В Советском Союзе воспитание человека имеет общест­венный характер. Воспитание детей и молодежи в семье, которое признается одной из основных, важнейших ее за­дач, тесно и всесторонне взаимосвязано с общественным воспитанием. Вместе они составляют единую систему вос­питания советского человека.

Родителям надо знать, как в общем воспитании ребенка, девушки и юноши, а также молодежи решать задачи поло­вого воспитания. Девушкам и юношам, подросткам, моло­дежи надо иметь определенные представления и знания в области половой проблемы, что может предупредить тяже­лые последствия неосведомленности.

В. Г. Белинский считал ложным мнение, будто нравст­венная чистота состоит в младенческом неведении. Он утверждал, что добродетель девушки не в том, что она младенчески не знала, а в том, что младенчески знала и в знании оставалась чистой и девственной.

Повседневно в процессе своей трудовой деятельности, в общении с людьми, а также через науку и искусство мы познаем жизнь. Дети познают явления жизни на примере поведения родителей, на примере всего того, что они видят и слышат в своей семье, в школе, во дворе, на улице, узна­ют из содержания книг.

Каждый день ребенок встречается с новыми, неведо­мыми для него явлениями. Стремясь понять, узнать их про­исхождение и значение, дети, естественно, обращаются за разъяснением к старшим и прежде всего к родителям. Из­вестно, что в 2—5-летнем возрасте дети буквально забра­сывают родителей бесконечными вопросами. Нередко неко­торые из них очень сложны, поэтому далеко не каждый взрослый может дать ответ, доступный пониманию ребенка. Но отвечать нужно. А. М. Горький писал: «…сказать ребен­ку на его вопрос ,,подожди, вырастешь — узнаешь, значит гасить его стремление к знаниям».

Надо помнить, что большое влияние на детей оказывают не только содержание разговора, указания, беседы, но и их тон. Сказанное ребенок воспринимает лучше, если с ним разговаривать спокойно, убедительно, серьезно.

Писатель, врач и замечательный педагог Януш Корчак писал: «Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. Дети думают сердцем, не умом. Поэтому нам так трудно найти с ними общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем уметь с ними говорить». Родители должны знать и пони­мать интересы детей, искать и находить с ними общий язык. Резкость, окрики, а тем более даже легкие, но час­тые телесные наказания обычно оказывают обратное дей­ствие. Несмотря на страх, боязнь наказания, у ребенка все же вырабатывается привычка выполнять то или иное по­ручение только после окрика; возникает озлобленность и развивается скрытность.

Большое значение имеет и воспитание личным приме­ром, повседневным поведением родителей и старших в семье, соответствующим действием, реакцией, поступком, своим отношением не только к ребенку, но и к окружаю­щим людям, к близким и к чужим, а также созданием бла­гоприятной домашней обстановки.

Учитывая огромное воспитательное воздействие лично­го примера, напомним убедительные слова А. С. Макарен­ко: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказы­ваете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жиз­ни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, как читаете газе­ту — все это имеет для ребенка большое значение. Малей­шее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все по­вороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, если вы оскробляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ва­ших детей и воспитываете плохо и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Содержание словесных разъяснений, уговоров, бесед не всегда воспринимается детьми и нередко забывается. Лич­ный же пример родителей и старших в семье проявляется повседневно, постоянно. Он запоминается как наглядное пособие, часто оставляя неизгладимый след в памяти ре­бенка. К тому же следует учесть склонность детей к под­ражанию взрослым. И это обязывает родителей, особенно в присутствии детей, вести себя так, чтобы служить при­мером высокой нравственности.

Вместе с тем объяснение, разъяснение, т. е. просвеще­ние, в детском возрасте полностью сохраняет большое вос­питательное значение. Приводим такой пример. Четырех­летней девочке подарили куклу с очень смуглым, коричне­вым цветом лица. Девочка заявила, что кукла ей не нравится; она отложила ее в сторону и в течение нескольких дней не играла с этой куклой. Но после того как ей объ­яснили, что ко всем людям надо относиться хорошо неза­висимо от цвета их кожи, что только нехороший, злой че­ловек обижает людей с темной кожей, эта кукла вскоре ста­ла самой любимой среди нескольких других красивых белолицых.

Для правильного воспитания детей в семье большое зна­чение имеет единство взглядов и полная согласованность действий и словесных указаний родителей и старших. К сожалению, в семье еще нередко можно наблюдать со­вершенно недопустимое явление, когда мать освобождает ребенка от выполнения указаний или поручений, которые дал ему отец, либо так поступает отец и в присутствии ре­бенка порицает характер воспитательного влияния матери. Сначала ребенок теряется, не зная, кого же слушать, но очень скоро он уже знает, когда надо обратиться к матери и когда — к отцу, чтобы получить то, чего он хочет, либо чтобы избавиться от того, чего он не желает делать. В та­ких условиях нарушается вся система его воспитания в семье.

Важно, чтобы слова родителей не расходились с делом, с их поведением.

Задача родителей состоит в том, чтобы естественное чув­ство любви к ним у детей сочеталось с глубоким уважени­ем и доверием. Нельзя завоевать доверие ребенка ласками, подарками, выполнением всех его просьб и капризов. Надо быть требовательным, следить, чтобы все указания, пору­чения и задания дети выполняли, так как это их дисципли­нирует. Вместе с тем нельзя забывать, что каждый ребенок, даже малыш,— это развивающаяся личность. Естест­венно, что дети по всем возникающим вопросам обращают­ся к родителям, к старшим в семье. В следующий раз за

ответом ребенок направится прежде всего к ним же. Окрики: «Не приставай!», «Не мешай!» — грубое проявление неува­жения к ребенку, ведут к печальным результатам: возника­ет отчужденность между родителями и детьми, теряется уважение к старшим.

Детей надо внимательно выслушать, дать ответ, разъ­яснить им спокойно и убедительно, почему следует посту­пить так, а не иначе. Требовательность к детям необходи­мо сочетать со справедливостью, учитывать склонности, стремления ребят, особенности их характера, обращать внимание на их настроение: радоваться вместе с ними и утешать в детском горе. Из уважения к детям нельзя прибегать к телесным наказаниям.

Отношения в семье должны строиться на основе взаим­ного уважения, доверия и дружбы между детьми и роди­телями. В крепкой семье не только дети, но и девушки, юноши, подростки по привычке, не стесняясь, будут обра­щаться к родителям за разъяснением возникших у них во­просов, включая и интимные вопросы полового характера.

К сожалению, такие взаимоотношения наблюдаются редко. По данным литературы, только 7% мальчиков и де­вочек впервые получили сведения о половой жизни от ро­дителей и 16,8% —в школе; остальные (более 75%) были осведомлены по вопросам половой жизни из самых разно­образных, случайных источников. Эти данные подтвержда­ют необходимость дружбы и доверия, более простых и ис­кренних взаимоотношений между родителями и детьми, девушками, юношами. Так, вопросы полового воспитания переплетаются с положениями общего воспитания ребенка, девушки и юноши.

В условиях советской действительности молодые люди получают широкие возможности для всестороннего разви­тия своей личности, духовных и нравственных качеств.

Любовь и преданность Родине, честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, нравственная чистоплотность — вот те качества, которые необходимо повседневно прививать юношам и девушкам.

Девушки должны сохранять и развивать в себе чувство девичьей чести, гордости. От юношей они вправе требовать не только дружеского и товарищеского отношения, но и глубокого уважения к себе.

Иногда юноша, который нравился девушке, начинает упорно настаивать на близости. Если молодой человек действительно любит и уважает девушку, то, получив ре­шительный отказ, он может почувствовать только большее уважение к ней.

Мальчикам, подросткам, юношам надо прививать со­знание мужского достоинства, глубокого уважения к де­вушке и женщине.

Воспитание у мальчиков и юношей уважения к девоч­кам и женщинам надо проводить систематически, при каж­дой представившейся возможности. Уже с малых лет нуж- не приучать мальчиков, чтобы они уступали дорогу и место не только старшим, но и всем девочкам. Во многих шко­лах и в некоторых детских садах установлен порядок, по которому в комнату мальчики сначала пропускают всех девочек, а затем входят сами.

Прекрасным примером уважения к женщине может служить помощь отца и других членов семьи (например,, братьев) жене, матери в домашней работе. Наиболее тя­желые работы по дому должны выполнять мужчины. К участию в помощи женщинам надо привлекать не толь­ко девочек, но и мальчиков. К сожалению, в некоторых семьях и в настоящее время почти всю домашнюю работу делают женщины. Воспитание человека — члена комму­нистического общества — предполагает не только широкую образованность, общественную активность, но и всесторон­нее развитие чувств.

Надо учить детей оберегать красоту природы: не топ­тать зеленую траву, не ломать кустов, молодых деревьев. Ведь природа — богатейший источник, родник любви и преданности родной земле. Следует также обращать вни­мание детей на архитектуру зданий, памятники, на тексты памятных досок на домах, на убранство улиц в празднич­ные дни, на красоту и веселье народа, вышедшего на де­монстрацию. Не подлежит сомнению, что добрые чувствагусвоенные с раннего детства под влиянием родной приро­ды, литературы и искусства, проявятся, скажутся в даль­нейшем на отношении девушки и юноши к добру и злу, к: правде, справедливости, любви, дружбе и в целом на их мировоззрении и поведении.

Необходимо всесторонне развивать детей и молодежь^ прививать им общепринятые правила культуры поведения; ведь отношение человека к людям, к труду выявляет его внутренние моральные качества, его нравственное миро­воззрение.

В последние годы можно видеть, как девушки и юноша идут по улице обнявшись, нередко тут же целуются. Возможно, что молодые люди любят друг друга. Но разве до­пустима такая несдержанность, чтобы свое взаимное, свя­тое, интимное чувство проявлять при посторонних людях. Оба они теряют собственное человеческое достоинство, взаимно оскорбляют и чувства девичьей чести, стыдливости и сдержанности, и мужского уважения к женщине. Если же ими владеет не любовь, а инстинкт, то тем хуже; он отдаляет их от человека и приближает к животному.

Не надо забывать, что свидетелями таких сцен являются и дети, в том числе и школьного возраста. Когда кто-ни­будь в присутствии взрослых и детей сквернословит, это рассматривается как хулиганство; но объятия и поцелуи в присутствии детей на улице, пляже или в вагонах город­ского транспорта ведь такое же зло, скверный, недопусти­мый пример для детей, обычно склонных к подражанию. И общественность уже проявляет нетерпимость к таким явлениям. Нам пришлось быть свидетелями подобной сце­ны в вагоне трамвая; она вызвала единодушное возмуще­ние публики: молодых людей так пристыдили, что они бы- ди вынуждены выйти из вагона на следующей остановке.

С малых лет детей нужно приучать к вежливости. Во взаимоотношениях с людьми она должна носить не внеш­ний, чисто формальный характер, а выражать естествен­ные требования человеческих отношений. Вежливым нуж­но быть не только дома со своими близкими, но и на улице, в гостях, в школе, на танцплощадке.

Уступить место беременной, женщине с детьми или по­жилому человеку, помочь нести тяжесть слабосильному — все это должно стать нормой поведения для молодежи.

Уже с малых лет необходимо прививать детям внешние формы культуры поведения в семье, в обществе, учить их соблюдать правила хорошего тона, включающие умение просто, естественно держаться, корректно и вежливо вести себя в обществе и дома. Правила хорошего тона очень по­лезны: они сдерживают угловатые движения, дисциплини­руют человека, воспитывают в нем волю, уважение к окружающим.

Детей следует приучать к скромности. В некоторых семьях родители особое внимание уделяют тому, чтобы де­ти были нарядно одеты; им покупают предметы роскоши даже при ограниченных материальных возможностях. Это­го делать не следует. Надо решительно отклонить просьбу ребенка купить ему тот или иной предмет, в котором нет необходимости, но разъяснить, почему это делается. Детей следует научить понимать, что их просьбы, стремления и действия должны соответствовать не только их личным желаниям, но также интересам семьи, коллектива, об­щества. В дальнейшем это приведет к усвоению опреде­ленного положения о подчинении личных интересов обще­ственным.

Старейший советский педагог, член-корреспондент Ака­демии педагогических наук СССР В. А. Сухомлинский на первый план выдвигает положение о воспитании чувств. Он считает необходимым уже «с первого класса и система­тически в дальнейшем так влиять на детей, чтобы они с детства не только могли распознавать душевное состояние другого человека (его радости, тревогу, горе), но и умели отзываться на эти чувства мыслями, поступками, делом;, в результате дети будут лучше видеть себя самих. Чест­ность перед самим собой — важнейшая нравственная чер­та, которую надо воспитывать в детстве».

К сожалению, сами родители нередко показывают де­тям примеры нарушения как моральных правил взаимоот­ношения между людьми, так и культуры поведения. Обман,, двуличие, нарушение в присутствии детей элементарных норм поведения, отсутствие такта со стороны родителей или старших в семье ведут к тому, что дети перестают до­верять родителям, становятся неискренними, лживыми. Весьма отрицательно на воспитание и поведение детей и молодежи влияют неполадки в семье. Ссоры между роди­телями, грубые, бранные слова, особенно злоупотребление алкогольными напитками, пьянство отца — крайне плохой пример для детей и молодежи. Это ведет не только к раз­ладу и разрушению семьи, но и к пьянству и преступности среди детей.

Недопустимо давать детям спиртные напитки, посы­лать их за вином и водкой; не следует приглашать юно­шей и девушек в компанию взрослых, если предпола­гается выпивка. В присутствии детей надо быть сдержан­ным, вежливым, соблюдать правила внутренней и внешней культуры поведения.

Общепринятым является требование оберегать детей от дурного влияния двора, улицы. Однако, если дворы озеле­нить, организовать в них детские уголки и спортивные пло­щадки, создать условия для культурных (шашки, шахма­ты) и развлекательных игр, а также выделить из среды населения умелых руководителей для работы кружков,, они смогут благоприятно влиять на подростков.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top