Сегодня мы отправимся в средневековую школу ремёсел. Закрой глаза и досчитай до трёх. Раз-два-три! Открывай! Мы под Новгородом, на берегу Ильмень-озера, в том месте, где из него вытекает красивая река Волхов. Рядом возвышаются стены Юрьева монастыря.

 

Как в стихах Павла Золина:
Там, где седой могучий Ильмень
Все силы сыну отдаёт,
Из глубины веков былинных,
Как сказка, Юрьево встаёт.
Полны восторгов разговоры. Сказать иное не берусь —
Здесь русский дух,
Его просторы,
Здесь всё собой являет Русь!

ЮРЬЕВ МОНАСТЫРь
А вот бредут по берегу бородатый старец и мальчик лет 13. Спросим, кто они.
«Да мастер я, краснодеревщик. А это ученик мой, Ваня. В мастерскую идём», — старик махнул рукой на ворота монастыря. «Ученик завсегда должен ходить с учителем на всякую работу и работать её безответно, все поручения выполнять. Правила у нас такие»,— продолжал дедушка. «Ну а я должен его обучить всему тому, что сам умею делать, безо всяких хитростей, ничего не скрывая. Пройдёт год — обучение Вани закончится, станет он для меня пособником в рукоделии, по-иному — подмастерьем. А ещё через год — ступай, Ваня, сам себе на хлеб- соль зарабатывай! Да вы не стесняйтесь, идите к директору монастыря, он лучше расскажет».
«Как к директору? А где же настоятель, дедушка? В каком мы веке?»
Дед удивлённо, испуганно посмотрел на нас и зашаркал к воротам.
«Полем, полем, полем свежий ветер пролетел. Полем свежий ветер, я давно его хо-тел!» — донеслось из приёмника, который, оказывается, нёс в руках мальчик. Да мы в настоящем!
В кабинете директора, Сергея Борисовича Пухачёва, мы узнаём, что в сентябре этого года в монастыре действительно открылась средневековая школа ремёсел. Почему средневековая? Работает она по старинным принципам — Мастер в течение двух лет готовит 2 — 3 учеников. Большую группу ребятишек обучить всем секретам мастерства сложно, двоим легче передать свои знания.
По окончании обучения подмастерье должен сделать Вещь. Она проходит испытания на выставке-продаже в монастыре, и в свет выходит новый Мастер.
Заглянем на выставку. Чего здесь только нет!
Привлекают внимание изделия из лозы. Лоза — самый распространённый материал в дореволюционной России. Из неё плели не только корзины: мебель, светильники, посуду — вазы, хлебницы.
От резных деревянных ковшей глаз не оторвать. Мы-то думали, что их теперь только в краеведческих музеях и увидишь. Ан нет! Возродили мастерство. Покупай, пользуйся!..

краснодеревщик
Нам повезло — мастер по резьбе, Сергей Кипятков, зашёл на выставку с новой работой. Здесь мы его и сфотографировали. Для потомков.
Замечательны берестяные туеса и шкатулки, украшенные шемогодской резьбой. Береста многослойна. Каждый слой своего цвета. Слегка проведёшь резцом — бледно-жёлтый, поглубже — коричневатый. Любой оттенок получить можно. В этом —вся хитрость северной шемогодской резьбы по бересте, забытой и возрождённой.

Как хочется попасть в какую- нибудь мастерскую! Сергей Борисович ведёт нас через монастырский сад. Говорят, что в старину здесь росло 119 различных сортов яблонь, а рядом был огород с лекарственными растениями— шалфей, кален-дула... После революции всё постепенно уничтожили. Теперь всё возрождается — мы идём мимо яблоневых деревьев. Невдалеке — участок с лекарственными травами.
Мастерские — бывшие монашеские кельи. По крутой каменной лестнице карабкаемся на второй этаж и стучимся в одну из келий. Открывает гостеприимная доброжелательная хозяйка, мастер по изделиям из соломки— Галина Викторовна Курчаткина. О своём творчестве Галина Викторовна может говорить бесконечно. Оказывается, солома — сухие стебли овса, пшеницы, ржи и других хлебных злаков — прекрасный материал. Из неё плетут маты, шторы, половики, корзины, шляпы, выполняют аппликации... Всего не пере-числишь. Трудно оторваться от инкрустированных соломкой пасхальных яиц и целых картин из соломки.
Всего монастырь объединяет 300 мастеров по 18 видам ремёсел. Чтобы поддерживать огонёк народных талантов, чтобы верны были слова Александра Петрова:
Спасая для истории страны Труд тех, кто жил давным-давно,
когда-то, Мы знаем — труд наш нужен, мы нужны,
А это тоже неплохая плата!
И с восхищеньем глядя иногда На то, что возрождают наши руки,
Мы твёрдо верим, что пройдут года —
Придут сюда взглянуть и наши внуки.
И русская седая старина Восторгом гордым души их
охватит, И верю я, потомки нам сполна Сыновней благодарностью
заплатят!

плетеное изделие

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

|
Copyright © 2021 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top