Наше сокровище
«...Сколько нам известно, сей театр принадлежит к числу огромнейших и великолепнейших театров в свете... Снаружи пленяет вас весьма счастливая соразмерность частей сего здания. Величие с легкостью — соединение весьма редкое...» Эти слова можно было прочитать в 1825 году в газете «Московский телеграф». И еще газета сообщала, что «перед началом спектакля зрители устроили Осипу Ивановичу Бове восторженную овацию».
Архитектор Осип Иванович Бове работал в начале прошлого века.
Главные свои произведения осуществил он после войны 1812 года. Бове возглавлял «Комиссию для строений». Комиссия восстанавливала и заново строила сожженную Наполеоном Москву.
Сегодня имя архитектора Бове можно прочитать на многих знаменитых сооружениях столицы. На Большом и Малом театрах, на Манеже—ныне это Государственный выставочный зал, на Триумфальных воротах и других.
Большой театр, по слову критика В. Ф. Одоевского, «величав» и «легок».
Несмотря на необычайную высоту 15-метровых колонн и 5-метровой конной скульптуры, где покровитель муз греческий бог Аполлон правит колесницей, колоссальное здание театра выглядит торжественно и изящно Вспомним, что число колонн у здания такое же, как на главном фасаде Парфенона. Восемь!
Это классическое решение. Оно встречается и в эпоху Возрождения, и классицизма, и ампира.
Здание Большого театра особенно дорого нам, советским людям. Здесь выступал Владимир Ильич Ленин.
Большой театр — наше народное сокровище.
Он очень красив в любое время года: летом, когда фасад украшают цветущие яблоневые деревья; осенним вечером, когда навес, поддерживаемый колоннами, освещен скрытым светом, а там, за стеной, звучит музыка Чайковского, Глинки; он очень хорош, и зимой, когда идет снег, как сказал поэт:
...пусть он над площадью витает,
кружит у призрачных колонн,
где полтораста лет смиряет
коней чугунных Аполлон.