Окружающий ребенка мир весьма многообразен. Вся жи­вая и неживая природа с различными ее формами и про­явлениями уже с малых лет вызывает интерес у детей. Под влиянием окружающей среды быстро и разносторон­не развивается их мышление, умственный кругозор, внут­ренний мир. Поэтому пусть не удивляются и не смущают­ся родители, если малыш обратится к ним с вопросом о своем происхождении. В детском возрасте такие вопросы возникают как отклик на что-то услышанное либо уви­денное у себя дома, во дворе, на улице, т. е. под влиянием внешнего воздействия. Эти вопросы часто носят случай­ный характер и появляются без внутреннего побуждения. Нужно повседневно заботиться, чтобы в окружающей ре­бенка среде (в семье и вне семьи) не возникали и быстро устранялись обстоятельства, которые могут возбудить у детей интересы полового характера, а следовательно, и повод для возникновения подобных вопросов.

В присутствии детей недопустимо вести разговоры на половые темы, рассказывать анекдоты. Приводим такой пример. Пришли гости; в детском уголке трехлетний ребе­нок весь поглощен игрой со своей новой игрушкой; взрос­лые за столом в той же комнате непринужденно беседуют. Когда один из гостей, педагог, предложил прекратить об­суждение половой проблемы, так как рядом ребенок, по­слышались возражения, в том числе и со стороны роди­телей: «Ведь он занят игрушками, к тому же он все равно ничего не поймет». И оживленный разговор на ту же тему продолжался. Но через час, когда мать укладывала малыша спать, он спросил ее: «Мама, почему тетя Катя изме­нила дяде Косте, и что она изменила?». Напомним, что в раннем возрасте дети воспринимают слова в прямом, оп­ределенном их смысле и обычно еще не различают пере­носного или другого их значения.

Итак, ребенок был занят своей новой игрушкой; бесе­да взрослых, казалось, его не интересовала. Однако он не только слушал то, о чем говорили взрослые, но и запом­нил некоторые их высказывания. Его внимание особенно привлек разговор об измене. Полагаем, что мать, не затра­гивая половой проблемы, сумела разъяснить ребенку воп­рос об «измене». Но чаще всего на этом дело не кончает­ся. Уже на следующий день малыш рассказывает другому такому же малышу, «как тетя Катя изменила дяде Кос­те», а еще через 1—2 дня он делится этим с мальчиком более старшего возраста и тот, улыбаясь, разъясняет ему действительное содержание этого случая. И перед ребен­ком преждевременно открывается новый мир, о котором мать ему еще не говорила, скрыла от него. У ребенка раз­вивается не только интерес к половым взаимоотношени­ям, но и недоверие к матери.

Имеются книги, учебники, руководства, популярные издания, в которых приводятся рисунки половых органов. В домашнем обиходе находятся и некоторые предметы, имеющие отношение к половой жизни. Такие книги и предметы не следует оставлять на открытых местах, что­бы у ребенка не было повода спрашивать, что это, для чего и т. п.

К. И. Чуковский в замечательной всем известной кни­ге «От двух до пяти», выдержавшей более 20 изданий, приводит много вопросов и высказываний детей, в част­ности по половой проблеме. Вот один из них.

Сережа 2*/г лет с большим любопытством глядел, как женщина, придя к его матери, кормила свою девочку грудью.

  • Мама, — спросил он, — а когда я был маленький, я тоже так пил молоко?
  • Да.
  • А как ты его туда наливала?

Нередко 3—4—5-летний ребенок спрашивает у мате­ри: «Откуда я взялся, где ты меня взяла?».

Раньше, а нередко, к сожалению, еще и теперь роди­тели и старшие члены семьи отвечают: «Аист принес», «В садике (или в лесу) нашла», «В магазине купила».

Подобные ответы не могут удовлетворить даже малень­ких детей. Примеры тому можно найти в той же книге К. И. Чуковского.

  • Я нашла тебя в лесу под кустом, — сказала мать четырехлетней Ирине. Но та возразила с великолепной иронией:
  • Когда мы гуляли в лесу, что-то я не видела, чтобы там дети валялись.

Такой же наглядный пример приводит писательница А. Д. Коптяева. После невразумительного ответа матери на вопрос малыша, откуда он взялся, уже на следующий день, словно ненароком, ребенок сообщает матери: «У со­седской Мурки котята родились». А еще через день этот пятилетний озорник снова спрашивает: «Где ты меня взяла?» и, не дожидаясь ответа, заявляет: «А я знаю. Ты сама меня родила».

Итак, не получив удовлетворительного объяснения, ребенок не успокаивается, он стремится добиться ответа и получает таковой, но, к сожалению, не от матери или отца. Доверие малыша к ним нарушено. При возникнове­нии новых вопросов ребенок уже обратится за ответом не к матери или отцу, а к постороннему лицу.

Г. Н. Сперанский писал о недопустимости скрывать от ребенка истину о рождении человека, так как элемент скрываемого, запретного побуждает ребенка искать отве­та. «Те искаженные, грубые, часто непонятные представ­ления, которые он получает во дворе, на улице, заставля­ют его вновь искать соприкосновения «со жгучей тайной». Самое разумное в таким случаях было бы спокойное, вполне деловое, серьезное разъяснение — конечно, в объе­ме и форме, доступных данному ребенку, соответствую­щих его возрасту и общему развитию.

Ответы детям на вопросы об их происхождении или на другие вопросы полового характера должны быть кратки­ми, только в узком объеме заданного вопроса. Отвечать надо спокойно, как и на другие обычные вопросы, но без подробностей, без каких-либо намеков и улыбок.

А. С. Макаренко считал недопустимым сообщать ре­бенку подробности об отношениях между мужчиной и женщиной, так как это рано может вызывать у него лю­бопытство к половой проблеме. В случайных вопросах ре­бенка о деторождении, писал Макаренко, «не содержится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не приносит. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребенка, отделаетесь шуткой или улыбкой, ребе­нок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим. Подробности лишь поддержат его любопытство и могут положить начало половым переживаниям, для которых еще не наступило время».

К. И. Чуковский горячо поддерживал эти высказыва­ния. Он также настаивал на том, что «наши ответы на вопросы детей должны быть строго дозированы. Ведь де­ти совсем не требуют от нас, чтобы мы раскрывали перед ними всю истину — всю истину до конца, во всей ее слож­ности и глубине». Этими положениями следует руковод­ствоваться всегда.

Придерживаясь такой принципиальной установки, не­обходимо к каждому ребенку подходить индивидуально: случайные вопросы одних можно отвести, как указывал А. С. Макаренко; по содержанию и характеру постановки вопроса других можно определить степень их осведомлен­ности и в зависимости от этого детям дают узкий либо не­сколько более широкий ответ, а подросткам — даже более или менее подробное разъяснение. Нередко ребенок сразу задает несколько разных вопросов. Ответить можно лишь на некоторые, не затрагивая вопросов полового характера, а затем отвлечь внимание ребенка рассказом или игрушкой. И вообще после ответа ребенку на его вопрос о дето­рождении или другого полового характера, для предуп­реждения новых вопросов, ведущих к углублению знаний в области половой проблемы, следует перевести разговор на какую-либо другую интересующую ребенка тему.

Педагоги и врачи, занимавшиеся изучением этой проб­лемы, рекомендуют на вопрос детей об их происхождении отвечать: «Я тебя родила», «Мама тебя родила» или «Я тебя носила». Такой ответ устанавливает тесную связь и близость между матерью и ребенком, что очень важно. Обычно этот ответ на некоторое время удовлетво­ряет ребенка, хотя он еще не понимает, что значит «ро­дила», но некоторые ощущают свою связь с матерью. Об этом свидетельствуют высказывания детей:

— Как это, где я взялась? Ты же сама родила меня собственными руками (из книги К. И. Чуковского).

Вопросы детей дошкольного и младшего школьного возраста о деторождении более сложны по своему содер­жанию, но и они относятся преимущественно к понима­нию роли матери. В этом возрасте дети уже видели и знают, как из семян вырастают растения, как птицы вы­сиживают птенцов в гнезде, а куры — цыплят. Дети зна­ют, что котята, щенята и другие домашние животные рождаются живыми. Теперь легче и проще отвечать на их вопросы, не вдаваясь в подробности.

В этом возрасте, отвечая на вопросы детей, родители постепенно разъясняют им, что размножение — естест­венный закон природы; не будь размножения и появления новых, себе подобных организмов, все животные вымерли бы. Рыбы мечут икру, из которой развиваются маленькие рыбки. Кошки, собаки и другие животные вынашивают котят и щенят в своем теле; они рожают живых детены­шей. И мама рожает живого ребеночка, слабого, беспо­мощного, нуждающегося в тщательном, повседневном вскармливании и уходе. Так дети узнают о беременности, о рождении детей.

Детям 9—10 лет в ответ на их вопросы можно расска­зать, что все живое происходит из зародышевой клетки: у рыб такая клетка — это икринка; птичье и куриное яйцо — это тоже зародышевые клетки; такие клетки на­ходятся и в организме животных, которые рожают живых детенышей; они есть и у мамы. Позднее в школе девочки и мальчики получают представление об опылении и опло­дотворении при прохождении ботаники, зоологии и био­логии.

Чтобы оградить детей от возникновения ранних поло­вых интересов, а девушек и юношей — от возбуждения полового любопытства и полового влечения, родители в их присутствии не только не доляшы вести разговоры на по­ловые темы, но и не должны допускать в своем поведении каких-либо сексуальных проявлений. Тем более следует оберегать детей, чтобы они не оказались случайными сви­детелями полового акта взрослых.

Итак, детей всегда надо выслушивать, когда они обра­щаются к вам. Ребенок растет, развивается, все более рас­ширяется его умственный кругозор. Многое его интересу­ет. Проявите уважение и внимание к ребенку: говорите с ним, рассказывайте ему, отвечайте на его вопросы. Но то­ропиться, спешить с разъяснением детям половой пробле­мы, а также задавать им подобные вопросы абсолютно недопустимо. Повторяем, что на вопросы детей об их про­исхождении можно и следует отвечать, но ответ должен быть максимально простым и коротким, лишь в пределах заданного вопроса, с учетом возраста, общего развития и осведомленности ребенка. Это ведет к закреплению взаим­ного уважения, доверия и дружбы между детьми и роди­телями.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top