10 декабря в Кремле прошло заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека: на нем обсудили дистанционное обучения, а также процесс цифровизации российских школ.
Председатель Совета Валерий Фадеевсчитает, что «в среднесрочной перспективе в связи с эпидемией дистанционное образование будет по-прежнему востребовано», да и когда коронавирус перестанет быть таким пугающим. У такого формата есть одна особенность, отметил Фадеев: он недешёвый.
«Компьютер стоит 30–40 тысяч рублей, интернет-трафик от 500 до 1500 рублей в месяц по разным регионам. Итого на круг, если компьютер, скажем, эксплуатируется три года, – 10 тысяч в год, плюс трафик, получается тысяч 20 в год, а если в семье трое детей, – 60 тысяч. А если семья малообеспеченная? Это очень серьёзная проблема», — приводит цифры глава совета по развитию гражданского общества.
То количество ноутбуков, которое министерство просвещения планирует до конца года поставить в субъекты Федерации: 266 тысяч, этого мало, считает он. В стране порядка трёх миллионов детей-школьников из малообеспеченных семей, и таким семьям трудно найти деньги на удалёнку. Поэтому Фадеев предложил рассмотреть вопрос о масштабной помощи семьям с детьми-школьниками: им нужно предоставить необходимую технику.
«Ещё одна проблема выявилась по поводу дистанционки – это растущее расслоение по успеваемости. В дистанционном режиме, условно говоря, отличники продолжают учиться и стараться, а вот нерадивые ученики, троечники, которые и так не проявляли особого усердия, теперь получили возможность практически не учиться, и это очень серьёзная методическая и теперь уже и социальная проблема», — отмечает Фадеев.
В ответ на это президент России Владимир Путин заявил, что при проблеме «расслоения школьников» педагогам нужно выстраивать методики преподавания соответствующим образом.
Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Асмолов объяснил феномен коронавирусного учебного года как двойную нагрузку: в школу пошли не только ученики, но и родители. Это первый год, когда родители в буквальном смысле слова оказались в ситуации домашнего образования, такой нагрузки на педагогов и всю систему не было никогда.
Многие родители, объясняет Асмолов, оказались по неволе учителями и на себе примерили эту сложную профессию.
«По большому счету, сейчас ситуация, когда вокруг идет буквальная демонизация интернета и дистант-образования. Вот точно так же говорят, что во всем виновна "цифра" и виновен интернет. В этой ситуации не учитывается, что главное – не «цифра» во всем виновна, а неумение пользоваться «цифрой». Растет день за днем в буквальном смысле разделение не в смысле тургеневского конфликта отцов и детей, а цифрового разрыва, он усиливается. Наши дети и наши внуки часто нас во многом опережают», — объясняет глава факультета психологии МГУ
Поэтому Асмолов предлагает не плакать, не демонизировать интернет, не видеть в нем зло, а сделать следующее: организовать программу, которая бы называлась «Высшая школа в поддержку семье», которая оказалась в ситуации родительского шока, и в поддержку школе.
Первый шаг. Мотивировать студентов старших курсов идти в образование, начинать преподавать, поскольку они на «ты» – с интернетом и новыми технологиями.
Второй шаг. Создать родительские университеты, которые бы помогали семье в сложной, психологической обстановке. Такие центры могут быть созданы высших учебных заведениях.
Непонимание IT-технологий рождает недоверие, недоверие рождает агрессию, на которой часто играют, и появляются, подчеркивает Асмолов. На такой почве, объясняет он, появляются дистант-диссиденты, которые так или иначе пытаются стать как бы на пути развития цивилизации.
В ответ на предложение главы факультеты психологии МГУ создать «родительские университеты» Путин заявил, что это совершенно конкретное предложение, направленное на то, чтобы добиться большего взаимопонимания между родителями и учениками.
«Это интересная идея. И очень приятно, что проистекает из одного из наших ведущих вузов – от вас», — добавил президент.
Председатель Совета Валерий Фадеевсчитает, что «в среднесрочной перспективе в связи с эпидемией дистанционное образование будет по-прежнему востребовано», да и когда коронавирус перестанет быть таким пугающим. У такого формата есть одна особенность, отметил Фадеев: он недешёвый.
«Компьютер стоит 30–40 тысяч рублей, интернет-трафик от 500 до 1500 рублей в месяц по разным регионам. Итого на круг, если компьютер, скажем, эксплуатируется три года, – 10 тысяч в год, плюс трафик, получается тысяч 20 в год, а если в семье трое детей, – 60 тысяч. А если семья малообеспеченная? Это очень серьёзная проблема», — приводит цифры глава совета по развитию гражданского общества.
То количество ноутбуков, которое министерство просвещения планирует до конца года поставить в субъекты Федерации: 266 тысяч, этого мало, считает он. В стране порядка трёх миллионов детей-школьников из малообеспеченных семей, и таким семьям трудно найти деньги на удалёнку. Поэтому Фадеев предложил рассмотреть вопрос о масштабной помощи семьям с детьми-школьниками: им нужно предоставить необходимую технику.
«Ещё одна проблема выявилась по поводу дистанционки – это растущее расслоение по успеваемости. В дистанционном режиме, условно говоря, отличники продолжают учиться и стараться, а вот нерадивые ученики, троечники, которые и так не проявляли особого усердия, теперь получили возможность практически не учиться, и это очень серьёзная методическая и теперь уже и социальная проблема», — отмечает Фадеев.
В ответ на это президент России Владимир Путин заявил, что при проблеме «расслоения школьников» педагогам нужно выстраивать методики преподавания соответствующим образом.
Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Асмолов объяснил феномен коронавирусного учебного года как двойную нагрузку: в школу пошли не только ученики, но и родители. Это первый год, когда родители в буквальном смысле слова оказались в ситуации домашнего образования, такой нагрузки на педагогов и всю систему не было никогда.
Многие родители, объясняет Асмолов, оказались по неволе учителями и на себе примерили эту сложную профессию.
«По большому счету, сейчас ситуация, когда вокруг идет буквальная демонизация интернета и дистант-образования. Вот точно так же говорят, что во всем виновна "цифра" и виновен интернет. В этой ситуации не учитывается, что главное – не «цифра» во всем виновна, а неумение пользоваться «цифрой». Растет день за днем в буквальном смысле разделение не в смысле тургеневского конфликта отцов и детей, а цифрового разрыва, он усиливается. Наши дети и наши внуки часто нас во многом опережают», — объясняет глава факультета психологии МГУ
Поэтому Асмолов предлагает не плакать, не демонизировать интернет, не видеть в нем зло, а сделать следующее: организовать программу, которая бы называлась «Высшая школа в поддержку семье», которая оказалась в ситуации родительского шока, и в поддержку школе.
Первый шаг. Мотивировать студентов старших курсов идти в образование, начинать преподавать, поскольку они на «ты» – с интернетом и новыми технологиями.
Второй шаг. Создать родительские университеты, которые бы помогали семье в сложной, психологической обстановке. Такие центры могут быть созданы высших учебных заведениях.
Непонимание IT-технологий рождает недоверие, недоверие рождает агрессию, на которой часто играют, и появляются, подчеркивает Асмолов. На такой почве, объясняет он, появляются дистант-диссиденты, которые так или иначе пытаются стать как бы на пути развития цивилизации.
В ответ на предложение главы факультеты психологии МГУ создать «родительские университеты» Путин заявил, что это совершенно конкретное предложение, направленное на то, чтобы добиться большего взаимопонимания между родителями и учениками.
«Это интересная идея. И очень приятно, что проистекает из одного из наших ведущих вузов – от вас», — добавил президент.