его любопытство и могут положить начало половым переживаниям, для которых еще не наступило время».
К. И. Чуковский горячо поддерживал эти высказывания. Он также настаивал на том, что «наши ответы на вопросы детей должны быть строго дозированы. Ведь дети совсем не требуют от нас, чтобы мы раскрывали перед ними всю истину — всю истину до конца, во всей ее сложности и глубине». Этими положениями следует руководствоваться всегда.
Придерживаясь такой принципиальной установки, необходимо к каждому ребенку подходить индивидуально: случайные вопросы одних можно отвести, как указывал А. С. Макаренко; по содержанию и характеру постановки вопроса других можно определить степень их осведомленности и в зависимости от этого детям дают узкий либо несколько более широкий ответ, а подросткам — даже более или менее подробное разъяснение. Нередко ребенок сразу задает несколько разных вопросов. Ответить можно лишь на некоторые, не затрагивая вопросов полового характера, а затем отвлечь внимание ребенка рассказом или игрушкой. И вообще после ответа ребенку на его вопрос о деторождении или другого полового характера, для предупреждения новых вопросов, ведущих к углублению знаний в области половой проблемы, следует перевести разговор на какую-либо другую интересующую ребенка тему.
Педагоги и врачи, занимавшиеся изучением этой проблемы, рекомендуют на вопрос детей об их происхождении отвечать: «Я тебя родила», «Мама тебя родила» или «Я тебя носила». Такой ответ устанавливает тесную связь и близость между матерью и ребенком, что очень важно. Обычно этот ответ на некоторое время удовлетворяет ребенка, хотя он еще не понимает, что значит «родила», но некоторые ощущают свою связь с матерью. Об этом свидетельствуют высказывания детей:
— Как это, где я взялась? Ты же сама родила меня собственными руками (из книги К. И. Чуковского).
Вопросы детей дошкольного и младшего школьного возраста о деторождении более сложны по своему содержанию, но и они относятся преимущественно к пониманию роли матери. В этом возрасте дети уже видели и знают, как из семян вырастают растения, как птицы высиживают птенцов в гнезде, а куры — цыплят. Дети знают, что котята, щенята и другие домашние животные рождаются живыми. Теперь легче и проще отвечать на их вопросы, не вдаваясь в подробности.
В этом возрасте, отвечая на вопросы детей, родители постепенно разъясняют им, что размножение — естественный закон природы; не будь размножения и появления новых, себе подобных организмов, все животные вымерли бы. Рыбы мечут икру, из которой развиваются маленькие рыбки. Кошки, собаки и другие животные вынашивают котят и щенят в своем теле; они рожают живых детенышей. И мама рожает живого ребеночка, слабого, беспомощного, нуждающегося в тщательном, повседневном вскармливании и уходе. Так дети узнают о беременности, о рождении детей.
Детям 9—10 лет в ответ на их вопросы можно рассказать, что все живое происходит из зародышевой клетки: у рыб такая клетка — это икринка; птичье и куриное яйцо — это тоже зародышевые клетки; такие клетки находятся и в организме животных, которые рожают живых детенышей; они есть и у мамы. Позднее в школе девочки и мальчики получают представление об опылении и оплодотворении при прохождении ботаники, зоологии и биологии.
Чтобы оградить детей от возникновения ранних половых интересов, а девушек и юношей — от возбуждения полового любопытства и полового влечения, родители в их присутствии не только не доляшы вести разговоры на половые темы, но и не должны допускать в своем поведении каких-либо сексуальных проявлений. Тем более следует оберегать детей, чтобы они не оказались случайными свидетелями полового акта взрослых.
Итак, детей всегда надо выслушивать, когда они обращаются к вам. Ребенок растет, развивается, все более расширяется его умственный кругозор. Многое его интересует. Проявите уважение и внимание к ребенку: говорите с ним, рассказывайте ему, отвечайте на его вопросы. Но торопиться, спешить с разъяснением детям половой проблемы, а также задавать им подобные вопросы абсолютно недопустимо. Повторяем, что на вопросы детей об их происхождении можно и следует отвечать, но ответ должен быть максимально простым и коротким, лишь в пределах заданного вопроса, с учетом возраста, общего развития и осведомленности ребенка. Это ведет к закреплению взаимного уважения, доверия и дружбы между детьми и родителями.