Великий зодчий

Вася Баженов, будучи 14-летним мальчиком, много рисовал. Случайно его увидел за любимым занятием главный строитель Москвы, «начальник архитектурной команды» князь Ухтомский. С той поры жизнь Васи, сына бедного певчего, изменилась. Он вступил на путь служения архитектуре. И когда ему исполнилось 18 лет, Ухтомский определил его в Московский университет «для довершения образования». Отличное учение привело Баженова в столицу, в Петербургскую Академию художеств, отсюда его послали за границу — в Париж для усовершенствования.

Таланту и трудолюбию молодого архитектора поражались учителя. Он так дивно рисовал и мастерил модели зданий, что когда принес своему профессору Шарлю де Вальи модель храма Дианы Эфесской, тот не поверил, что это сделал его ученик. Баженова наградили золотой медалью Парижской Академии художеств и поездкой в Италию. Он пробыл за границей четыре года. Его избрали членом академий архитектуры Болоньи, Флоренции и Рима.

Баженову минуло 25 лет, когда он вернулся на родину. В Петербурге рассмотрели его работы—чертежи и картины.

Затем его произвели в придворные архитекторы и поручили составить проект и модель нового кремлевского дворца. Замысел был величествен; если бы он был осуществлен, дворец Баженова затмил бы дворцы Вер­саля и Лувр. Проект предлагал застроить Кремль одним сплошным дворцом, внутри которого должны были очутиться все кремлевские соборы с Иваном Великим. Но царица Екатери­на не соизволила утвердить это начи­нание и велела строить дворец под Москвой в парке Царицыно.

Ворота дома Пашкова.

 

Ворота дома Пашкова.

Капризной царице дворец не по­нравился. Екатерина так разгневалась, что велела стены сломать, а знамени­того архитектора прогнать в отставку. И вот в тяжелейшее для него время, изгнанный с царевой службы, Баженов строит в Москве прекраснейший дво­рец— «дом Пашкова». Все, кто приез­жал тогда в Москву, восхищались этим зданием, иноземцы писали, что творе­ние Баженова — «образец симметричной гармонии».

Когда вы будете в Москве, посмо­трите старое здание Библиотеки имени Ленина. Это и есть «дом-дворец Паш­кова». Рассказывают, что старик-гене­рал Пашков разрешал по праздникам и воскресеньям осматривать «простому народу» его дворец. Белый, стройный, он был украшен красивыми колоннами и карнизами. Особое восхищение вызывала круглая башенка-фо­нарь. Ее крыша была позолочена. Такая башенка у архитекторов назы­вается «бельведер». По итальянски «белль-ведерро» означает «прекрасный вид». Это здание — подлинное чудо русской архитектуры XVIII века. Дво­рец парадно возвышался над густой зеленью обширного сада, раскинув­шегося на углу тогдашней Знаменки и Моховой. Сад был полон редких растений. В мраморных бассейнах плавали лебеди, прогуливались павлины, на деревьях висели золоченые клетки с заморскими птицами.

Дом Пашкова.

 

Дом Пашкова.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top