В процессе длительного развития человеческого общества семейно-брачные отношения претерпевали постоянные изменения. К. Маркс в 1846 г. писал: «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи».
Первобытные люди, вооруженные камнем, палкой или костью, находясь в окружении диких зверей, в одиночку не могли с ними бороться. Поэтому естественным является их объединение в группы. В этот период семейно-брачные отношения не существовали. Половой инстинкт проявлялся в неупорядоченных половых связях: половозрелые мужчины сожительствовали со всеми половозрелыми женщинами.
При образовании родового общества брачные отношения сменились первой формой брака — групповым браком. Роды соединялись по два: мужчины каждого рода группами сожительствовали с женщинами другого рода. Брачные отношения внутри своего рода были строго запрещены. Мужчины и женщины оставались в своих родах, а дети — всегда при матери.
Система определения родства происходила по материнской линии. Мужчины и женщины в родовом обществе были равноправны. Каждый отдельный род сохранял свою хозяйственную самостоятельность. Мужчины занимались охотой, а женщины — собиранием растительной пищи, а затем и земледелием. Все, что удавалось получить, было общим достоянием. Частной собственности не было.
В экономике многих племен земледелие постепенно стало выдвигаться на передний план. В связи с этим роль женщины настолько возросла, что она заняла господствующее положение в обществе. Так возникла новая форма родового общества — матриархат, во главе которого стояла женщина. Но относительное равноправие мужчин и женщин сохранилось.
В связи со все более возрастающим значением трудовой деятельности мужчины, члены группового брака каждого рода, стали переходить на жительство в род жен. Вместе с тем происходил процесс сокращения числа взаимосожи- тельствующих мужчин и женщин. Так непрерывно суживался круг, внутри которого господствовала общность брачных отношений, что привело к распаду группового брака и возникновению новой формы — парного брака. В парной семье развивается общность интересов супругов при их равноправии. Ф. Энгельс писал: «Переход к единобрачию совершился главным образом благодаря женщинам… От мужчин этот шаг вперед не мог исходить, помимо прочего, уже и потому, что им вообще никогда, вплоть до настоящего времени, не приходило в голову отказаться от удобств фактического группового брака»
В дальнейшем рост экономики родового общества шел в основном за счет скотоводства, которым занимались мужчины. Оно не только улучшило питание людей; тягловая сила ускорила и развитие земледелия. В связи с этим экономическое влияние в земледелии постепенно стало переходить к мужчине. На новой экономической основе образовалась патриархальная семья с отцом во главе. В этой семье также сохранилось прежнее коллективное владение орудиями производства и продуктами труда. Однако в патриархальной семье постепенно все более стала усиливаться роль мужчины как главы семьи—деда, отца, старшего брата.
С развитием орудий труда производительные силы родового общества возросли. Стало возможным вести хозяйство отдельной семьей. Это и привело к возникновению частной собственности. Первобытнообщинный родовой строй начал постепенно разлагаться и, наконец, распался. Его заменила новая форма частной собственности и классового общества. В условиях частной собственности возникла моногамная семья, в ней семейные отношения выражались в неограниченной власти мужчины и полном подчинении ему женщины. Так с появлением частной собственности возникло неравноправие полов как одна из первых форм неравноправия. Ф. Энгельс писал: «Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения».
В последующих общественных формациях — рабовладельческой, феодальной и капиталистической — господствующей формой брака и семьи, с некоторыми различиями при их общей классовой сущности, является моногамная семья. Характерные ее черты: частная собственность и материальный расчет как экономическая основа, моногамия — единобрачие и неограниченная власть отца. В классовом обществе имеются принципиальные различия в семейно-брачных отношениях рабовладельцев и рабов, феодалов и крепостных, капиталистов и пролетариев.
Итак, в процессе длительного развития человеческого общества семейно-брачные отношения не оставались постоянными; в соответствии с изменениями экономических и общественных условий, а также нравственных устоев общества одни формы брака и семьи сменялись другими.
В браке и семье основным, определяющим является их общественное значение. Лишь при поверхностном взгляде может показаться, что вопросы семьи и брака прежде всегб являются личным делом вступающих в брак. В семье рождаются дети; их надо не только вырастить здоровыми, но и воспитать так, чтобы они явились преданными и сознательными гражданами своей социалистической родины и достойной полноценной трудовой сменой. В задачи каждой семьи входит обеспечение продолжения своего рода, воспитание детей, создание ячейки домашнего хозяйства, а также и выполнение определенных трудовых и нравственных обязанностей по отношению к обществу и государству.
Семья — союз мужчины и женщины для совместной жизни — это прежде всего небольшая, но важная общественная организация. Брак является юридической основой семьи. К. Маркс писал: «Если бы брак не был основной семьи, то он также не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба»
Многие буржуазные ученые утверждают, что в семей- но-брачных отношениях преобладает естественно-биологическая основа, будто половое влечение (сексуальное) определяет все стороны жизни человека — мышление, психику и поведение, включая также и основы брака и семьи. Значение общественных факторов и нравственных мотивов они отрицают. Но если бы в семейно-брачных отношениях основой являлась естественно-биологическая сторона, то эти отношения оставались бы неизменными, а это не соответствует действительности.