Цели: подвести итог изучению «Моей любимой Азбуки», развивать интерес к изучению русского языка, развивать творческие способности, воспитывать уважительное отношение к истории развития письменности на Руси, истории родного государства.

Форма проведения: инсценировка-путешествие по городам царства Грамматики.

Действующие лица: Букварь, фонетика, орфография, синтаксис, морфология, сказочные персонажи, ученики – 21 человек.

Содержание сценария

Учитель

 Сегодня у первоклассников праздник «Прощание с Азбукой». На праздник приглашены гости: любимые родители, уважаемые учителя и все наши друзья. Первоклассники только начинают свой путь по Грамотееву Царству, в котором много княжеств (карта), но наши друзья нам помогают всегда.

Итак, праздник начинается с молитвы.

Ученик: Даже маленький ребенок, научившийся читать,

Только выйдет пеленок, просит книжку показать.

Книжку всем понятную, умную, занятную,

Эта книжка не простая, азбука моя родная,

Прочитал ее я сам, всю, с начала до конца.

Бог мне в этом помогал, чтобы я не уставал,

Букварь я свой учил, учил и на праздник пригласил.

Букварь: Здравствуйте. Ребята, вы знаете кто я?

Учились все по мне и встарь,

Я – книга школьная Букварь,

Рисунки, буквы, точки,

Коротенькие строчки.

Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать

Про горы и долины,

Про реки, звезды и моря –

Не обойдетесь без меня.

А вы знаете сколько мне лет? Почти 400.

Очень давно наши предки славяне не имели письменности. Они письма рисовали. В 863году болгарские братья  создали славянский алфавит, перевели на славянский язык много греческих книг, помогли славянам научиться читать и писать. Братья причислены к лику Святых. Вы можете назвать имена этих почитаемых славянами Святых? ( Кирилл и Мефодий). Первые книги приходилось долго писать, выводить вязь каждой буквы старательно. Эту работу выполняли монахи.

Ученик: Помолившись Богу поутру, наклонился над листом святой,

Буквы подносил к его перу лучезарный ангел золотой,

И ложилась букв славянских вязь, и строка бежала за строкой

Книгою великой становясь, посланной Всевышнею рукой.

И казалось, блеск небесных звезд эта книга бережно хранит.

И казалось, сам Иисус Христос по-славянски с нами говорит.

И школы в старину были не такими, как сейчас.

Ученик:В старину учились дети – их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете и твердили буквы так:

А да Б-как аз да буки, В-как веди, Г-глаголь,

Узнавали так науки: запоминай, читай, не спорь,

Лишь учи, тверди и в срок отвечай точно урок.  

А вы знаете кто первым напечатал книгу? ( Иван Федоров). Молодцы, хорошие получатся из вас знатоки русского языка.

Ученик

Бегал в садике давно-ли

Он за мыльным пузырем!

А теперь Сережа в школе

Нынче встреча с Букварем!

Со стены, где спозаранок

Скачет зайчик золотой,

Смотрят ласково из рамок

Ломоносов и Толстой

Смотрят прямо на Сережу

Мудрым взором говоря,

Что они когда-то тоже

Начинали с Букваря.

Ученица

Да, еще великий русский ученый М.В.Ломоносов говорил:

«Науки юношей питают.

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут».

 

Ученик

Мне учиться очень нравится,

Отвечать я не боюсь.

Я могу с задачей справится,

Потому что не ленюсь.

Мне теперь не до игрушек:

Я учусь по Букварю,

Соберу свои игрушки

И детсаду подарю.

(Отдает игрушку учителю).

Ученица

Я бросила куклу

Играть не хочу.

Мне некогда очень,

Я буквы учу.

Из них я сама

Составлю слова.

Из них написала я:

«Мама моя».

 

Учитель: Итак путешествие продолжается. Букварь погости у нас. Сейчас все приглашаются в княжество Звуков и Букв. Как зовут Княгиню? ( Фонетика).

Княгиня Фонетика и ее свита.

Графиня Фонетика: Здравствуйте, ребята. У меня большое графство и много подданных. Хочу рассказать вам одну историю, которая произошла очень давно с моими любимыми детками: Букварь с.39 А.Шибаев « Всегда вместе» (инсценировка).

Однажды не поладили буквы – гласные и согласные, обиделись друг на друга и разошлись в разные стороны. Согласные сбились в кучку, хотели поговорить – и ничего не вышло. КХ, ПЧХ! Зачем-то позвали кошку: КС-КС! И заскучали… Вдруг: « ТСС!» Показалось, кто-то плачет. Прислушались. «ААА!ООО!»-кричали гласные. Они, плакали, как малые дети, и « АУ!, АУ!». Согласные им хотели крикнуть, но получилось невнятно: «БДМ ВСГД ВМСТ!». А гласные пропели в ответ: « УЕ, ЕА, ЕЕ!». Заключили буквы мир, снова в графстве наступила чудесная жизнь. Соберите из букв предложение ( Будем всегда вместе). Ребята, подружитесь с алфавитом в царстве Грамотеевом и у вас никогда не будет плохих отметок). « Давайте жить дружно!».  

Ученик: Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишком.

А для тебя они ключи

Ко всем хорошим книжкам.

Учитель: Кто расскажет алфавит?

Ребята

(По очереди рассказывают о буквах. «Азбука для маленьких христиан»)

(Звучит песня «Азбука».)

Учитель

У нас в гостях Княгиня Орфография. Что же это за княжество?

А кто это с ней? ( Незнайка).

Княгиня Орфография

Я очень люблю заниматься правилами правописания орфограмм. А вот Незнайка спорит со мной всегда, будто он правильно пишет слова. Хоть вы его убедите, помогите мне. (Вывешивают таблицы со словами с пропуском букв: класс, сорока, сапоги, капуста, Челябинск.)

Ну что Незнайка, ребятам поверишь? Теперь правильно будешь писать?

Незнайка: Конечно, а можно я буду к вам приходить учиться? А сейчас можно останусь с вами?

Учитель

А вот и Граф Синтаксис и графиня Морфология.

Граф Синтаксис и графиня Морфология.

Здравствуйте. У нас большие графства. Среди наших подданных есть чудесная девочка. Может вы знаете ее имя: она умеет правильно себя вести, у нее много друзей, очень любит учить других, но есть один непослушный мальчуган, с которым не может справиться. ( Мальвина и Буратино).  (Инсценировка). Ребята, помогите Мальвине научить Буратино правильно ставить знаки в предложениях. Попробуйте, знатоки!

Букварь с.99 К.Ушинский «Наше Отечество».

«Наша Родина – матушка-Россия Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши»(чтение: Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов…» 

Учитель

Молодцы, ребята! Я думаю вы, Княгиня, и вы, граф, довольны ребятами. Этот рассказ К.Ушинского читали дети в 1876г.в учебнике «Детский мир».

Букварь просит слова.

Букварь: Все знатоки! Первоклассники мои замечательно приготовились к празднику. А вот есть у меня рассказ А.Орлова «Страшный сон». Может среди вас есть такой Вова?

Букварь с.109 А.Орлов «Страшный сон» (инсценировка).

Учитель: Таких Вов у нас Букварь нет.

В гостях сегодня наша любимая библиотекарь Лидия Степановна.

На праздник поздравить первоклассников пришла завуч гимназии Нина Максимовна.

(вручают удостоверения). 

 

Кот Ученый: Новый читатель пожаловал к вам

Это хорошая весть.

Очень приятно, что может он сам

Каждую строчку прочесть.

Я не один пришел. Родителей ваших привел на праздник. Они вас тоже хотят поздравить(слово родителям).

Ученик

Под российским небосводом

Книгу любят и хранят

Пусть же крепнет с каждым годом

Дружба книги и ребят!

Учитель

 Спасибо всем за ваше участие в празднике. (Молитва).

(Звучит песня «О школе»).

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top