Великий зодчий
Вася Баженов, будучи 14-летним мальчиком, много рисовал. Случайно его увидел за любимым занятием главный строитель Москвы, «начальник архитектурной команды» князь Ухтомский. С той поры жизнь Васи, сына бедного певчего, изменилась. Он вступил на путь служения архитектуре. И когда ему исполнилось 18 лет, Ухтомский определил его в Московский университет «для довершения образования». Отличное учение привело Баженова в столицу, в Петербургскую Академию художеств, отсюда его послали за границу — в Париж для усовершенствования.
Таланту и трудолюбию молодого архитектора поражались учителя. Он так дивно рисовал и мастерил модели зданий, что когда принес своему профессору Шарлю де Вальи модель храма Дианы Эфесской, тот не поверил, что это сделал его ученик. Баженова наградили золотой медалью Парижской Академии художеств и поездкой в Италию. Он пробыл за границей четыре года. Его избрали членом академий архитектуры Болоньи, Флоренции и Рима.
Баженову минуло 25 лет, когда он вернулся на родину. В Петербурге рассмотрели его работы—чертежи и картины.
Затем его произвели в придворные архитекторы и поручили составить проект и модель нового кремлевского дворца. Замысел был величествен; если бы он был осуществлен, дворец Баженова затмил бы дворцы Версаля и Лувр. Проект предлагал застроить Кремль одним сплошным дворцом, внутри которого должны были очутиться все кремлевские соборы с Иваном Великим. Но царица Екатерина не соизволила утвердить это начинание и велела строить дворец под Москвой в парке Царицыно.
Ворота дома Пашкова.
Капризной царице дворец не понравился. Екатерина так разгневалась, что велела стены сломать, а знаменитого архитектора прогнать в отставку. И вот в тяжелейшее для него время, изгнанный с царевой службы, Баженов строит в Москве прекраснейший дворец— «дом Пашкова». Все, кто приезжал тогда в Москву, восхищались этим зданием, иноземцы писали, что творение Баженова — «образец симметричной гармонии».
Когда вы будете в Москве, посмотрите старое здание Библиотеки имени Ленина. Это и есть «дом-дворец Пашкова». Рассказывают, что старик-генерал Пашков разрешал по праздникам и воскресеньям осматривать «простому народу» его дворец. Белый, стройный, он был украшен красивыми колоннами и карнизами. Особое восхищение вызывала круглая башенка-фонарь. Ее крыша была позолочена. Такая башенка у архитекторов называется «бельведер». По итальянски «белль-ведерро» означает «прекрасный вид». Это здание — подлинное чудо русской архитектуры XVIII века. Дворец парадно возвышался над густой зеленью обширного сада, раскинувшегося на углу тогдашней Знаменки и Моховой. Сад был полон редких растений. В мраморных бассейнах плавали лебеди, прогуливались павлины, на деревьях висели золоченые клетки с заморскими птицами.
Дом Пашкова.