В «Манифесте Коммунистической партии», опубликованном в 1848 г., К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что современная буржуазная семья основана «на капитале, на частной наживе». И в современном капиталистическом обществе среди крупной и мелкой буржуазии основой семейно-брачных отношений является накопление капитала и укрепление частной собственности. Крупный капитал особенно жестоко эксплуатирует женщину. Семья мелкого собственника — крестьянина, фермера, ремесленника — это не только бытовая, но и производственная ячейка. Муж как хозяин всех средств и продуктов производства здесь является полновластным главой семьи. В буржуазном обществе основой семьи и теперь остается брак по расчету.
В капиталистическом обществе угнетение женщин проявляется в ограничении гражданских прав, более низкой оплате по сравнению с мужчиной за тот же труд, в требовании приданого от женщины при вступлении в брак, в преимущественном праве мужа в семье на детей и на имущество, в двойной морали (что можно мужчине — нельзя женщине) и т. п. Представители США и Англии на заседании Комиссии ООН по правам женщин заявили, что принцип равноправия в оплате труда мужчин и женщин «устарел и несовместим с демократией».
Тяжелое экономическое и правовое положение женщины в капиталистическом обществе приводит к большому распространению проституции, торговле женщинами. В 1966 г. в Японии был раскрыт гангстерский синдикат, занимавшийся поставкой японских девушек в различные увеселительные заведения, находящиеся на оккупированных США территориях.
В буржуазном обществе все возрастающие противоречия в семейно-брачных отношениях вызывают кризис семьи и резкое увеличение разводов. По данным А. Г. Хар- чева, в США один развод приходится на 4 брака. В Италии брак считался вечным, нерасторжимым; развод там не существует. Семейное право ставит женщину в полную зависимость от мужчины: если супруги «разошлись» и живут врозь, то по закону весь заработок жены принадлежит мужу. Лишь в конце 1970 г. был принят закон о разводе. Показателем кризиса брака и семьи в капиталистических странах может служить нередко наблюдающаяся значительная разница в возрасте вступающих в брак — признак брака по расчету, а также широкое распространение браков по объявлениям в газетах, содержание которых отчетливо выявляет материальную заинтересованность.
Примером брака по расчету может служить и кибернетический брак. В кибернетическую машину загружаются специальные перфокарты с перенесенными на них чертами характера и пожеланиями претендентов. Нажатие на кнопку — и рождается новая семья. А ведь кибернетическая машина может лишь отобрать сходные, заложенные в нее перфокарты, которые соответствуют сведениям, полученным от желающих вступить в брак. Вряд ли кто-либо из них чистосердечно расскажет, что он капризен, неуживчив, жесток, лишен совести, злоупотребляет спиртными напитками. В качестве примера приводим такой случай. В одном из городов Австралии женщина принуждена была развестись, так как муж обращался с ней жестоко. Желая обзавестись семьей, она обратилась в «брачное бюро». Спустя некоторое время ее пригласили в бюро для знакомства с подходящим супругом. Каково же было ее возмущение и разочарование, когда ей представили ее бывшего мужа.
В капиталистических странах общественная система ведет к отчужденности и разобщенности людей. Естественно, что и в семейных отношениях все более снижаются чувства родства, супружеского и семейного долга. Наряду с грандиозным техническим прогрессом, который буржуазия стремится использовать для своего личного обогащения, все более выявляется душевная опустошенность людей. Здесь уместно привести слова немецкого коммуниста- утописта Вильгельма Вейтлинга, который более 100 лет назад дал очень меткую характеристику брака при капитализме: «Любовь — ядро ореха, брак — скорлупа. Денежная система — червяк, проникший в ядро и губящий его. Огромное большинство грызет горькую и жесткую скорлупу».
Однако среди передовых слоев трудящихся капиталистических стран неуклонно происходят прогрессивные изменения в семейно-брачных отношениях. В пролетарской семье в соответствии с общей идеологией передовых масс рабочего класса и его борьбой за улучшение своего правового и материального положения, более отчетливо выступает моральная основа брака, что способствует укреплению пролетарской семьи и ограничивает пагубное влияние на нее буржуазного общества. Совершенно на другой основе строятся взаимоотношения и заключаются браки в странах социалистического лагеря.