Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Кафедра государственного и муниципального управления
Вариант 1
Задача 1
На 1 сентября 2004г. численность детей в населенном пункте в возрасте от 4 до 6 лет составляла:
| Возраст | Количество детей | Коэффициент смертности | 
| Четыре года | 81200 | 2,1 | 
| Пять лет | 79600 | 1,9 | 
| Шесть лет | 74500 | 1,6 | 
| Семь лет | 
 | 1,2 | 
| Восемь лет | 
 | 0,8 | 
Определить возможный контингент учащихся 1-3 классов на 1 сентября 2007г.
Задача 2
Имеются следующие данные по промышленному предприятию:
| Показатели | тыс.руб. | 
| Полная первоначальная стоимость основных фондов на начало года ОФн | 6000 | 
| В течение года введено новых фондов Фвв | 1900 | 
| Выбыло фондов Ф выб | 800 | 
| Численность рабочих, чел. | 8000 | 
| Валовая продукция в сопоставимых ценах | 1950 | 
Определить:
- Стоимость основных фондов на конец года;
- Среднегодовую стоимость основных фондов;
- Коэффициенты выбытия и обновления фондов;
- Фондоотдачу (2 способа).
Задача 3
Фактическая стоимость реализованной продукции (в оптовых ценах предприятия) за полугодие составила 2090 тыс.руб. при плане 2005 тыс.руб.
Определить выполнение плана по числу оборотов оборотных средств, если известны следующие данные о наличии оборотных средств (тыс.руб.).
| 
 | Оборотные средства, тыс.руб | |
| по плану | фактически | |
| На 1.07.04 | 410 | 400 | 
| На 1.08.04 | 500 | 500 | 
| На 1.09.04 | 500 | 510 | 
| На 1.10.04 | 500 | 495 | 
| На 1.11.95 | 510 | 505 | 
| На 1.12.95 | 510 | 515 | 
| На 1.01.96 | 510 | 508 | 
Задача 4
На начало года в народном хозяйстве региона было занято 925 тыс. чел.; коэффициент занятости всего населения составлял 620%. В течение года:
а. перешло в рабочий возраст – 25 тыс. чел.;
б. выбыло из числа занятых на постоянное жительство в другие регионы – 8 тыс. чел.;
в. Ушли на пенсию – 13 тыс. чел., на инвалидность – 0,2 тыс. чел.;
г. прекратили работу лица старше и моложе трудоспособного населения – 0,8 тыс. чел.;
д. умерло из числа занятых – 1 тыс. чел.
Общий абсолютный прирост населения составил за год 20,9 тыс.чел.
Определить:
- Естественное выбытие числа занятых;
- Общий прирост занятого населения и численность занятых на конец года;
- Численность населения региона на начало и конец года;
- Коэффициент занятости всего населения на конец года.
Задача 5
| Товары | Продано, Т | Товарооборот, тыс. р. | ||
| Базис. Период | Отчет. Период | Базис. Период | Отчет. Период | |
| Картофель | 300 | 320 | 750 | 1000 | 
| Капуста | 10 | 12 | 70 | 120 | 
| Яблоки | 5 | 9 | 150 | 180 | 
| Орехи | 7 | 6 | 14 | 12 | 
Определить:
- Индивидуальные индексы физического объема и цен;
- Общие индексы товарооборота и цен;
- Сумму экономии или дополнительных затрат покупателей за счет изменения цен в целом на все товары.
Задача 6
| Показатель | Регион I | Регион II | Регион III | 
| Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, годы | 67,6 | 69,4 | 75,6 | 
| Реальный ВВП на душу населения, руб. | 6140 | 5010 | 6100 | 
| Уровень грамотности населения, % | 95,7 | 98,7 | 94,5 | 
| Коэффициент детской смертности, % | 8,6 | 7,3 | 5,4 | 
| Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % | 34,5 | 33,5 | 24,7 | 
Проранжируйте регионы по уровню жизни населения.
Задача 7
| Показатели (тыс.) | 1986г. | 1992г. | 1993г. | 
| 1. Численность учащихся общеобразовательных школ в т.ч. в городах и поселках городского типа в сельской местности | 
 20152 
 14348 5804 | 
 20936 
 14937 5999 | 
 20990 
 14836 6154 | 
| 2. Число общеобразовательных школ в т.ч. в городах и поселках городского типа в сельской местности | 71,7 
 21,5 
 50,2 | 69,9 
 21,2 
 48,7 | 70,2 
 21,4 
 48,8 | 
| 3. Численность учителей в т.ч. в городах и поселках городского типа в сельской местности | 1218 
 867 351 | 1516 
 1082 434 | 1611 
 1140 471 | 
На основе приведенных данных построить и проанализировать социально-экономические нормали за 1986-1992г. и за 1992-1993 г.для:
а. всех школ;
б. городских;
в. сельских.
Вариант 2
Задача 1
В городе прирост населения за год 12 тыс. чел., что в расчете на 1000 человек равняется 24,4 чел. Число умерших за этот год – 3578 чел., родившихся – 9762 чел. Определить коэффициент рождаемости и естественного прироста.
Задача 2
| 
 
 Завод | Валовая продукция в сопоставимых ценах, млн. руб. | Среднегодовая стоимость ОПФ, млн.руб. | ||
| базисный период | отчетный период | базисный период | отчетный период | |
| А | 400 | 726 | 200 | 300 | 
| Б | 300 | 364 | 200 | 220 | 
Определить:
- Фондоотдачу по каждому заводу и объединению.
- Динамику фондоотдачи по каждому заводу и по объединению (индексы переменного, фиксированного состава и структурных сдвигов).
- Влияние на изменение фондоотдачи по объединению в сравнении с базисным периодом.
а) отклонений в фондоотдаче по каждому заводу;
б) увеличения стоимости фондов на обеих заводах.
Задача 3
| Показатели
 | базисный год | отчетный год | 
| Товарная продукция в сопоставимых ценах | 9360 | 9800 | 
| Материальные затраты на производство продукции | 
 6552 | 
 6566 | 
Определить:
- Материалоемкость продукции.
- Экономию материальных ресурсов, обусловленную снижением материалоемкости.
- Абсолютное изменение материальных затрат за счет увеличения товарной продукции.
Задача 4
Население области на начало года составило 900 тыс. чел., 60% которого было в трудоспособном возрасте. 1,5% населения в трудоспособном возрасте было нетрудоспособно. Занято в экономике области 520 тыс. чел., в т.ч. подростков до 16 лет и пенсионеров – 15 тыс. чел.
Определить:
- Коэффициенты трудоспособности всего населения и населения в трудоспособном возрасте.
- Коэффициенты занятости всего населения, населения в трудоспособном возрасте, трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
Задача 5
| Форма торговли | Январь | Апрель | ||
| Цена за 1 кг., р. | Продано, кг. | Цена за 1 кг., р. | Продано, кг. | |
| Государственная Кооперативная Городской рынок | 300 450 
 500 | 0,5 1,5 
 0,8 | 800 1000 
 1500 | 0,65 1,20 
 0,60 | 
Определить:
- Средние цены за каждый месяц.
- Изменение средних цен в абсолютном и относительном выражении.
Задача 6
Численность населения региона составила (в среднем за год тыс. чел.) в базисном периоде 280, в отчетном – 300. Денежные доходы населения (млн р.) – соответственно одежды – 11200 и 27600, обуви – 2408 и 6090.
Определить:
- Потребление в отчетном и базисном периодах одежды и обуви на душу населения;
- Индексы потребления в целом и на душу населения;
- Коэффициент эластичности потребления от дохода.
Задача 7
| 
 
 Возраст населения, лет | Численность населения, тыс. чел. | Число лиц, имеющих высшее образование на 1000 чел. населения | ||
| базисный период | отчетный период | базисный период | отчетный период | |
| 15-24 | 68 | 55 | 513 | 510 | 
| 25-33 | 52 | 50 | 825 | 820 | 
| 35-44 | 67 | 78 | 796 | 803 | 
| 45-54 | 50 | 51 | 723 | 695 | 
| 55-64 | 62 | 60 | 450 | 324 | 
| 65 и более | 41 | 36 | 150 | 145 | 
Определить: Изменение среднего уровня образования:
а) общее;
б) за счет изменения возрастного состава населения;
в) за счет изменения уровня образования в каждой возрастной группе.
Вариант 3
Задача 1
По одному из населенных пунктов имеются данные движения населения за год, чел.:
| Численность населения на начало года в т.ч. женщины в возрасте 15-49 лет | 16760 5480 | 
| Численность населения на конец года в т.ч. женщины в возрасте 15-49 лет | 17200 5700 | 
| В течении года: родилось умерло из них детей до 1 года | 
 340 149 9 | 
Определить:
- Общие коэффициенты естественного движения;
- Специальный коэффициент рождаемости (фертильности);
- Коэффициент младенческой смерти.
Задача 2
| 
 
 Завод | Валовая продукция в сопоставимых ценах, млн. руб. | Среднегодовая стоимость ОПФ, млн.руб. | ||
| базисный период | отчетный период | базисный период | отчетный период | |
| А | 400 | 726 | 200 | 330 | 
| Б | 300 | 364 | 200 | 220 | 
Определить с помощью индексов по каждому заводу и объединению изменение выпуска продукции (тыс.руб.) за счет изменения:
- Фондоотдачи;
- Стоимости основных фондов.
Задача 3
Имеются данные о стоимости оборотных средств предприятия, тыс.руб.
| 
 | базисный год | отчетный год | 
| 1 января | 336 | 384 | 
| 1 апреля | 391 | 451 | 
| 1 июня | 350 | 363 | 
| 1 октября | 400 | 418 | 
| 31 декабря | 368 | 390 | 
Стоимость реализованной продукции в действовавших оптовых ценах в базисном году - 3051 тыс.руб., в отчетном году – 3724тыс.руб.
Проанализируйте:
1.Динамику коэффициента оборачиваемости, коэффициента закрепления и средней продолжительности одного оборота в днях.
- В какой степени изменения среднего остатка оборотных средств в отчетном году по сравнению с базисным обусловлено:
а) увеличение объема производства;
б) изменение оборачиваемости оборотных средств.
Задача 4
Имеются следующие данные по региону (тыс.чел.)
| Среднегодовая численность населения | 286,0 | 
| Численность населения, занятого в экономике | 134,5 | 
| Численность безработных | 5,2 | 
Определить:
- Численность и уровень экономически активного населения.
- Уровень безработицы.
Задача 5
| Товарооборот в ценах соответствующего периода, млн. руб. | |||
| Товары | Базисный период | Отчетный период | Изменение цен, % | 
| Телевизоры | 1500 | 1580 | 12 | 
| Ткани | 300 | 270 | 15 | 
| Часы | 200 | 250 | -11 | 
| Канцтовары | 100 | 85 | 0 | 
Определить:
- Общие индексы цен, стоимости и физического объема товарооборота.
- Общую сумму экономии или дополнительных затрат покупателей за счет изменения цен.
Задача 6
| Показатели | Базисный период | Отчетный период | 
| Средняя численность города, тыс. чел | 280 | 300 | 
| Число семей, тыс. | 80 | 100 | 
| Денежные доходы населения, млн. руб. | 252 | 420 | 
| Потребление за год, тыс. руб. (в сопоставимых ценах): а) обуви б) мебели в) радиотоваров | 
 
 2760 2480 1848 | 
 
 4560 6090 4980 | 
Определить:
- Потребление в отчетном и базисном периодах обуви на душу населения, мебели и радиотоваров на одну семью.
- Индексы потребления.
- Коэффициент эластичности потребления от дохода.
Задача 7
| Показатели | 1980-81 | 1985-86 | 1990-91 | 
| Число общеобразовательных школ, тыс. в т.ч.: в городах и поселках городского типа в сельской местности | 
 74,8 22,2 52,6 | 
 71,7 21,5 50,2 | 
 69,7 21,1 48,6 | 
| Численность учащихся общеобразовательных школ, тыс. чел. в т.ч.,: в городах и поселках городского типа в сельской местности | 
 20216 
 13525 6691 | 
 20152 
 14260 5892 | 
 20851 
 14948 5903 | 
| Численность учителей, тыс. чел. в т.ч. в городах и поселках городского типа в сельской местности | 1135 779 356 | 1218 862 356 | 1460 1047 413 | 
На основе приведенных данных построить и проанализировать социально-экономические нормали за 1980/81 – 1985/86 гг. и за 1985/86 – 1990/91 гг. для:
а) всех школ;
б) городских школ;
в) сельских школ.
Вариант 4
Задача 1
В городе численность населения составила (тыс. чел.): на 1.01.04 – 289; на 1.01.05 – 297. За 2004г. число родившихся составило 6397 чел., число умерших в расчете на 1000 жителей – 7,7 чел. Число женщин в возрасте 15-49 лет – 96 тыс. чел.
Определить:
а) коэффициент естественного прироста населения;
б) коэффициент фертильности (плодовитости).
Задача 2
| 
 Отрасли | Стоимость товарной продукции, млрд руб. | Фондоотдача, руб. | ||
| 1995г. | 1996г. | 1995г. | 1996г. | |
| Тяжелая промышленность | 584,9 | 609,9 | 0,84 | 0,84 | 
| Легкая промышленность | 119,8 | 120,9 | 4,19 | 4,08 | 
Провести анализ динамики и факторов изменения фондоотдачи в целом по промышленности.
Задача 3
| Показатели | базисный период | отчетный период | 
| Выручка от реализации продукции в действовавших ценах | 3240 | 3960 | 
| Средний годовой остаток оборотных средств | 540 | 594 | 
Определить изменение скорости оборота оборотных средств (дней) в отчетном периоде по сравнению с базисным и сумму средств высвобожденных из оборота следствие ускорения оборачиваемости. Сделать выводы.
Задача 4
Численность населения региона за период снизилась на 3%, численность населения в трудоспособность возрасте увеличилась на 0,5%, коэффициент трудоспособности увеличился на 1,2%. Определить как изменяется за период численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и коэффициент трудоспособности населения трудоспособного возраста.
Задача 5
Данные по заводу за отчетный период:
| Показатели | тыс. руб. | 
| Плановая себестоимость всей товарной продукции по плану Себестоимость всей фактически выпущенной товарной продукции: а) по плановой себестоимости отчетного года б) по фактической себестоимости, в ценах, действующих в отчетном году | 58690 
 
 59072 
 58775 | 
| Товарная продукция в оптовых ценах предприятия: а) по плану б) фактически в ценах, принятых в плане в) фактически в ценах, действующих в отчетном году | 
 77720 78468 78535 | 
Определить:
- Затраты на рубль товарной продукции по плану:
а) для запланированного объема и ассортимента продукции;
б) по плану в пересчете на фактически выпущенный объем и ассортимент.
- Затраты на рубль фактически выпущенной продукции:
а) в действующих оптовых ценах;
б) в оптовых ценах, принятых в плане.
- Индекс соотношения фактически и плановых затрат на рубль товарной продукции.
- Индекс изменения фактической себестоимости товарной продукции по сравнению с плановой.
Задача 6
Среднесписочная численность рабочих на предприятии составила за год 15300 чел. Установленная средняя продолжительность рабочего дня - 6,8 часа. Число рабочих дней в году - 305. Фактически отработано каждым работником 265 дней. Очередные отпуска составили 18 дней на одного рабочего. Неявки в связи с выполнением государственных обязанностей и по причинам, предусмотренным законом, - 14 днях, неявки с разрешения администрации - 3 дня, неявки по прочим причинам и целодневные простои - 3 дня.
Постройте баланс рабочего времени в человеко-часах и сделайте анализ.
Вариант 5
Задача 1
| Возрастные группы, лет | 15-19 | 20-24 | 25-29 | 30-34 | 35-39 | 40-44 | 45-49 | 
| Число женщин, тыс.чел. | 340,0 | 226,0 | 150,0 | 122,0 | 208,0 | 164,0 | 144,1 | 
| Коэффициент фертильности, % | 24,0 | 218,0 | 230,5 | 174,0 | 128,0 | 44,5 | 7,0 | 
Доля мальчиков среди новорожденных 0,512, вероятность умереть в течение первого года жизни для них составляет 0,0523. Сколько мальчиков переживут первый год жизни?
Задача 2
| Стоимость основных фондов на начало года, млн. руб. | 18500 | 
| Поступило основных фондом, млн., руб.: 1 марта 1 сентября | 
 120 510 | 
| Выбыло основных фондов, млн. руб.: 1 июля 1 ноября | 
 20 150 | 
| Объем выпущенной продукции за год, млн., руб. | 20600 | 
Определить:
- Среднегодовую стоимость основных фондов;
- Показатели использования основных фондов;
- Коэффициент обновления и выбывания.
Задача 3
В 1994 году материалоемкость продукции на предприятии составила 0,67 руб. на 1 руб. товарной продукции. В 1995 году объем товарной продукции предприятия увеличился на 9,5% по сравнению с 1994 г. и составил 25200 тыс. руб., при этом общая сумма материальных затрат возросла на 7,2%.
Определить в какой степени абсолютное и относительное изменение объема материальных затрат обусловлено:
а) снижение материалоемкости продукции;
б) увеличение объема производства.
Задача 4
Имеются следующие данные по России:
| Показатели, единицы измерения | Периоды | |
| Базисный | Отчетный | |
| Среднегодовая численность населения, тыс., чел. | 
 
 148500 | 
 
 148300 | 
| Всего занято в экономике, тыс. чел. в т.ч.: на государственных и муниципальных предприятиях и организациях в частном секторе в общественных организациях на совместных предприятиях на предприятиях и организациях смешанной формы собственности | 
 75286 
 
 
 
 62186 9411 602 
 74 
 
 
 
 3012 | 
 68489 
 
 
 
 30615 22601 479 
 275 
 
 
 
 14520 | 
| Численность безработных, тыс. чел. | 
 
 2764 | 
 
 5478 | 
Определить за каждый период:
- уровень безработицы;
- численность и уровень экономически активного населения;
- показатели структуры населения по сферам занятости.
Проанализировать динамику приведенных и исчисленных показателей.
Задача 5
| 
 Товары | Продано, тыс. единиц | Цена за единицу, руб. | ||
| базисный период | отчетный период | базисный период | отчетный период | |
| Молоко, л | 15,3 | 25,7 | 3 | 3 | 
| Сметана, кг | 5,0 | 8,1 | 12,5 | 12,4 | 
| Картофель, кг | 360,0 | 420,6 | 2,5 | 3,3 | 
Определить:
- Индивидуальные индексы цен и физического объема реализации.
Общие индексы цен и товарооборота.
- Сумму экономии или дополнительных затрат покупателей за счет изменения цен на каждый товар в отдельности и в целом на все товары.
Задача 6
| Показатели | Базисный год | Отчетный год | 
| Среднегодовая численность населения, тыс. чел. | 
 
 1098 | 
 
 1322 | 
| Потребление за год: Мясо и мясопродуктов, тыс.т. Сахара, тыс.т. Хлебопродуктов Тканей, млн. м2 | 43,9 
 30,7 103,2 180,1 28,5 | 54,2 
 44,9 132,2 206,2 35,7 | 
Норма потребления на душу населения в год: мясопродуктов – 78 кг, сахара – 40 кг, хлебопродуктов – 110 кг, тканей - 50 м2.
Определить:
- Размеры душевого потребления за каждый год;
- Индексы душевого потребления;
- Коэффициент удовлетворения потребностей и их темпы роста.
Задача 7
| Показатели (тыс) | 1995-96 | 1996-97 | 1997-98 | 
| Численность учителей в т.ч.: В дневных общеобразовательных школах В вечерних общеобразовательных школах | 1460 1423 37 | 1516 1472 44 | 1611 1574 37 | 
| Число общеобразовательных школ в т.ч.: Дневные вечерние | 69,7 67,6 2,1 | 69,9 67,9 2,0 | 70,2 68,3 1,9 | 
| Численность учащихся общеобразовательных школ В дневных школах В вечерних школах | 20851 
 20328 523 | 20936 
 20427 509 | 20990 
 20503 487 | 
На основе приведенных данных построить и проанализировать социально-экономические нормали за 1990/91г. – 1991/92г. и за 1991/92г. – 1992/93г. для:
а) всех школ;
б) дневных школ;
в) вечерних школ.
Методические указания к решению отдельных задач
- Задача №1 всех вариантов составлена по теме «Статистика населения».
Общие коэффициенты естественного движения населения:
1) коэффициент рождаемости n=, где
N - число родившихся;
– средняя численность населения.
2) Коэффициент смертности: , где
M – число умерших.
3) Коэффициент естественного прироста:
ke.n. = n-m =,
Специальные коэффициенты естественного движения:
1) коэффициент фертильности
n15 - 49 =, где
средняя численность женщин в возрасте от 15 до 49 лет
S15-49
2) коэффициент младенческой смертности может быть рассчитан несколькими способами:
m0 =,
m0 =,
M0 – число детей умерших до 1года
N - число родившихся в данном году;
N0 - число родившихся в предыдущем периоде;
N1 – число родившихся в текущем периоде.
Для определения численности населения на перспективу используется метод возрастной передвижки.
Задача №2 составлена на тему «Статистика основных фондов»
При решении задач по этой теме следует изучить вопрос о классификации основных фондов, о видах оценки и разобраться в экономическом смысле и в методологии исчисления показателей, характеризующих состояние, движение, использование основных фондов.
Для исчисления коэффициентов годности и износа на конец года предварительно нужно:
- рассчитать среднегодовую стоимость основных фондов;
- рассчитать сумму износа основных фондов за год (амортизационные отчисления):
, где
- среднегодовая стоимость основных фондов,
Nа - норма амортизации, %;
3) сумму износа основных фондов на конец года определить следующим образом: к сумме износа на начало года прибавить износ за год и вычесть износ выбывших фондов.
Чтобы определить, насколько эффективно используются основные фонды, рассчитывается показатель фондоотдачи:
Фот = , где
Q – объем выпущенной продукции в денежном выражении.
Фондоотдача показывает, сколько продукции (в стоимостных единицах) получают с одного рубля вложенных основных средств.
Фондоотдача может быть рассчитана через фондовооруженность и производительность труда,
Фондовооруженность: Фв = ,
где Ч - численность работающих.
Для изучения динамики и факторов изменения средней фондоотдачи по группе предприятий рассчитывается следующая система индексов:
-индекс переменного состава: Jпс = , где
Фоm1, Фоm0 – фондоотдача на отдельном предприятии соответственно в отчетном и базисном периодах;
d1, d0 – доля стоимости основных фондов одного предприятия в общей стоимости основных фондов соответственно в отчетном и базисном периодах;
-индекс фиксированного состава: Jфс = ;
-индекс структуры: Jсmр=.
Изменение выпуска продукции за счет изменения фондоотдачи рассчитывается по следующей формуле:.
Изменение выпуска продукции за счет изменения стоимости основных фондов:
.
Задача №3 составлена на тему «Статистика оборотных фондов»
При решении задач по этой теме необходимо усвоить понятие оборотных фондов, разобраться в экономическом смысле показателей, характеризующих использование оборотных фондов, внимательно подойти к расчету средней величины запасов.
Для решения задачи №4 необходимо изучить тему «Статистика трудоустройства и занятости населения», усвоить следующие понятия и показатели.
Экономически активное население – часть населения, обеспечивающая приложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Его численность включает численность занятых и безработных.
Уровень экономически активного населения – это доля численности экономически активного населения в общей численности населения.
Занятое население – население, имеющее, независимо от возраста, занятие, приносящее доход, а также лица, выполняющие работу без оплаты на семейном предприятии.
Коэффициент занятости населения:
,
Где Sзн – численность занятого населения;
Sвв – численность всего населения.
Коэффициент занятости населения в трудоспособном возрасте:
Безработица (по методологии международной организации труда) – лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались поиском работы, были готовы приступить к работе.
Коэффициент (уровень безработицы):
,
где SБР - численность безработных,
SЗН - численность занятых.
Естественное пополнение трудовых ресурсов происходит за счет численности лиц, достигающих 16 лет, и увеличения числа работающих пенсионеров и подростков.
Естественное выбытие определяется числом лиц, достигших пенсионного возраста и не оставшихся работать, числом лиц в трудоспособном возрасте, которые умерли или перешли на инвалидность, а также числом переставших работать пенсионеров и подростков.
Коэффициент трудоспособности всего населения:
,
где SТТВ - численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте,
SВВ - численность населения всех возрастов.
Коэффициент населения трудоспособного возраста:
,
где SТВ - численность населения трудоспособного возраста.
Задача №5 составлена на тему «Статистика цен». При решении задач по этой теме необходимо обратить внимание на выбор формулы для расчета средней цены. Если известен объем продаж в натуральном выражении или в стоимостных единицах, то используются формулы средней арифметической и средней геометрической взвешенной:
,
Где:
Р- цена;
g - количество данного товара.
Для изучения динамики и соотношения уровня цен используются индексы цен, которые могут исчисляться по отдельным видам товаров и услуг (индивидуальные индексы) и по их совокупности (общие).
Индивидуальный индекс цен:
Iр= , где
p1 - цены в отчетном периоде;
p0 – цена товара в базисном периоде.
Jр=
Разница между числителем и знаменателем этого индекса покажет сумму экономии или дополнительно привлеченных затрат покупателей за счет изменения цен.
Индекс товарооборота:
Jt=
Разница между числителем и знаменателем этого индекса покажет изменение затрат покупателей в отчетном периоде по сравнению с базисным.
При изучении изменения цен товарных групп применяется индекс средних цен:
Jt=
Задача №6 составлена на тему «Статистика уровня жизни и потребления населения».
Уровень жизни населения отражает степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.
Уровень жизни во многом определяется доходами населения.
Личные доходы населения – все виды денежных и натуральных доходов, полученных трудящимся в виде вознаграждений за работу по найму, от личного подсобного хозяйства, доходы, полученные от индивидуальной трудовой деятельности и т.д.
Совокупные доходы населения определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления.
Перечисленные показатели, рассчитанные в ценах текущего периода называются номинальными.
Реальное значение показателей дохода приобретается, если номинальные доходы корректируются на изменение цен.
Реальные общие (совокупные доходы) (РОД):
.
Где:
СД – совокупные доходы;
Jnc – индекс покупательной способности рубля.
Jnc= ;
Реальные личные доходы населения (РЛД):
РЛД = ЛД х Jnc
Для характеристики динамики этих показателей строятся соответствующие индексы.
Для ранжирования регионов по уровню жизни необходимо:
1.Упорядочить регионы по каждому показателю от 1 до (- продолжительность жизни). Для показателей – дестимулянт (например, коэффициент смертности) порядок ранжирования обратный, т.е. на первое месте будет страна, для которой показатель – дестимулянта имеет наименьшее значение.
- Определить средний ранг по всем показателям:
;
Где:
Rtj - ранг i-той страны по j- той показателю
m – число показателей.
Потребление на душу населения:
;
Где: П – объем потребленных товаров и услуг;
- среднегодовая численность населения
Коэффициент удовлетворения потребностей
kу=
gф; gн – фактический и нормативный уровень потребления в среднем на душу населения
Индекс среднедушевого потребления товара:
ig= или ig =
- cсреднедушевое потребление товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах/
Эластичность потребления – мера реагирования потребления на изменение цен или дохода.
Коэффициент эластичности потребления:
где: у; х – начальные потребление и доход соответственно
∆у; ∆ х - их изменение за период.
Этот коэффициент показывает на сколько процентов в среднем изменяется величина потребления с изменением величины доходов на 1%.
Для решения задачи №7 необходимо изучить тему «Статистика социальной сферы». Прежде чем приступить к решению задач по этой теме, необходимо усвоить понятие социальной сферы и классификацию отраслей сходящих в эту сферу.
Для анализа различий в уровне образования в двух периодах (или в двух регионах) используются следующие системы индексов:
Индекс переменного состава:
Где: е- уровень образования в какой-то группе;
d - доля этой группы в общей численности населения.
Индекс фиксированного состава:
Показывает изменение среднего уровня образования населения при неизменной возрастной структуры населения
Индекс структуры:
показывает изменение среднего уровня образования за счет изменения возрастного состава населения.
Социально-экономическая нормаль – теоретически обоснованное соотношение изменения показателей, исходя из предложения об обеспечении качества обучения.
Например, для школьного образования в целом социально-экономическая нормаль имеет вид:
Jp ≥Ja ≥Jв ≥Jy ≥Jd
Где:
Jp – индекс текущих расходов общеобразовательных школ;
Ja - индекс числа общеобразовательных школ;
Jв - индекс численности учителей;
Jy - индекс численности учащихся;
Jd - индекс численности детей и подростков 6-17 лет.
Методические указания по повышению контрольной работы
Цель контрольной работы – закрепление и проверка знаний, полученных студентами в процессе учебного материала, а также выявления их умения применять на практике методы социально-экономической статистики.
Студент должен выполнить в установленный срок одну контрольную работу, состоящую из семи задач. Выбор варианта зависит от начальной буквы фамилии студента.
| Начальная буква фамилии студента | Номер варианта задания | 
| А, К, Л, Р, Х, Э | I | 
| Б, И, М, С, Ц | II | 
| В, З, Н, Т, Ч | III | 
| Г, Ж, О, У, Ш, Я | IV | 
| Д, Е, П, Ф, Щ, Ю | V | 
Выполнение контрольной работы не своего варианта не засчитывается.
Контрольную работу необходимо выполнить и представить в срок, установленный учебным графиком, но не позднее, чем за неделю до экзамена.
Контрольная работа должна выполняться в той последовательности, в которой указаны номера задач.
Работа должна быть оформлена аккуратно, написана разборчиво, чисто, без помарок, зачеркиваний. Запрещается сокращать слова. Работа должна быть выполнена в тетради либо на сброшюрованных листах. Титульный лист оформляется, как показано на следующей странице.
Номер варианта обозначается на титульном листе и дублируется перед условием задачи №1. Контрольная работа, в которой не обозначен вариант, к проверке не принимается.
Каждая задача должна начинаться с нового листа. Перед решением необходимо полностью привести условие задачи. После решения каждой задачи необходимо оставить чистый лист (для дополнений и исправлений).
Решение задач следует сопровождать необходимыми формулами, развернутыми расчетами, краткими пояснениями. Исчисленные показатели должны содержать единицы изменения. Основные результаты должны быть проанализированы. Задача будет считаться нерешенной, если в ней приведены только ответы без расчетов и выводов.
При использовании статистических формул следует применять общепринятую символику и объяснять смысл символов.
Вычисление индексов и долей необходимо производить с точностью до 0,001, процентов, средних и абсолютных величин – до 0,1.
В конце работы надо привести перечень использованной литературы.
Если в проверенной работе сделаны замечания, студент обязан, не переписывая работу, внести необходимые дополнения и изменения.
Переработанную, с исправлениями и дополнениями работу студент должен представить экзаменатору.
Студенты, не получившие зачета по письменным работам, предусмотренным учебным планом, к экзамену не допускаются.
