«Чудо плавучее»
Венеция! Слово это вызывает представление о чем-то изумительно красивом и поэтическом. На ум приходят строки поэтессы Натальи Кончаловской: «Место в Италии самое лучшее—город Венеция, чудо плавучее...».
Венеция — солнечный город, в котором каналы заменили улицы. Через каналы можно перейти по высоко вздыбленным мостикам. В гладких водах отражаются дворцы из разноцветных мраморов. Черные гондолы с гребешками на высоко задранных носах скользят по каналу. Ими управляют «извозчики» — гондольеры в соломенных шляпах.
Главный проспект Венеции — Большой канал, по-итальянски «Канале Грандо», ведет к Адриатическому морю. На эту водную улицу выходят знаменитые здания: Дворец Дожей, Библиотека, Золотой дом с позолотой на живописном фасаде. За двумя колоннами со львами, в разрыве между Дворцом Дожей и Библиотекой — открывается площадь Пьяцетта с собором святого Марка — покровителя города. И роскошные дворцы, и соборы, и большие и крохотные особняки стоят на воде, на сваях. Гондолы подплывают прямо к дому, к крыльцу со ступеньками.
Зародилась Венеция в VII веке, но расцвета достигла в XIV и XV веках. Положение на путях из Европы в Азию сделало Венецию богатой и сильной. Богачи-торговцы устраивали на площадях веселые праздники, красочные морские парады, святочные карнавалы, театральные, комедийные зрелища. Прославилась Венеция и своими художниками. Тициан, Веронезе, Джорджоне и Каналетто увековечили в портретах и пейзажах граждан-вене- цианцев и свой город.
Величие Венеции сказалось в архитектуре. Великолепен Дворец Дожей, который строился 600 лет. Итальянская готика дворца со знаменитой галереей и стрельчатой аркадой послужила образцом для многих зданий города. Фасады внутреннего двора в этом здании незаметно переходят в другой стиль — ренессанс. Рядом с Дворцом Дожей — здание Библиотеки. Оно так умело подстроено к старинному Дворцу Дожей и собору святого Марка, что, несмотря на различие стилей, получился красивейший на свете архитектурный ансамбль.
С Венецией связано имя величайшего архитектора Андреа Палладио. Главные его творения — дворцы и виллы построены вокруг Венеции на «твердой земле». На своей родине в Виченце Андреа Палладио построил здание городского управления— Базилику, на фасаде здания им придуманы красивые тройные окна. Среднее окно полукруглое, выше и шире двух боковых и отделено от них небольшими колоннами. Такое окно назвали «венецианским», но правильнее называть его «палладианским».
Любопытен такой факт. Точно такое же окно изображено на картине-фреске великого художника Рафаэля «Пожар в Борго». Бор-го — это квартал в Риме, который огонь уничтожил за полвека до того, как Палладио построил Базилику. Быть может, Рафаэль первый придумал такое окно? Или рисовал с натуры дом, построенный архитектором Браманте? Такова одна из загадок в истории стиля ренессанс. В будущем ученые, возможно, раскроют «тайну венецианского окна».