За всё, чему ты нас учила, спасибо, Азбука, тебе!

Цель урока: формировать интерес к урокам чтения, развивать мыслительные операции, речь,  творческие способности учащихся, воспитывать умение работать в группе и слушать своего одноклассника.

Оборудование: карточки с буквами, мультимедийная установка, карточки с поговорками.

Ход праздника.

1. Молитва «Царю Небесный…» перед началом праздника.

Под звуки музыки заставки программы «АБВГДейка» первоклассники выстраиваются по классам.

Ученик А: Мы собрали пап и мам, но не для потехи.

Мы сегодня рапортуем о своих успехах.

Ученик Б: Мы в нарядах нынче новых,  и у всех счастливый вид,

Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит.

Ученик В: Разбудите меня ночью в самой серединочке-

Расскажу вам алфавит без одной запиночки.

Ученик Г: Буквы гласные мы любим, и всё больше с каждый днём

Мы не просто их читаем, эти буквы мы поём.

Ученик Д: Тыщу слов в минуту нынче как машина, я строчу.

 Я любую книжку вашу одним махом проглочу.

Ученик Е:Над  страной весенним утром занялась заря,

Сегодня праздник- светлый праздник Азбуки иль Букваря.

(За окном стоит февраль, снег в воздухе кружится.

А нам сегодня предстоит с азбукой проститься.)

Ученик Ё:Нас научила азбука читать, слова на слоги разделять.

Открыла тайны книги, к ней мы все привыкли.

Ученик Ж: Мы простимся с азбукой, и рукой помашем,

И спасибо много раз дружно хором скажем.

Дети говорят «спасибо».

Ведущий: Дети, давайте пригласим Азбуку в гости.

Азбука: Вот и я, мои друзья, я вам рада очень,

Слышать добрые слова кто же не захочет.

Ведущий: Уважаемая Азбука, принимай парад от А до Я.

Азбука: Есть принимать парад. А ну-ка,  буквы, встаньте в ряд,  

Я командир, вы- мой отряд.  Гласные!

Дети: Здесь.

Азбука: Согласные!

Дети: Здесь.

Азбука: Буквы, которые не обозначают звуков!

Дети: Здесь.

Ведущий:Кажется, все в сборе. Мы рады приветствовать всех сегодня на нашем празднике, самих виновников торжества и их родителей и всех гостей. Ведь совсем недавно, 1 сентября, многие из вас, первоклассников, держась за руку родителей, перешагнули порог нашей гимназии, а сегодня вы уже прощаетесь с Азбукой. Вы такие большие уже, многое знаете…

Ученик З: И зачем было идти? Я читаю лет с пяти.

Нужен этот первый класс? Ухожу домой сейчас.

Попрошу купить компьютер.  Буду целый день играть.

В Интернете пропадать.

Азбука: Подожди не торопись, Лучше к школе приглядись.

А уйти всегда успеешь и включиться в Интернет.

Грамотою не владеешь? Подключаться толку нет. Насмешишь ты целый свет.

Ученик З: Как же так? Ведь я читаю, цифры знаю, буквы знаю.

Азбука: (показывает на букву р). Эту тоже?

Ученик З: Ну а как же? Скажет каждый во дворе- перед нами буква «рэ»!

Ученик Р: Я не «рэ», не «рэ», не «рэ», хоть пишусь я во дворе.

Ты меня найдёшь в горах, тундре, речке, берегах.

Рокочу я громким громом, и реву звериным рёвом-

Вот тигриным, например. Моё имя буква «эр».

Ученик З: Извините, я нее знала, но я правильно читала.

Много поняла сейчас, и пойду учиться в класс.

Многое узнаю, книги почитаю.

Азбука: За ребят я очень рада, вижу: учатся всему.

Счёту, грамоте, письму, хоть малы ещё на вид,

Знают русский алфавит. Сколько их?

Дети: (хором) 33.

Азбука: Тогда вам, дети, первое трудное испытание, ну- ка, буквы, встали по алфавиту. Дети выстраиваются по алфавиту, зрители могут помогать.

Ученики: Мы буквы, собрались мы вместе,

У нас у всех красивый вид,

Каждая из нас на месте,

А все мы вместе АЛФАВИТ.

Каждый ребёнок рассказывает небольшое стихотворение о своей букве из православной азбуки.

А – Ангел-хранитель тебя охраняет, все твои мысли он тайные знает,

Вместе с тобой веселится удаче, а согрешишь - он страдает и плачет.

Б - Божья коровка узнала дорогу и полетела к Предвечному Богу.

Хочешь узнать, где живёт добрый Бог? Так попроси, чтобы Бог в  том помог.

В - Волхвы с востока пришли в Вифлеем, звезда довела их до каменных стен.

Волхвы в Вифлеем пришли неспроста, а  с тем, чтоб прославить Иисуса Христа.

Г - Голубь с неба вдруг спустился  тотчас, как Христос крестился.

Голубь этот непростой, голубь этот – Дух Святой.

Д - Дева  Мария родила младенца. Бьётся в груди Его доброе сердце,  

Дышат любовью Младенца уста. Дева Мария родила Христа.

Е - В России, в Африке и в Англии читают с радостью Евангелие.

Что лучше книжки нет на свете – об этом знать должны все дети.

А тем, кто любит Слово Божье, Господь всегда во всём поможет.

Ё - Ёлочка на Рождество - для детишек торжество.

А на ёлочке игрушки: домик, шарики, хлопушки…

И колядок слышно пение в день Иисусова Рожденья.

Ж - Жук испугался – в норке темно, жутко ему опускаться на дно.

И вылез наш жук, увидал белый свет…

При свете таком у жука страха нет.

З - Землю сотворил Господь, а затем живую плоть-

Рыбок, птиц, животных разных… Сотворил Бог мир прекрасным.

И – Войдёшь в Божий храм - увидишь иконы,

В них лики святых добры и спокойны.

Легче молиться и в храме,  и дома, 

Когда пред тобою святая икона.

К - Всем ребятам при Крещении крестик надевал священник.

Если он с тобой всегда, не страшна тебе беда.

Л - Любить учись, как бог учил. Бог людям Заповедь вручил-

Ничто важней не может быть, чем Бога и людей любить.

М – Много молитва мамина может - силы твои она приумножит.

Радость придёт и мир воцарится, если ты с мамой будешь молиться.

Н - Бог с неба священные воды излил – народ нераскаянный в них потопил.

А Ной на ковчеге был Богом спасён за то, что неправды не было в нём.

О - Обида. Вот увидишь, вот увидишь, если ты меня обидишь,

Я не буду обижаться, драться или обзываться.

Всё тебе, мой друг, прощу, шоколадкой угощу.

Ну а после угощения попроси и ты прощения.

П – Говорят, что строгий пост замедляет детский рост.

А я, братцы, на посту, посмотрите как расту.

Р - Буква Р – на мачте парус вдаль плывёт, небес касаясь.

Буква Р нужна в словах: Христос, Россия, храм, размах.

С - Зажигают свечечки мальчики и девочки. Ставят их перед иконами с уважением, с поклонами. И молитвы всех ребят словно свечечки горят.

Т - Бог Отец, Христос Спаситель, Дух Святой наш Утешитель,

Три божественных лица, Пресвятая Троица.

У - Улитка дом имеет свой, его всегда берёт с собой.

У мышки в норке домик есть. Удод в дупле поспит, поест,

А у Христа Спасителя – небесные обители.

Ф - Фома не верил, что Иисус воскрес от страшных смертных уз,

Но предложил Господь Фоме: « Фома, притронься же ко Мне».

От горьких утираясь слёз, Фома воскликнул: « Ты Христос».

Х – Вхожу я тихо с мамой в храм, нисколько не шалю.

Пусть Боженька увидит сам, как я его люблю.

Ц - Церковь – место для молитвы, двери в ней для всех открыты.

Краше, радостней, светлей православных нет церквей!

Ч - Чудесный мир был создан Богом, и в нём чудесного так много,

Но всех чудесней  из века в век был создан Богом человек.

Ш – В школу эту каждый день вместе нам шагать не лень.

Школа, где всем интересно, называется воскресной.

Щ - Каким бы ни был крепким щит, он может быть всегда разбит.

Но веры щит прочней всего, всегда с собой носи его.

ЬЪ - Знаки разные бывают: мягкий знак собой смягчает.

Твёрдый знак намного строже, и слова звучат с ним твёрже.

Э - Эхо слышно далеко: « Эхо, эхо, хо-хо-хо…».

Любит и от смеха посмеяться эхо.

Ю – Юный друг, не бойся вьюг, пусть трещит мороз,

Ты спасён. Коль рядом Друг- Иисус Христос.

Я - Яблоко сорвали с дерева непослушные Адам и Ева.

Если бы они не согрешили, до сих пор бы с нами жили.

Чтобы никогда не умереть, нужно быть послушным впредь.

Азбука: Какие замечательные слова вы сказали про  каждую букву, я рада за вас.

Сначала я задам вопрос: а вы за тем, над ним всерьёз

Подумав, одно из двух- «да» или  «нет» ответив вслух.

Коль вы находчивы, то сполна поможет рифма, но она

Настолько хитрая у нас, что может с толку сбить подчас.

Терять не стоит время нам, играй, и всё увидишь сам.

Скажи, приветствуя   рассвет, поёт ли сом усатый? (нет)

А, рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать? (да)

Верблюд способен- дай ответ- идти три дня без пищи? (да)

А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (нет)

А крокодил собрать букет из белых лилий может? (нет)

Неужто пятятся всегда, передвигаясь, раки? (да)

Бегут по рельсам поезда, они имеют ноги? (нет)

Ну, а любимая еда у волка мёд и груши? (нет)

Ответь, а может борода цвести в саду зимою? (нет)

В конце спросить пришла пора, вам понравилась игра? (да)

Азбука: Ну-ка, выходите буквы А, Я, О, В, С, Н, К. Попробуйте сложить слово:

Зрители и дети складывают слово.

А вы знаете какая история произошла с этим словом однажды?

Ребята старшего класса разыгрывают сценку.

-А у меня дома овсянка.

-Подумаешь, у меня тоже дома овсянка.

-Как я люблю овсянку.

-И я люблю.

-Она жёлтая, красивая такая.

-И вкусная, особенно с молоком.

-Как это- вкусная? Как это- с молоком?

-Да так! А ещё хороша овсянка с маслом или сахарным песком.

-Да ты про что говоришь?

-Как это- про что? Про овсянку. А ты про что?

-И я про овсянку.

-Ты про какую овсянку?

-Про обыкновенную, про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

-Каша песни пела?

-Не каша. А птица.

-Овсянка, не слыхал такую.

-Ну тогда пошли ко мне, мою овсянку слушать, мы её голос на диск записали.

-Пошли, а потом ко мне, мою овсянку кушать.

Ведущий: Видите, как история может произойти, если люди не понимают друг друга. А мы сейчас попробуем понять друг друга. Я называю фамилии детей, они выходят и встают перед зрителями, а все угадывают, какие слова они хотели вам сказать.

(Гусельцева Даша, Кузьмина Аня, Гусарова Лиза, Белова Вероника, Акулова Катя)

(Ентальцев Дима, Ерина Даша, Задорина Катя, Жукова Ира, Ерина Даша, Парфентьев Коля, Зайцева Маша, Чуракова Аня)

(Ентальцев Дима, Ерина Даша, Колесникова Арина, Гусарова Лиза, Зайцева Маша, Воронина Глаша, Акулова Катя)

КНИГА, МУДРОСТЬ, МОЛИТВА.

Ведущий: Вот какие замечательные слова у нас получились. А хотите узнать, как раньше писали буквы?

Ученик: Помолившись Богу поутру, наклонился над листом святой,

Буквы подносил к его перу лучезарный ангел золотой,

И ложилась букв славянских вязь, и строка бежала за строкой

Книгою великой становясь, посланной Всевышнею рукой.

И казалось, блеск небесных звёзд эта книга бережно хранит.

И, казалось, сам Иисус Христос по-славянски с нами говорит.

Ведущий: Да и школы в то время были не такими, как сейчас.

Ученик:   В старину учились дети - их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете и твердили буквы так.

А да Б – как аз да буки, В - как веди, Г- глаголь,

Узнавали так науки: запоминай, читай, не спорь,

Лишь учи, тверди и в срок отвечай точно урок.   

Ведущий: Как трудно было учиться раньше, и как хорошо и интересно сейчас ученикам в школах. Я думаю, что все наши первоклассники без труда справятся   с новым заданием. Игра называется: найди пару. Вам нужно найти продолжение  поговорки.

Детям 1А и 1Б выдаются вперемешку начала и окончания известных поговорок , они должны найти пары -начало и конец.    

Поздно встанешь                           как на крыльях летаешь

Книгу читаешь                               того люди чтут

Ученье и труд                               тот много знает.

Кто любит труд                              всё перетрут

С книгой поведёшься                    мало узнаешь

Кто много читает                            ума наберёшься

Ведущий: Вот видите, как они быстро справились с таким сложным заданием. Тогда у меня есть сложнее задание. Загадки.

Новый дом несу в руке, дверцы дома на замке, 

А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель)

Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами терпеливым языком. (Книга)

Стоит высокий светлый дом, ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают, рисуют и читают,

Сюда хожу я каждый день, испытывая радость,

Ведь этот дом, просторный дом и есть моя…(Гимназия).

То я в клетку, то  в линейку, написать по мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать, что такое я…(Тетрадь).

Пишет он, когда диктуют, он и чертит и рисует,

А сегодня вечерком он раскрасит мне альбом. ( Карандаш).

Кулик не велик, а ребятам велит, то сядь, да учись, то встань, разойдись. (Звонок).

 

Ученица:    Мне теперь не до игрушек, я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки и братишке подарю,

Деревянную посуду я пока дарить не буду,

Заяц нужен мне самой, ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком, куклу жалко отдавать,

Он отдаст её мальчишкам, или бросит под кровать.

Паровоз отдать  братишке, он плохой, без колеса,

И потом, мне нужно тоже поиграть хоть полчаса.

Мне теперь не до игрушек, я учусь по букварю,

Но я, кажется, братишке ничего не подарю.

Ученица:   Я спрятала кукол, играть не хочу,

Мне некогда очень, я буквы учу,

Из них я сама составляю слова,

Сама прочитала, дрова и трава,

Дрова во дворе, а трава на лугу

Теперь как большая, читать я могу.

Азбука: А знаете ли вы, когда на Руси был напечатан первый букварь?  Нет? Тогда я вам расскажу.

Первый букварь на Руси был составлен и напечатан в 1574 году. Название книга получила от двух первых букв «аз» и «буки». Отсюда и пословица пошла: «Сначала аз да буки, а потом и все науки».

Ученики:

Ежедневно по утрам заниматься нужно нам.

Мы с доски не сводим глаз, а учитель учит нас.

Мы знаем буквы, знаем слоги, умеем говорить, считать,

И постепенно, понемногу мы научились все читать.

Под российским небосводом  книгу любят и хранят,

Пусть же крепнет с каждым годом дружба книги и ребят.

Ведущий: Ребята, вы уже умеете читать книжки, а вы их читаете так, как герой нашей истории? Давайте узнаем.

Ученик:  Коля книги не читал- он попросту глотал,

За едой и перед сном, в лодке с поднятым веслом.

На уроках, и в саду, лёжа, стоя, на ходу.

За обедом проглотил он «Гулливера» с «Буратино».

Брал он с вешалки пальто- закусил стихом Барто.

А в аптеку шёл пока, скушал томик Маршака.

Не заметил, как с арбузом скушал «Робинзона Крузо».

Наконец, собравшись спать, взял «Хоттабыча» в кровать.

У него спросили в школе: -Что прочёл сегодня, Коля?

И ответил Коля так: -Написал роман Маршак,

Как отважный Робинзон сел в отцепленный вагон

И поехал к лилипутам, был верёвками опутан,

Но его от смерти спас добрый папа Карабас…

Дружный смех раздался в школе, отчего –не понял Коля.

Знает кто-нибудь из вас- почему смеялся класс?

Ведущий: Так почему же смеялся класс? (Выслушать ответы одного или нескольких детей)

Надеюсь, вы будете хорошими читателями.

Ученик: Буквы, слоги и загадки в доброй Азбуке живут,

По ступенькам постепенно в царство сказок нас ведут.

Мы теперь читаем сами, знаем слоги и слова,

Скажем Азбуке спасибо- расставаться нам пора.

Нам она свои страницы открывала, обучая, развлекая, веселя,

Нужных знаний нам дала немало, и теперь мы лучшие друзья.

Мы хотим сказать тебе спасибо, мы тебя за всё благодарим.

Говорим тебе мы до свиданья, здравствуй- новой книге говорим.

Ведущий:  А где можно взять и почитать интересную книгу?

(ответы детей)

А кто у нас хозяйка всех книг в гимназии?

Давайте пригласим на праздник Ирину Юрьевну.

Ирина Юрьевна:

Азбука: Позади нелёгкий труд слогового чтения,

Вам сегодня выдают удостоверения.

В том, что азбуку прочли, полный курс наук прошли,

И теперь без передышки вы прочтёте любые книжки.

Ведущий:   Всем спасибо за внимание

За задор и звонкий смех!

За азарт соревнования, обеспечивший успех!

Вот настал момент прощания,

Будет краткой моя речь

Говорим мы: « До свидания, до счастливых новых встреч!»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top