Для некоторых моделей, описываемых в „Уголке конструктора", необходим воздушный винт. А купить такой винт фабричного производства обычно трудно. Остается сделать его своими «руками. Бели выполнить работу точно, самоделка ни в чем не будет уступать заводским винтам.
Наилучшим материалом для винта, и сравнительно легко доступным, является буковое дерево (например, от старых стульев или паркета), без суков, с прямыми слоями.
В первую очередь следует определить величину нужного винта (диаметр и шаг): она определяется имеющимся двигателем. Практически для распространенного двигателя рабочим объемом 2,5 см3 требуется винт диаметрам 180—220 мм и шагом 100—150 мм. Размеры четырех разных воздушных винтов приведены в таблице на рисунке.
Из куска букового дерева вырежьте лобзиком брусок с точно перпендикулярными поверхностями (во время обработки рашпилем и напильником проверьте размеры и перпендикулярность). На рисунке представлены последовательно фазы (А, В, С, D) обработки деревянного бруска.
ФАЗА А — острым, твердым карандашом начертите контур обеих лопастей и втулки и наметьте место отверстия (диаметр отверстия такой же, как втулки двигателя).
Разметку сделайте с двух сторон, например, пользуясь предварительно приготовленным шаблоном одной логVi1лапиЛЬ НИК ОМ.
ФАЗА В — разметьте карандашом контуры лопастей на виде сбоку (можно приготовить также шаблон одной лопасти).
ФАЗА С — на всех четырех боковых поверхностях винта разметьте кривые, так называемые вспомогательные линии (все время сверяйте с размерами, указанными в соответствующей графе таблицы и на разрезах).
Лишнее удалите плоским И выпуклым напильниками. Нужно, Чтобы инструмент соприкоснулся с двумя вспомогательными лини ям и. Тогда вы получите скошенную поверхность, поднимающуюся в сторону торца втулки, Вам необходимы четыре такие поверхности.
ФАЗА D— отделочная обработка. Обеим лопастям придайте определенный профиль: от выпуклого у втулки до плоско-выпуклого в средней части и на конце лопасти. Теперь очень осторожно снимайте избыток материала, делая округлым профиль входящей кромке и плавной выпуклость торцевой поверхности Лопасти.
Отделку выполняйте симметрично во избежание проблем с балансировкой Винта.
Чтобы корректировать положение и вертикаль просверливаемого отверстия, сначала возьмите сверло малого диаметра, а затем берите более толстые. Сверлильный станок обязательно закрепите в штативе: * тогда сверло пойдет вертикально.
Отшлифуйте винт мелкозернистой Шкуркой, осторожно закруглите край. После этого изделие готово к балансировке. Для этого вставьте в отверстие сверло, которым оно было выполнено (так, чтобы гладкая цилиндрическая часть выступала поровну с обеих сторон), <и обоприте его на два острых ребра (например, на лезвия). Винт должен принять горизонтальное положение. Отклоните его несколько раз он должен возвращаться в горизонтальное положение. Если одна 1из лопастей тяжелое, шлифуйте ее осторожно до тех пор, пока винт не окажется уравновешен.
Лезвия, представляющие собой здесь опоры оси винта, устанавливают параллельно и 'на одной и той же высоте. Лучше всего посадить их в двух кулаках поностирола.
Сбалансированный винт покрасьте в несколько слоев (3—4) жидким нитролаком. Если винт предназначен для двигателя с калильным зажиганием, нанесите на него слой химреактишгого лака (хемоаиль). Это нужно сделать обязательно, так как метиловый спирт — главный компонент топлива калильных двигателей — растворяет пленку нитролака.
Когда лак высохнет, еще раз проверьте балансировку; по надобности сошлифуйте подтеки лака.