—  Каролек, Петрек! Где вы? — прозвучал знакомый голос.

—  Здесь, мама, здесь, — неуверенным голосом ответил Каролек.

Отзвуки приближающихся шагов вдруг прекратились, и почти в этот же момент мальчиков ослепил яркий свет.

—   Почему у вас такое странное выражение лица? Опять что-то на­творили? — спросила мама, осматри­вая все вокруг.

Захваченные врасплох ребята пе­реглянулись. Откуда взялась мама внутри испорченного монитора?! Ведь они помнили, что вместе с Аде­ном, профессором Таймером и со­провождающим их Скринеком осма­тривали монитор. Потом произошла авария, и наступило долгое ожида­ние. Такое Долгое, что они в конце концов уснули. А теперь мама... И куда пропали их приятели? Слиш­ком много загадок! Вдруг Петрек охнул...

—  Что случилось?

Каролек.

— Посмотри, — с трудом выгово­рил Петрек.

Каролек посмотрел в указанном направлении. Рядом с ними, на пись­менном столе стоял... компьютер! Уму непостижимо! Они находились дома у Каролека, в отцовском рабо­чем кабинете. Мальчик еще не при­шел в себя от удивления, когда за аниной услышал голос папы.

—  Что вы здесь делаете?

В ответ наступило молчание. Папа подошел к компьютеру.

—  Что произошло? Почему экран темный? — спросил он, внимательно осматривая аппаратуру. — Разуме­ется... Вопрос ясен. Ребята, кто из вас отключил видеокабель от ком­пьютера?

Что было потом, лучше не гово­рить. Папа сильно разнервничался, когда оказалось, что авария более се­рьезна, чем он думал. Компьютер  пришлось отдать в ремонт. Папа был убежден, что виновниками были мальчики и категорически запретил им пользоваться аппаратом.

Ребята загрустили. Каролек оби­делся на папу, что тот не поверил их заверениям о непричастности к этой аварии. Жаль им было также путе­шествий по стране микроников. Но запрет ёсть запрет.

Однажды Петрек прибежал к Каролеку и уже с порога радостно за­кричал:

— Слушай! Это тебя определенно заинтересует. Смотри, у меня есть книга о компьютерах!

— Покажи!

Мальчики сели рядом. Каролек от­крыл книгу и начал читать:

—  Счетные машины давно восхи­щали людей. Существовало много проектов таких машин, чаще всего нереальных. Делались также попыт­ки сконструировать счетные устрой­ства. Сначала они были механичес­кими. Ёще в XVII веке известный математик и физик Блез Паскаль сконструирова л первый известный калькулятор. Триста лет спустя ан­глийский математик Чарльз Бэб­бидж усовершенствовал и развил идею Паскаля...

— Смотри, какие у твоего англий­ского тезки заслуги в развитии ком­пьютеров, — заметил Петрек.

—  Не мешай, — попросил Каро­лек. — Слушай дальше! Машина Бэббиджа никогда не была достро­ена. Ее части хранятся в Кенсинг­тонском музее в Лондоне... Лишь в XX веке, во второй его половине, по­явились условия для создания совре­менных компьютеров. Новые маши­ны работали на совершенно ином принципе, нежели машины Паскаля и Бэббиджа. Началась эра электро­ники.

— Почему они здесь пишут „эра электроники, а не „эра микраников"? — опять прервал чтение Пе­трек.

— Потому что взрослые ничего не знают об их существовании. Только нам удалось с ними встретиться. Вспомни слова микроника:        „Люди иначе представляют себе действие компьютера, — ответил Каролек.

—  А как?

— Точно не знаю, но если прочи­таем эту книгу, наверное узнаем.

— Тогда за дело!

— Хорошо. Современный компью­тер состоит из микропроцессора, опе- рационнного запоминающего устрой­ства с произвольной выборкой, по­стоянного запоминающего устройства и портов, которые обеспечивают ком­муникацию его с периферийными устройствами и другими компьюте­рами. Кроме того, у каждого компью­тера есть монитор и клавиатура. Большинство ЭВМ имеет так назы­ваемое массовое запоминающее ус­тройство. Это чаще всего гибкие или жесткие диски, винчестеры...

—  Наконец что-то знакомое! — вскричал Петрек. — Это устройство, где управляет Хардек.

—  Не горячись. Читаю дальше!... Отдельные части компьютера соеди­няются компьютерными магистраля­ми. Три из них главные: адресная, магистраль данных и управляющая. Каждая состоит из ряда тончайших медных дорожек, выполненных в технике печатных схем. Дорожки идут к началу интегральных схем (то есть к микро­процессору, схемам запоминающих устройств и т.п.)...

— Это те многополооные автостра­ды, по которым мы ходили?

— Думаю, да, — ответил Каролек. — Правда, я не заметил, из пего они сделаны, из меди или другого мате­риала. Слушай дальше. Компьютеры работают на основе двоичной систе­мы счисления. В ней две цифры; нуль и единица. Применение двоич­ной, или бинарной, системы счисления позволило создать электронно-вычи­слительную машину, так как цифры нуль и единица легко „переводятся на язык электроники“. Цифре нуль отвечает прохождение элоктрического тока низкого напряжения, а еди­нице соответствует так высокого на­пряжения. Разумеется, понятие вы­сокого и низкого напряжения элек­трического тока — условное. Чаще всего это отвечает напряжениям около 1 В и около б В. В профессио­нальной терминологии употребля­ются также определения:     уровень (состояние) низкое или высокое...

— Ой! Наверно иуль и единица — разные шарики, — заметил Каро­лек.

—    Конечно, — сказал Петрек. —

Белый шарик — единица, а черный — нуль. Но в нашем мире действуют иные законы, чем в компьютерных государствах, иные размеры сооружений, иначе течет время...

—       Ты прав, — прервал друта Ка­ролек. — Ведь наша неволя у Гамманидов длилась очень долго, на­верное, несколько недель, а на Зе­мле прошло всего лишь несколько минут. Может быть, и явление элек­трического тока в их мире выглядит иначе, чем я нашем?

Таким образом электрический ток переносит информацию, — про­должал читать Каролек. — Наимень­шая единица информации — бит.

Он отвечает одной цифре двоичной системы. Восемь битов образуют байт. В свою очередь, байты группи­руют в большие единицы: килобай- ты (кБ), мегабайты (МБ) и гигабайты (ГБ). Один килобайт — 1024 байта, мегабайт состоит из 1024 к Б и, соот­ветственно, гигабайт — 1024 мегабай­та. Этими единицами пользуются указывая емкскггъ операционного или дискового запоминающего устрой­ства...

— Это мы уже знаем, — проком­ментировал Петрек. — Я не слышал только о мегабайтах и гигабайтах. Но понять принцип образования большей единицы информации про­сто: каждая следующая в 1024 раза больше чем предыдущая. Читай дальше.

—  ... Бурное развитие компьютер­ной техники стало возможным тогда, когда появились интегральные схе­мы. Эти маленькие кремниевые пла­стины полностью изменили картину мира. Люди довольно быстро научи­лись „упаковывать" все больше ми­кроскопических транзисторов в одну интегральную схему. Вскоре была разработана технология интеграль­ных схем с большой степенью инте­грации, что позволило конструиро­вать системы памяти и микропроцес­соры.

Микропроцессор — это сердце каждой современной ЭВМ. Его зада­ча — производить расчеты, упра­влять потоками данных, а во многих случаях — и управлять внешними устройствами машины. В настоящее время все эти вспомогательные функ­ции стали брать на себя специали­зированные микропроцессоры. Назы­ваются они по-разному, в зависимо­сти от исполняемой роли. Например, микропроцессор, занимающийся об­служиванием монитора, называется видеопроцессором, а тот, который контролирует работу дискового ус­тройств а, назьтв а етс я контрол ером дисков...

—  Погоди, погоди... Мы там недав­но были, — вспомнил Петрек. Дворец принцессы Моторолы называ­ется видеопроцессором.

— Разумеется, ведь графическое княжество Геркулес, которым она правила, ответственно за работу мо­нитора, — добавил Каролек. — По­мнишь, что говорил Хардек...

— Да, да, помню, — улыбнулся довольный собой Петрек. — Он го­ворил тогда о контролере дисков, но я был так поглащен всем увиден­ным, что попросту не обратил на это внимание, — признался он честно.

Видишь! Впрочем, неважно, меня (Интересует нечто иное. Когда я путешествовал с Витеком, то заду­мался над дорогами снабжения. Это были две линии, дорожки, по которым всегда катились шарики одного цвета. По одной — только белые, а по другой — только черные. Битек говорил, что они соединяют цен­тральный оклад шариков с частями компьютерного государства. Интерес­но, чем те дороги являются в дейст­вительности, и как люди называют тот склад?

— Попробуем поискать в книге, — предложил Петрек. — Каролек! Смо­три! — крикнул. — Это, наверное, то, о чем ты говоришь.

— Ага, — обрадовался Каролек, внимательно присмотревшись к ри­сунку. — Прочитай, что там написа­но!

— ... Как говорилось выше, компью­тер работает благодаря прохождению электрического тока, что предпола­гает источник питания. И поэтому каждая ЭВМ снабжена блоком пита­ния, преобразующим ток сети напря­жением 220 В в ток с двумя напря­жениями — 1 В и 5 В. Блок питания играет еще и роль стабилизатора, чтобы обеспечить максимально устой­чивые условия работы компьютера. Блок питания подает ток двух ос­новных напряжений по специальным линиям питания к каждой интеграль­ной схеме в компьютере... Вот и от­вет, — заключил Петрек.

* * *

Ребята еще долго читали книгу. Они узнали много нового и интерес­ного. Когда чтение закончили, реши­ли что и впредь постараются не пропускать занимательных рассказов о компьютерах, решать посильные для себя задачи, быть в курсе всего, что так или иначе связано с электронновычислительными машинами.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top