«Вечный город»

Рим — столица Италии. А две тысячи лет назад «Римом» называлось могущественное государство, которое занимало территорию Европы и даже частично Африку и Азию. В состав этой огромной территории входили нынешние Италия, Франция, Англия, Греция, Сирия, Египет, Алжир и другие страны. Чтобы управлять таким государством, нужны были до­роги. Некоторые из них сохранились до наших дней.

Роскошные площади в центре Рима назывались форумами. Они за­страивались храмами — в честь богов, триумфальными арками и колонна­ми — в честь императоров и военных побед, термами-банями, галереями. Почти каждый император сооружал новый форум, который назывался его именем, а сын Юлия Цезаря, Август, построил форум из чистого мрамора. Он говорил: «Я пришел в Рим глиняный, а оставил Рим мраморный». Под «глиняным» он подразумевал кирпич — строительный материал, который делается из глины.

В Риме в ту далекую пору были жилые дома в 8 и 10 этажей.

Тысячу лет просуществовала Римская держава. Возникла она за пять веков до нашей эры и распалась в конце V века нашего времени.

Собор Петра в Риме

Второй расцвет Рима приходится на XV и XVI века — период Возрож­дения. Строятся дворцы-палаццо, церкви, возводятся скульптуры, фонтаны.

С Римом связаны имена многих выдающихся архитекторов, но осо­бенно известны три титана искусства—Браманте, Рафаэль и Микеланджело.

Великий зодчий Донате Браманте (XV и XVI в.) прославился как пер­вый строитель собора Петра в Риме, самого большого собора католиков. Браманте не успел завершить эту работу, и ее продолжали Рафаэль, Ми­келанджело и другие. Бра­манте одновременно строил Ватикан — дворец для рим­ского папы, создал замечательный ансамбль — дво­ры Ватикана. Удивительным творением Браманте стала в Риме маленькая церковь-храмик, по-итальянски «темпьетто». Это шедевр простоты, торжественности и благородства. Темпьетто считают лучшим зданием «Высокого Ренессанса». Луч­шим, но не первым... Пер­вым зданием стиля «Высо­кий Ренессанс» ученые на­зывают дворец герцога в маленьком итальянском 45 городке Урбино, откуда родом был сам Браманте. Но не он строил тот дворец, ведь тогда было ему всего шесть лет! Герцог Урбино пригласил зодчего из Далмации, нынешней Югославии. Зодчего звали Лука из Враны, а на итальянский манер Лучиано да Лаурано.

Из Урбино пришел в Рим и Рафаэль (1509), племянник Браманте. Он продолжил строительство собора Петра. О Рафаэле знают, что он ге­ниальный художник. Да, это так. В залах Ватикана он написал огромные картины. Эти картины так искусно оправлены в архитектуру лепных стен дворца, что стали образцом слияния двух искусств: живописи и архитек­туры. Залы, где находятся эти картины, называются «станцы Рафаэля». Но Рафаэль был и великим архитектором. Он создал три типа жилого особняка, построил загородный дворец «Вилла Мадама» и вел строитель­ство собора Петра. Умер он в возрасте 37 лет.

Микеланджело Буонарроти, и сменивший Рафаэля на посту главного архитектора собора Петра, был прежде всего великим скульптором. Кто не знает шедевров скульптуры — «Давида» и «Моисея», изваянных Микеланджело. Он был также поэтом. Он написал стихи-сонеты о любви и жизни.

Как архитектор, Микеланджело построил библиотеку Лауренциану и ансамбль знаменитой римской площади на Капитолии с дворцами и скульптурами.

Наконец, он был и живописцем, не­сравненным художником кисти. Он рас­писал потолок и стену церкви для папы Сикста — Сикстинскую капеллу. Будучи уже стариком, провел много месяцев на подмостях, откуда не спускался, пока не закончил своей гигантской картины — «Страшный суд».

Он чуть не погиб... Рассматривая только что законченную фигуру, Микел­анджело отошел на самый край не ого­роженных подмостей площадки. Одно движение, и он мог сорваться вниз и раз­биться о каменные плиты пола. Мальчик, который тоже был на подмостях и мыл в это время кисти, с ужасом понял, что, вскрикни он, Микеланджело, испугав­шись, вздрогнет и неминуемо погибнет... И тогда мальчик бросился к картине и грязной кистью мазнул по картине. Ми­келанджело порывисто устремился впе­ред и тем спас свою жизнь. Такова исто­рия.

Таковы были три великана, творившие Рим. Трое из многих.

Темпьетто

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top