Конец каникул! Отдохнувшие, в хорошем настроении мы возвращались из лагеря. За окном разнообразные пейзажи, а в купе — разговоры, прежде всего о том, что ждет в школе. Но через некоторое время разговоры утихли. Кто-то взял книгу, кто-то дремал, я бессмысленно глазел в окно, лениво подумывая, сколько часов нам еще осталось ехать.
— Скучно? — услышал я вдруг не слишком громкий доброжелательный мужской голос. Я внимательно оглянулся: ни в купе, ни в коридоре не было ни одного мужчины. Разве что какой-то моз друзей чревовещатель?
— Удивляешься? А это я, твой Поезд, который везет тебя домой. Ты интересуешься физикой, почему же скучаешь, вместо того, чтобы внимательно посмотреть и послушать? Ведь вокруг тебя столько интересных ...
Дальнейший вывод моего Поезда затлушил сильный шум — по соседнему пути проехал другой поезд, в противоположном направлении.
Как ты думаешь, кто так шумел: он или я? - спрсил мой поезд.
Я оглянулся еще раз, услышали ли это мои друзья Однако не было заметно, чтобы слова моего Поезда дошли до их ушей.
— Не бойся, онви ничего не слышат. Они, хорошие ребяты, твои друзья, но как физики они глухие. Но ты-то ведь нет? Так кто только что шумел?
Наверное тот поезд, — скорее подумал я, чем сказал, — ведь когда он не шел мимо нас, было намного тише.
Но мой Поезд услышал.
— Тогда выйди в коридор и посмотри в окно в направлении движения, — предложил он.
Я вышел и выглянул. Мы подъезжали к какому-то длинному и довольно высокому зданию, тянущемуся вдоль пути.
— Слушай внимательно...
... но голос моего Поезда опять пропал в сильном шуме, который сразу же исчез, как только мы проехали здание.
— Не скажешь ли теперь, что здание наделало столько шума, у видя нас? — с шутливой иронией опросил мой Поезд.
— Конечно нет, это ты сам нашумел, — ответил я уже смелю.
- А почему сейчас когда мы едем через поле, я не делаю такого шума? — не сдавался он. — Ведь ты знаешь, что каждый из нас шумит всегда и совершенно независимо от того, мимо чего проезжает. Попробуй проверить это при удобном случае. ¥ стены я гремел ни чуть не громче чем сейчас, когда мы едем через поле. Почему же сейчас ты меня слышишь, а у здания мой голое не пробивался через шум?
— Подожди, нужно подумать.
Мой Поезд тактично умолк и только время от времени бросал мне короткие указания.
— Закрой окно! — это была его первая подсказка.
Я закрыл.
— Тише? — спросил он.
— Да, — ответил я.
— Почему? — суетясь спросил он. Почему ты меня слышишь, когда стоишь далеко от пути?
- Просто потому, что ты шумишь - ответил я.
— А 6 чем свидетельствует то, что ты слышишь меня отовсюду?
— да, наверное, о том, что звуки, которые ты издаешь, расходятся тебя во всех направлениях.
— Браво! — похвалил он меня.
Но я чувствовал, что это еще не
«юнец, ведь я не ответил на его первый вопрос.
— Когда мы едем через поле, шум, что ты производишь, расходится во всех направлениях, а до меня доходит только его часть..., — раздумывал я Далее.
— ... немного ослабленный стеклом закрытого окна, — подсказал мой Поезд.
„Это понятно, — думал я. — А что со стемой?“
— Эх!о, — опять подсказал мне мой Поезд.
Я стал раздумывать: что же общее у эха с шумом поезда. „Эхо — отражение звука от какого-либо препятствия11, — подумал я, наверное, вслух, потому что мой Поезд прокомментировал это одним словом „жарко".
— Где жарко? — автоматически 'Опросил я.
— Разве ты в детстве не искал кричали "жарко" или „холодно"?
Да, шум моего Поезда 'расходится во всех (направлениях, и когда мы едем по полю, значительная его часть попросту уходит в пространство. Когда »се проезжаем рядом со стеной, часть шума, которая В поле ушла бы от меня и никогда бы не дошла, теперь отражается от стены и, возвращаясь, усиливает Щум, доходящий ко мне непосредственно от поезда. Поэтому, когда мы проезжаем стену, мой Поезд кажется мне более громким, чем тогда, когда едем 'через открытое пространство. Более или менее так я ответил моему Поезду.
— Отлично, — похвалил он меня.
— Видишь, как это просто? Цоста- точнр лишь подумать,
— Да, но и ты мне немного помог,
— я старался быть скромным.
— Ладно, ладно, — если бы ты был глухой, и моя помощь не Пригодилась бы. Впрочем, В своей правоте сейчас убедишься сам. Мы как раз въезжаем в туннель.
В этот момент загорелся свет, и из темноты за окном ворвался ужасный грохот, который сразу же утих, как. только мы выехали Из туннеля.
— Надеюсь, теперь знаешь, кто грохотал в туннеле? — продолжал мой Поезд.
— Разумеется, опять ты, как И при езде мимо здания. Твой шум отражался от стенок туннеля и возвращался ко мне. Шум в туннеле был сильнее, чем возле зданий, так как стена здания отражала твой грохот только с одной сто- . раны, а стены туннеля — весь.
— Видишь, умеешь сам думать. Но вернемся к началу, к нашему первому вопросу: кто шумел, когда я повстречался со своим коллегой
— Вы оба, — теперь никто не сбил бы меня с правильного ответа. — До моих ушей доходил и шум встречного поезда, и та часть твоего шума, которая .отражалась от него и возвращалась ко мне. Все это усилило шум, который я как пассажир, слышат сидя в купе.
— Ребята, берите вещи, подъезжаем к станции. Приготовьтесь выходить! — это наш вожатый обходил купе.
„Как быстро мы доехали", — подумал я про себя.
— Это потому, что ты не глухой. Пока, до свидания, до следующих каникул! — прощался со мной мой Поезд.
— До свидания! — только и успел я ответить.
А когда мы собрались на перроне, я услышал умолкающие вдали последние слова моего Поезда: „Привет, принвет...“.