Летом прошлого года в Петродворце, в здании бывшей царской оранжереи, от-крылся ленинградский Музей восковых фигур.
Переступив его порог, сразу замечаешь шведского императора Карла XII, грустный взгляд которого словно бы говорит о поражении шведской армии русским войском во главе с императором Петром I. А вот, кстати, и он сам —ведёт допрос царевича Алексея. Подсвечник, чернильница, картина на стене— подлинные вещи Петра Великого.
В стороне уединились князь А.Д.Меншиков и Екатерина I, получившая корону с помощью светлейшего князя. Я не стал вмешиваться в их разговор.
Ещё несколько шагов —и я стал невольным свидетелем
азартной партии в карты меж- ду красавицей Елизаветой Петровной и её фаворитом Иваном Шуваловым. Вместе со мной за игрой следил гетман Украины — Кирилл Разумовский. Елизавета настолько любила танцы, наряды и игру в карты, что иногда набрасывала царские указы на обратной стороне карт, не желая отрываться от игры. Как известно, императрица никогда не надевала одно и то же платье дважды. После смерти Елизаветы в её личном гардеробе обнаружили 15 ООО платьев.
В следующий момент я увидел и Екатерину II — вместе со своим фаворитом Григорием Орловым и первой статс-дамой Натальей Петровной Голициной императрица внимательно слушала Д.И.Фонвизи- на, читавшего свою комедию «Бригадир». Интересная де-таль: именно Н.П.Голицина явилась прообразом пушкинской «пиковой дамы».
Ещё одним «человеком», с которым мне предстояло встретиться, оказался князь Потёмкин, вальяжно развалившийся в кресле. Персидский халат на князе был распахнут, волосы нечёсаны — нередко в таком виде Потёмкин встречал гостей и посетителей.
Мимо следующей сцены я прошёл быстрее: это была очередная распря между Павлом I и А.В.Суворовым. Как было не посочувствовать великому русскому полководцу? Его печальные глаза следили за мной до самого выхода.
... Это только первый этап экспозиции, где вы можете по-любоваться фигурами представителей династии Романовых от Петра I до Павла I и некоторых приближённых к царственным особам. Через некоторое время откроется вторая часть музея — продолжение династии Романовых, вплоть до Николая II. Музей так и называется «Дом Романовых».
«Это музей исторический, достоверный, а значит, должны быть учтены малейшие де-тали», — говорит Евгений Николаевич Гребенюк —один из создателей музея. Поэтому высокая техника исполнения фигур позволяет передать даже бельмо на глазу Потёмкина или оспинку на лице Анны Иоанновны. Евгений Николаевич Гребенюк и его товарищи разработали нашу отечественную технологию воскового литья. А чтобы создать Музей восковых фигур, они работали по 10 — 12 часов в сутки. Да, собственно говоря, мастера не сбавляют темпа и в настоящее время. Поклон им до земли-матушки!