Кто был у моря, тот, конечно, восхищался цветовой гаммой морской воды, её сверкающей гладью в тихую погоду и её бурлящей, вспененной стихией — в шторм. Море вдохновляло многих поэтов и художников на создание бессмертных произведений. Вы обязательно узнаете об этом, прочитав Лермонтова, Некрасова, увидев полотна Моне, Айвазовского.
Учёные тоже не были равнодушными к явлениям на поверхности океана и с древних времён изучали природу волн. Но только в середине нашего века появилась отдельная наука — гидромеханика, один из разделов которой изучает морские волны.
Оказывается, волны бывают разные: одни образуются под влиянием ветра — ветровые волны, другие — под воздействием землетрясений — сейсмические волны (например, цунами).
Сегодня вы узнаете о ветровых.
Если будете на море, понаблюдайте, как при внезапном сильном ветре появляются небольшие волны. Они растут одна к другой. Как только образуется самая большая, движущиеся за ней начинают уменьшаться. А через какое-то время — опять увеличиваются... Какая же по счёту волна в группе наибольшая? Какой максимальной высоты может достичь? Ответ на эти вопросы люди и пытались получить. Древние греки считали, что наибольшая волна—каждая третья. Египтяне утверждали: пятая. А её размеры, по их представлениям, имели величину гор. Позднее возникло мнение, что такой волной является девятая, или как её стали называть — «девятый вал». Представления же о её максимальных размерах уменьшились до 30 м (это высота 12-этажного дома!). Были и такие учёные, как, например, известный французский физик и астроном Доминик Араго, которые считали, что высота волн не может быть более 6 — 8 м (высота одноэтажного дома).
Ныне учёные научились предсказывать время и место появления штормовых волн и тем самым хоть немного обезопасить работу тружеников моря и пассажиров теплоходов. Так, если в середине прошлого века ежемесячно погибало 250 — 300 судов, то в наше время количество аварий сократилось до нескольких сот в год.
В океанах есть районы, где штормы — вещь обычная. У моряков они пользуются славой «гиблых мест». Особенно опасен район Индийского океана у юго-восточного побережья Африки, у мыса Доброй Надежды. Своё название мыс получил по приказу португальского короля Жуана II, хотя открытый португальским мореплавателем Бартоломеу Диашем в 1488 году, он сначала был назван мысом Бурь. Здесь погибали целые эскадры из нескольких десятков кораблей. Стоимость затонувшего в этих местах груза оценивается в несколько десятков миллионов фунтов стерлингов. И всё это богатство до сих пор на дне. Отсюда пришли легенды о «корабле-призраке» и о «моряке-скитальце».
Современные учёные раскрыли тайну «гиблого места». Оказывается, здесь накладывается сразу несколько явлений природы: сильный ветер, крупная зыбь, приходящая из «ревущих» сороковых широт, и северное Агульясово течение. Столь редкое сочетание природных процессов вызывает не только частые штормы, но и огромные волны необычной формы: с крутым передним склоном и пологой ложбиной. Их моряки назвали волнами-убийцами, или кэйпролле: рами, что в переводе с английского означает «валы у мыса». Эти волны способны разламывать даже современные суда. Так, в июне 1968 года в этом районе первый в мире супертанкер «Уорлд Глори» попал в шторм, во время которого образовалась гигантская 20-метровая волна. Она подняла танкер, нос и корма повисли в воздухе, корпус треснул. Следующая волна, задравшая нос корабля кверху, переломила. Обе половины танкера вскоре затонули.
Не меньшую опасность таит цунами. Но об этом в следующий раз.