ГЛАВА 5
Проблемы и их решения
Приведенные в этой главе письма помогут найти выход из различных сложных ситуаций, решить многие проблемы, которые встают перед деловым человеком. В начале главы Вы прочли два коротких поздравления. Сравните их. Очевидно, что поздравления с удачным выступлением Вы можете послать практически любому оратору, чего нельзя сказать о поздравлении с днем рождения: оно подойдет только человеку пожилому, который к тому же не очень переживает из-за своего преклонного возраста.
Ясно, что каждое служебное письмо строго индивидуально — отпечаток накладывают и конкретная ситуация, и адресат, и личность и должность пишущего. Именно поэтому мы предлагаем Вашему вниманию письма и служебные записки для различных случаев. Многие из них могут быть использованы в похожих ситуациях, однако подход к проблеме в них различный. Таким образом, у Вас есть возможность выбрать то, что больше подходит для Вашего случая.
Служебные записки для различных случаев
Первые 15 служебных записок обращены к служащим. В записках 5.1—5.3 содержится высокая оценка предложений служащих; в 5.4—5.6 благодарность за хорошо выполненную работу; записки 5.7—5.10 побуждают служащих к действиям. Так, в записках 5.9 и 5.10 начальник информирует своих подчиненных о положении дел фирмы с целью пробудить в них трудовой энтузиазм.
Часто пишущий дает совет или обращается за советом. Записки 5.11 и 5.12 могут служить примером деловой переписки между главным должностным лицом или менеджером и другими должностными лицами, пользующимися его доверием.
Цель записки — напомнить служащим о задачах, перспективах и состоянии дел компании (записка 5.13).
Иногда необходимо известить служащих о неприятных последствиях финансовых затруднений. Например, крайне сложно сообщить служащим, что они не получат премию к Рождественским праздникам, особенно если такая премия является привычной для них. Примером того, как лучше сформулировать подобное сообщение, служит докладная записка 5.14 — в ней разъясняются причины затруднений.
Служебная записка 5.1. Благоприятный отзыв о ценном предложении служащего. Обратите внимание, что упоминание о денежном вознаграждении (как и в письме 5.2) далеко не всегда к месту
Служебная записка 5.2. Принятие предложения служащего
Служебная записка 5.3. Сообщение о внедрении делового предложения служащего
Служебная записка 5.4. Глава компании благодарит служащего за оказанную клиенту медицинскую помощь
Служебная записка 5.5. Поздравление с успешным завершением важной работы
Служебная записка 5.6. Поздравление служащего с юбилейной датой работы в компании
Служебная записка 5.7. Благодарность руководства компании служащим за хорошую работу
Служебная записка 5.8. О торжественных проводах на пенсию
Служебная записка 5.9. Ее цель - побуждение служащих работать с полной отдачей
Служебная записка 5.10. Ее цель - пробудить в служащих трудовой энтузиазм
Служебная записка 5.11. Просьба дать совет, адресованная уважаемому сотруднику
Служебная записка 5.12. Деловое предложение
Служебная записка 5.13. Напоминание о возмещении расходов на служебные поездки
Служебная записка 5.14. Сообщение об отмене ежегодной премии к Рождеству
Служебная записка 5.15. Сообщение об увольнении в связи с сокращением штата
Письма-ответы на заказы клиентов
Письма такого типа затрагивают очень широкий круг вопросов, касающихся взаимоотношений фирмы и клиента. Примерами различных ответов на заказы клиентов могут служить письма 5.1—5.6.
Письмо 5.1. Ответ на письмо-заказ, который в данный момент компания выполнить не может
Письмо 5.2. Сообщение о том, что ранее заказанный товар имеется в наличии
Письмо 5.3. Ответ на письмо-заказ
Письмо 5.4. Попытка уладить проблемы из-за неправильного оформления заказа
Письмо 5.5. Письмо с извинениями за задержку в доставке заказанного товара в связи с неожиданным повышением спроса
Письмо 5.6. Ответ на просьбу отменить заказ на товар, которого не было в наличии
Уведомления о необходимости оплатить счета
Посылать такие письма всегда сложно — ведь не в интересах компании оттолкнуть клиентов. Однако иногда без таких требований не обойтись. Письма 5.7—5.17 предлагают различные варианты добиться своего — от ненавязчивой просьбы до резкого требования.
Другой подход показан в письме 5.18: чтобы предотвратить задержки в оплате заказов, компания предлагает скидку тем клиентам, которые сделают это в наикратчайший срок.
Письмо 5.19 — пример объяснения финансовой ошибки.
Письмо 5.7. Сообщение о том, что компания приостанавливает выполнение заказов до погашения клиентом задолженности
Письмо 5.8. Пример того, как компания с помощью кредита стимулирует клиента погасить задолженности
Письмо 5.9. Требование оплатить счета, в противном случае компания закроет счет клиента
Письмо 5.10 Сообщение о том, что счет клиента закрыт и поверенный в делах компании подает иск в суд
Письмо 5.11. Автор письма сочувствует адресату, однако проявляет твердость
Письмо 5.12. Авторы письма рассчитывают на воздействие логических рассуждений
Письмо 5.13. Авторы письма обращаются к адресату откровенно, без угроз и недомолвок
Письмо 5.14. Письмо, адресованное фирме, с которой авторов связывает длительное сотрудничество
Письмо 5.15. «Дружеское напоминание» о просроченных платежах
Письмо 5.16. Сообщение об отсрочке оплаты счетов на несколько дней
Письмо 5.17. Предложение возможных вариантов выхода из трудного положения, продление срока кредита и частичная выплата задолженности
Письмо 5.18. Информация о скидке в случае немедленной оплаты заказа
Письмо 5.19. Объяснение по поводу возвращенного банком чека
Другие сложные ситуации
Важнейшим условием успешного решения проблем является тактичность. В письмах 5.20 и 5.21 даны примеры того, как лучше реагировать на жалобы клиентов, в письме 5.22 — как информировать клиентов о повышении цен.
Письмо 5.20. Ответ на жалобу с приглашением в ресторан
Письмо 5.21. Ответ на жалобу, изложенную в распространяемой компанией анкете
Письмо 5.22. Объяснение причин повышения цен
Переписка, связанная с благотворительностью. Письма-просьбы
Письмо 5.23 представляет собой просьбу о денежных пожертвованиях; письмо 5.24 предлагает выход из щекотливого положения, связанного с такой просьбой.
Письмо 5.23. Просьба о благотворительных пожертвованиях
Письмо 5.24. Сообщение о пользе, которую адресату может принести участие в благотворительной деятельности
Письма с выражением признательности
В письмах 5.25 и 5.26 приведены примеры ответов на благотворительные денежные вклады. Письмо 5.27 — благодарность за подарок.
Письма 5.28—5.32 — различные варианты выражения благодарности за затраченное время и усилия.
Письмо 5.25. Письмо, описывающее особые формы признательности за пожертвование
Письмо 5.26. Письмо, в котором в знак благодарности дарителю предлагается назвать что-либо в его честь
Письмо 5.27. Благодарность за пожертвование
Письмо 5.28. Признательность за усилия по руководству чем-либо
Письмо 5.29. Благодарность неформальному лидеру в связи с его уходом из компании
Письмо 5.30. Благодарность уходящему на пенсию президенту компании
Письмо 5.31. Благодарность за руководство проектом
Письмо 5.32. Приглашение на торжественный обед в честь тех, кто безвозмездно выполняет общественную работу
Письма-отказы от участия в благотворительности
Очень трудно бывает написать письмо, в котором нужно признаться в своей неспособности пожертвовать деньги на достойное дело. Письма 5.33—5.36 предлагают несколько вариантов таких ответов, которыми воспользовались различные фирмы в этом щекотливом деле.
Письмо 5.33. Письмо, в котором невозможность помочь объясняется финансовыми затруднениями
Письмо 5.34. Письмо, в котором невозможность помочь объясняется политикой компании
Письмо 5.35. Письмо, в котором невозможность помочь объясняется уже сделанным пожертвованием аналогичной организации
Письмо 5.36. Письмо, в котором отвергается просьба о пожертвовании, но обещается ее рассмотрение в будущем
Письма-отказы
Не менее сложная ситуация возникает, когда фирма должна отказаться от чьих-либо услуг: например, от услуг уже имеющегося поставщика (письмо 5.37), потенциального поставщика (письмо 5.38) или претендента на должность в фирме (письмо 5.39). В письме 5.40 приведен пример тактичного обращения к кандидату на должность, в отношении которого не принято окончательное решение.
Письмо 5.37. Сообщение об окончании срока контракта. Оно должно быть точным и основано на фактах
Письмо 5.38. Письмо, в котором отклоняется предложение о предоставлении услуг
Письмо 5.39. Отказ в приеме на работу
Письмо 5.40. Письмо, информирующее претендента на должность о ходе обсуждения его кандидатуры
Письма-благодарности
Более приятными как для автора, так и для получателя являются письма-благодарности. Эффект таких писем значительно повышается, если они написаны от руки. В качестве примеров можно использовать письма 5.41—5.43 со словами признательности за приятную встречу. В письмах 5.44—5.48 — благодарность за приглашение. Причем в письмах 5.44 и 5.45 приглашение принимается, а в письме 5.46 — дан деликатный отказ.
В письме 5.47 выражается благодарность предполагаемому докладчику за принятое приглашение.
Записку, аналогичную письму 5.48, в которой служащий благодарит своего руководителя за поздравление и подарок к празднику, конечно, лучше написать от руки.
Письмо 5.41. Благодарность за официальный обед
Письмо 5.42. Благодарность за менее официальный обед
Письмо 5.43. Благодарность выступавшему на обеде
Письмо 5.44. Письмо, в котором принимается приглашение на обед
Письмо 5.45. Письмо, в котором принимается предложение произнести речь
Письмо 5.46. Письмо, в котором содержится отказ от предложения работать в комитете
Письмо 5.47. Благодарность за принятие приглашения выступить на заседании комитета
Письмо 5.48. Благодарность руководителю от служащего за поздравление и подарок к празднику
Поздравительные письма
Письма 5.49—5.56 представляют собой поздравления, написанные в связи с различными событиями — от дня рождения до ухода на пенсию. Обратите внимание, письма 5.54 и 5.55 помимо поздравлений еще имеют цель привлечь покупателей.
Письмо 5.49. Поздравление с днем рождения
Письмо 5.50. Поздравление с бракосочетанием
Письмо 5.51. Поздравление с рождением ребенка
Письмо 5.52. Поздравление с присуждением стипендии
Письмо 5.53. Поздравление президенту какой-либо организации
Письмо 5.54. Поздравление с открытием нового дела. Обратите внимание, автор воспользовался этим предлогом, чтобы послать рекламный проспект
Письмо 5.55. Поздравление с открытием нового дела используется как повод договориться о телефонном звонке
Письмо 5.56. Поздравление по случаю ухода на пенсию
Соболезнования и письма, выражающие сочувствие
Заболевшим работникам нужно особое внимание. Дальновидные руководители посылают в таких случаях личные письма. Лучше, если подобного рода письмо будет написано от руки, как, например, письма 5.57 и 5.58.
Письмо 5.57. Выражение сочувствия в связи с происшедшим с сотрудником несчастным случаем
Письмо 5.58. Письмо, в котором выражение сотруднику сочувствия в связи с несчастным случаем проявляется в иной форме
Каждый, кто когда-либо писал письма-соболезнования понимает, что порой словами нельзя точно выразить чувства. И каждый, кто когда-либо получал подобное письмо знает, что лучшее соболезнование — это простые и искренние слова, выражающие истинные чувства автора. В качестве примера приведены письма 5.59—5.61. Однако такие сугубо личные послания, нельзя писать по шаблону. Они должны быть продиктованы сердцем.
Письмо 5.59. Соболезнование сотруднику в связи со смертью родственника
Письмо 5.60. Соболезнование супруге скончавшегося сотрудника
Письмо 5.61. Соболезнование в связи со смертью дочери или сына
Письма к сотрудникам
В конце главы приведены письма 5.62—5.65. Это письма к сотрудникам по общим для всех компаний вопросам. Эти письма — основная модель. В каждом конкретном случае потребуется добавить детали, персонифицирующие письмо.
Письмо 5.62. Рекомендация
Письмо 5.63. Справка о бывшем сотруднике
Письмо 5.64. Ответ на просьбу об отпуске
Письмо 5.65. Удовлетворение просьбы об отставке