В Советском Союзе воспитание человека имеет общественный характер. Воспитание детей и молодежи в семье, которое признается одной из основных, важнейших ее задач, тесно и всесторонне взаимосвязано с общественным воспитанием. Вместе они составляют единую систему воспитания советского человека.
Родителям надо знать, как в общем воспитании ребенка, девушки и юноши, а также молодежи решать задачи полового воспитания. Девушкам и юношам, подросткам, молодежи надо иметь определенные представления и знания в области половой проблемы, что может предупредить тяжелые последствия неосведомленности.
В. Г. Белинский считал ложным мнение, будто нравственная чистота состоит в младенческом неведении. Он утверждал, что добродетель девушки не в том, что она младенчески не знала, а в том, что младенчески знала и в знании оставалась чистой и девственной.
Повседневно в процессе своей трудовой деятельности, в общении с людьми, а также через науку и искусство мы познаем жизнь. Дети познают явления жизни на примере поведения родителей, на примере всего того, что они видят и слышат в своей семье, в школе, во дворе, на улице, узнают из содержания книг.
Каждый день ребенок встречается с новыми, неведомыми для него явлениями. Стремясь понять, узнать их происхождение и значение, дети, естественно, обращаются за разъяснением к старшим и прежде всего к родителям. Известно, что в 2—5-летнем возрасте дети буквально забрасывают родителей бесконечными вопросами. Нередко некоторые из них очень сложны, поэтому далеко не каждый взрослый может дать ответ, доступный пониманию ребенка. Но отвечать нужно. А. М. Горький писал: «…сказать ребенку на его вопрос ,,подожди, вырастешь — узнаешь, значит гасить его стремление к знаниям».
Надо помнить, что большое влияние на детей оказывают не только содержание разговора, указания, беседы, но и их тон. Сказанное ребенок воспринимает лучше, если с ним разговаривать спокойно, убедительно, серьезно.
Писатель, врач и замечательный педагог Януш Корчак писал: «Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. Дети думают сердцем, не умом. Поэтому нам так трудно найти с ними общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем уметь с ними говорить». Родители должны знать и понимать интересы детей, искать и находить с ними общий язык. Резкость, окрики, а тем более даже легкие, но частые телесные наказания обычно оказывают обратное действие. Несмотря на страх, боязнь наказания, у ребенка все же вырабатывается привычка выполнять то или иное поручение только после окрика; возникает озлобленность и развивается скрытность.
Большое значение имеет и воспитание личным примером, повседневным поведением родителей и старших в семье, соответствующим действием, реакцией, поступком, своим отношением не только к ребенку, но и к окружающим людям, к близким и к чужим, а также созданием благоприятной домашней обстановки.
Учитывая огромное воспитательное воздействие личного примера, напомним убедительные слова А. С. Макаренко: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, как читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, если вы оскробляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Содержание словесных разъяснений, уговоров, бесед не всегда воспринимается детьми и нередко забывается. Личный же пример родителей и старших в семье проявляется повседневно, постоянно. Он запоминается как наглядное пособие, часто оставляя неизгладимый след в памяти ребенка. К тому же следует учесть склонность детей к подражанию взрослым. И это обязывает родителей, особенно в присутствии детей, вести себя так, чтобы служить примером высокой нравственности.
Вместе с тем объяснение, разъяснение, т. е. просвещение, в детском возрасте полностью сохраняет большое воспитательное значение. Приводим такой пример. Четырехлетней девочке подарили куклу с очень смуглым, коричневым цветом лица. Девочка заявила, что кукла ей не нравится; она отложила ее в сторону и в течение нескольких дней не играла с этой куклой. Но после того как ей объяснили, что ко всем людям надо относиться хорошо независимо от цвета их кожи, что только нехороший, злой человек обижает людей с темной кожей, эта кукла вскоре стала самой любимой среди нескольких других красивых белолицых.
Для правильного воспитания детей в семье большое значение имеет единство взглядов и полная согласованность действий и словесных указаний родителей и старших. К сожалению, в семье еще нередко можно наблюдать совершенно недопустимое явление, когда мать освобождает ребенка от выполнения указаний или поручений, которые дал ему отец, либо так поступает отец и в присутствии ребенка порицает характер воспитательного влияния матери. Сначала ребенок теряется, не зная, кого же слушать, но очень скоро он уже знает, когда надо обратиться к матери и когда — к отцу, чтобы получить то, чего он хочет, либо чтобы избавиться от того, чего он не желает делать. В таких условиях нарушается вся система его воспитания в семье.
Важно, чтобы слова родителей не расходились с делом, с их поведением.
Задача родителей состоит в том, чтобы естественное чувство любви к ним у детей сочеталось с глубоким уважением и доверием. Нельзя завоевать доверие ребенка ласками, подарками, выполнением всех его просьб и капризов. Надо быть требовательным, следить, чтобы все указания, поручения и задания дети выполняли, так как это их дисциплинирует. Вместе с тем нельзя забывать, что каждый ребенок, даже малыш,— это развивающаяся личность. Естественно, что дети по всем возникающим вопросам обращаются к родителям, к старшим в семье. В следующий раз за
ответом ребенок направится прежде всего к ним же. Окрики: «Не приставай!», «Не мешай!» — грубое проявление неуважения к ребенку, ведут к печальным результатам: возникает отчужденность между родителями и детьми, теряется уважение к старшим.
Детей надо внимательно выслушать, дать ответ, разъяснить им спокойно и убедительно, почему следует поступить так, а не иначе. Требовательность к детям необходимо сочетать со справедливостью, учитывать склонности, стремления ребят, особенности их характера, обращать внимание на их настроение: радоваться вместе с ними и утешать в детском горе. Из уважения к детям нельзя прибегать к телесным наказаниям.
Отношения в семье должны строиться на основе взаимного уважения, доверия и дружбы между детьми и родителями. В крепкой семье не только дети, но и девушки, юноши, подростки по привычке, не стесняясь, будут обращаться к родителям за разъяснением возникших у них вопросов, включая и интимные вопросы полового характера.
К сожалению, такие взаимоотношения наблюдаются редко. По данным литературы, только 7% мальчиков и девочек впервые получили сведения о половой жизни от родителей и 16,8% —в школе; остальные (более 75%) были осведомлены по вопросам половой жизни из самых разнообразных, случайных источников. Эти данные подтверждают необходимость дружбы и доверия, более простых и искренних взаимоотношений между родителями и детьми, девушками, юношами. Так, вопросы полового воспитания переплетаются с положениями общего воспитания ребенка, девушки и юноши.
В условиях советской действительности молодые люди получают широкие возможности для всестороннего развития своей личности, духовных и нравственных качеств.
Любовь и преданность Родине, честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, нравственная чистоплотность — вот те качества, которые необходимо повседневно прививать юношам и девушкам.
Девушки должны сохранять и развивать в себе чувство девичьей чести, гордости. От юношей они вправе требовать не только дружеского и товарищеского отношения, но и глубокого уважения к себе.
Иногда юноша, который нравился девушке, начинает упорно настаивать на близости. Если молодой человек действительно любит и уважает девушку, то, получив решительный отказ, он может почувствовать только большее уважение к ней.
Мальчикам, подросткам, юношам надо прививать сознание мужского достоинства, глубокого уважения к девушке и женщине.
Воспитание у мальчиков и юношей уважения к девочкам и женщинам надо проводить систематически, при каждой представившейся возможности. Уже с малых лет нуж- не приучать мальчиков, чтобы они уступали дорогу и место не только старшим, но и всем девочкам. Во многих школах и в некоторых детских садах установлен порядок, по которому в комнату мальчики сначала пропускают всех девочек, а затем входят сами.
Прекрасным примером уважения к женщине может служить помощь отца и других членов семьи (например,, братьев) жене, матери в домашней работе. Наиболее тяжелые работы по дому должны выполнять мужчины. К участию в помощи женщинам надо привлекать не только девочек, но и мальчиков. К сожалению, в некоторых семьях и в настоящее время почти всю домашнюю работу делают женщины. Воспитание человека — члена коммунистического общества — предполагает не только широкую образованность, общественную активность, но и всестороннее развитие чувств.
Надо учить детей оберегать красоту природы: не топтать зеленую траву, не ломать кустов, молодых деревьев. Ведь природа — богатейший источник, родник любви и преданности родной земле. Следует также обращать внимание детей на архитектуру зданий, памятники, на тексты памятных досок на домах, на убранство улиц в праздничные дни, на красоту и веселье народа, вышедшего на демонстрацию. Не подлежит сомнению, что добрые чувствагусвоенные с раннего детства под влиянием родной природы, литературы и искусства, проявятся, скажутся в дальнейшем на отношении девушки и юноши к добру и злу, к: правде, справедливости, любви, дружбе и в целом на их мировоззрении и поведении.
Необходимо всесторонне развивать детей и молодежь^ прививать им общепринятые правила культуры поведения; ведь отношение человека к людям, к труду выявляет его внутренние моральные качества, его нравственное мировоззрение.
В последние годы можно видеть, как девушки и юноша идут по улице обнявшись, нередко тут же целуются. Возможно, что молодые люди любят друг друга. Но разве допустима такая несдержанность, чтобы свое взаимное, святое, интимное чувство проявлять при посторонних людях. Оба они теряют собственное человеческое достоинство, взаимно оскорбляют и чувства девичьей чести, стыдливости и сдержанности, и мужского уважения к женщине. Если же ими владеет не любовь, а инстинкт, то тем хуже; он отдаляет их от человека и приближает к животному.
Не надо забывать, что свидетелями таких сцен являются и дети, в том числе и школьного возраста. Когда кто-нибудь в присутствии взрослых и детей сквернословит, это рассматривается как хулиганство; но объятия и поцелуи в присутствии детей на улице, пляже или в вагонах городского транспорта ведь такое же зло, скверный, недопустимый пример для детей, обычно склонных к подражанию. И общественность уже проявляет нетерпимость к таким явлениям. Нам пришлось быть свидетелями подобной сцены в вагоне трамвая; она вызвала единодушное возмущение публики: молодых людей так пристыдили, что они бы- ди вынуждены выйти из вагона на следующей остановке.
С малых лет детей нужно приучать к вежливости. Во взаимоотношениях с людьми она должна носить не внешний, чисто формальный характер, а выражать естественные требования человеческих отношений. Вежливым нужно быть не только дома со своими близкими, но и на улице, в гостях, в школе, на танцплощадке.
Уступить место беременной, женщине с детьми или пожилому человеку, помочь нести тяжесть слабосильному — все это должно стать нормой поведения для молодежи.
Уже с малых лет необходимо прививать детям внешние формы культуры поведения в семье, в обществе, учить их соблюдать правила хорошего тона, включающие умение просто, естественно держаться, корректно и вежливо вести себя в обществе и дома. Правила хорошего тона очень полезны: они сдерживают угловатые движения, дисциплинируют человека, воспитывают в нем волю, уважение к окружающим.
Детей следует приучать к скромности. В некоторых семьях родители особое внимание уделяют тому, чтобы дети были нарядно одеты; им покупают предметы роскоши даже при ограниченных материальных возможностях. Этого делать не следует. Надо решительно отклонить просьбу ребенка купить ему тот или иной предмет, в котором нет необходимости, но разъяснить, почему это делается. Детей следует научить понимать, что их просьбы, стремления и действия должны соответствовать не только их личным желаниям, но также интересам семьи, коллектива, общества. В дальнейшем это приведет к усвоению определенного положения о подчинении личных интересов общественным.
Старейший советский педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР В. А. Сухомлинский на первый план выдвигает положение о воспитании чувств. Он считает необходимым уже «с первого класса и систематически в дальнейшем так влиять на детей, чтобы они с детства не только могли распознавать душевное состояние другого человека (его радости, тревогу, горе), но и умели отзываться на эти чувства мыслями, поступками, делом;, в результате дети будут лучше видеть себя самих. Честность перед самим собой — важнейшая нравственная черта, которую надо воспитывать в детстве».
К сожалению, сами родители нередко показывают детям примеры нарушения как моральных правил взаимоотношения между людьми, так и культуры поведения. Обман,, двуличие, нарушение в присутствии детей элементарных норм поведения, отсутствие такта со стороны родителей или старших в семье ведут к тому, что дети перестают доверять родителям, становятся неискренними, лживыми. Весьма отрицательно на воспитание и поведение детей и молодежи влияют неполадки в семье. Ссоры между родителями, грубые, бранные слова, особенно злоупотребление алкогольными напитками, пьянство отца — крайне плохой пример для детей и молодежи. Это ведет не только к разладу и разрушению семьи, но и к пьянству и преступности среди детей.
Недопустимо давать детям спиртные напитки, посылать их за вином и водкой; не следует приглашать юношей и девушек в компанию взрослых, если предполагается выпивка. В присутствии детей надо быть сдержанным, вежливым, соблюдать правила внутренней и внешней культуры поведения.
Общепринятым является требование оберегать детей от дурного влияния двора, улицы. Однако, если дворы озеленить, организовать в них детские уголки и спортивные площадки, создать условия для культурных (шашки, шахматы) и развлекательных игр, а также выделить из среды населения умелых руководителей для работы кружков,, они смогут благоприятно влиять на подростков.