Что значит это слово!
Когда говорят о живописи, скульптуре, музыке и особенно об архитектуре, можно услышать слово: стиль. Что оно значит? Это манера творить, по которой узнают родственные художественные произведения. В архитектуре стиль особенно заметен. Посмотрите на два здания в Кремле, два дворца, близко стоящих друг к другу: Теремной дворец и Дворец Съездов. Как не схожи они! Почему? Да потому, что изменились цели, которым они служат. Дворец для царя — это одно, а дворец, чьи залы открыты для народа, — совсем иное. Жизнь и устройство общества и уровень техники — таковы главные условия, которые создают архитектурный стиль в каждый период истории.
История европейской культуры началась в районе Средиземного моря. К древнему, античному миру относятся три страны: Египет, Греция и Рим. Поэтому знакомство с архитектурой мы с вами начали с пирамид и храмов. Прочитали о Парфеноне в Греции. Его архитектурный вид — это колоннады, портики, небольшие, но гармоничные здания. Греческая архитектура была уютной, как бы соразмерной человеку. А вот римляне строили здания огромные. Они знали более совершенные строительные способы, другие материалы. Растворы из щебня (битого кирпича) и извести, бетон позволили римлянам возводить арки, купола, мосты. Для водопроводов — длинные акведуки (по-латыни «аква» — «вода», «дук» — «веду»). По этим сооружениям они прокладывали трубы, и вода из отдаленных мест непрерывно поступала во дворцы, бани и жилые дома. Остатки римской архитектуры уцелели и по сей день во Франции, Испании, Англии, в близлежащих азиатских и африканских странах и, конечно, в Италии. Это говорит, кстати, сколь огромным был Древний Рим.
После распада римской культуры наступили века средневековья. В ту пору были два архитектурных стиля: романский и готический. О них вы прочитали в рассказах «Готика» и «Романский стиль». Более поздний стиль — готика имел еще вначале черты романского стиля. Точно так же и последующий — ренессанс кое-где сохранил детали готической архитектуры.
Эпоха Возрождения создала стиль ренессанс. Ренессанс — вы уже это знаете — принес расцвет архитектуре. Родившись в Италии, этот стиль распространился по Европе. Пришел он и в Древнюю Русь. Ученые определяют период стиля ренессанс с 1420 до 1600 года. Этот архитектурный стиль возродил приемы классической Греции и Рима, но уже по-иному, более ярко, человечно, изящно. Ясность и легкость — черты стиля ренессанс. В этом вы убедитесь, внимательно рассмотрев на картинках Воспитательный дом во Флоренции, часовню Темпьетто в Риме, купола соборов в этих городах, наконец, Дворец Дожей и Библиотеку в Венеции и многие другие знаменитые здания.
После стиля ренессанс наступает время стиля барокко: с 1600 до 1750 года. Барокко — стиль торжественный и пышный. Но в его чертах появилось какое-то беспокойство. Чтобы создать впечатление движения и напряженности формы, стены и карнизы делали то выпуклыми, то вогнутыми. Появились замысловатые детали, кривые и ломаные линии на фасадах и внутри здания. Стиль имел главной целью прославлять католическую церковь. Знаменитыми архитекторами этого стиля были Микеланджело, Бернини и Баромини. Интересно, что ренессанс и барокко проявились не только в зодчестве, но и в других видах искусства, например в живописи, в скульптуре, в музыке и поэзии.
Но вот в середине XVIII века снова возникает желание вернуться в классику. Это был как бы «второй заход» в Грецию (первым был ренессанс).
Тогда и народился новый стиль. Имя ему — классицизм. Он распространился особенно широко во Франции и России. У нас его зодчими были Баженов, Казаков, Бове, построившие в Москве в стиле классицизма дом Пашкова, особняк Долгорукова, дворец Разумовского. Теперь это здания Библиотеки Ленина (старое здание), Дома Союзов со знаменитым Колонным залом и Института физической культуры.
Стиль классицизм «перешел» в ампир. Время стиля ампир — первая треть XIX века. Ученые полагают, что стиль ампир — это тот же классицизм, но только позднего периода. В Петербурге в этом стиле творил Росси, автор Дворцовой площади с торжественным зданием Главного штаба, Русского музея, Александрийского театра и других архитектурных шедевров. А вот в Москве, кроме особняков и дворцов, стиль ампир полюбился небогатым и незнатным владельцам одноэтажных домиков, которых особенно много было в узких переулках старого Арбата и нынешней Метростроевской улицы. Тогда эта московская окраина называлась Остожье. Образцом домов московского ампира считается толстовский музей. На той же Метростроевской улице уцелел дом тургеневских героев из рассказа «Муму». На фасадах небольших домов московского ампира красовались всего две-три детали: карниз, лепная рама на окне — наличники да еще решетка с железными и ажурными воротами, с накладным медальоном «ампирного» рисунка. Между решеткой и домиком обязательно был сад. Так выглядел московский ампир жилого домика.
В конце XIX века ампир сменил новый стиль — модерн. Этот стиль в начале XX века широко применяет железобетонные конструкции, много стекла и гладкие плоскости стен, которые не имеют украшений. Модерн избегает симметрии на фасадах своих домов. В таком духе было построено много жилых домов, магазинов и фабрик. У нас в России этот стиль архитектуры связывают со вкусами фабрикантов и торговой буржуазии в противовес ампиру, полюбившемуся дворянству.
Великий Октябрь, революция внесли много нового в архитектуру. За годы Советской власти в строительстве городов, микрорайонов, жилых домов, зданий культуры, быта, спорта, промышленности у нас сложились новые черты.
Все для человека, для его блага — вот чему служит архитектура в нашей стране.