Класс: 2

Логопедическое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР III-IV уровня (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания)

Форма проведения занятия: группа из 5 человек.

Тип занятия: открытия новых знаний

 

Цель:  формирование умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки  перед  гласными У – Ю.

Задачи:

Коррекционно-образовательный аспект:

  • формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “У” и “Ю” на уровне слога, слова, словосочетания и предложения;
  • закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;
  • формировать фонематическое восприятие;

Развивающий аспект:

  • развивать умение сравнивать, выделять главное, синтезировать отдельные части в единое целое;
  • развивать речедвигательные и слуховые ощущения;
  • обогащать и уточнять словарный запас;
  • совершенствовать грамматические формы речи;
  • добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать ключевые компетенции.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
  • воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
  • воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Этапы занятия: подготовительный, основной, заключительный.

Оборудование:

  • Экран, компьютер, проектор, презентация по теме.
  • Индивидуальные карточки (раздаточный материал): зелёные и синие квадраты, слоговые таблицы, карточки с пропущенными буквами У, Ю.
  • Мяч
  • Ручки, простой и цветные (красный, зелёный, синий) карандаши.
  • Зеркала на каждого ребёнка.

Ход логопедического занятия

  1. Подготовительный этап

 

Я тетрадочку открою,

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь!

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

Учитель: На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят)
                  Наши уши внимательно слушают и все … (слышат)
                  Голова запоминает и … (думает)

  1. Постановка цели занятия (слайд №1)

– Сегодня мы будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки с помощью гласных букв. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, выполнив первое задание.

Возьмите листы с заданиями и синюю ручку, в центре верхней строки запишите дату и поставьте точку.

Задание 1. В ряду букв найдите слова.

пллжвдкёклювэапюлокнеукшжключчвакузггфовадлопкгуелаонплюсвыролкцкругуцгагдругваегншвкуслвд

  • Какие слова вы нашли (слайд №2)(Ключ, клюв, плюс, круг, друг, вкус)

 

  • Сравним эти слова по написанию. Что общего в написании этих слов? (Состоят из четырех букв, одна гласная буква в середине слова.

 

  • Чем отличаются эти слова?(В одних словах гласная буква У, а в других буква Ю.)

 

  • На какие две группы можно разделить эти слова? (Учитель-логопед распределяетслова на слайде №3      по группам).

 

  • Распределите эти слова по группам. Я на экране, а вы на своих листочках.

 

             клюв                круг

ключ                друг

плюс                вкус  

  • Подчеркните гласные буквы красным цветом.

 

  • Обозначим твердость или мягкость согласного перед гласной буквой.

 

  • Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)

 

  • Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)

 

  • Как звучат согласные перед буквой У? (Твердо.)

 

  • Как звучат согласные перед буквой Ю? (Мягко.)

 

  • Сформулируйте тему нашего занятия.

После ответов тема появляется на экране: “Буквы У-Ю после согласных” (слайд №4)

  1. Основная часть
  2. Дифференциация У-Ю на уровне слога:

Потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух:

  1. Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два квадрата: зеленый и синий).

Бу, ту, лю, ку, мю, тю, сю, зу;
Лук, тюк, круг, люк, стул, куст;

  1. “Игра с мячом”. Послушайте и повторите за мной цепочки слогов:

Бу-бю-бу;
тю-ту- тю;
лю-лю-лу;
му-му-мю,
сю-су-сю.

  1. Слоговой анализ. Работа по заполнению слоговой таблицы (слайд №5):

Заполним слоговую таблицу (задание 2 на листах)

 

С

П

Д

Л

Б

Т

К

У

 

 

 

 

 

 

 

Ю

 

 

 

 

 

 

 

А) Я скажу слово, а вы выделите нужный слог и запишите его в нужное окошко таблицы.

Первый слог – СУхой; ДУмать, ЛЮди, ТЮлени;


Второй слог слова – арБУзы, лоПУхи, гоЛУби, инДЮки

Б) Дополните таблицу самостоятельно.

– Какая гласная буква является показателем твердости согласного?


– Какая гласная буква является показателем мягкости согласного?


- Прочитайте слоги парами так, чтобы первый слог был с мягким согласным, а затем с твердым.

  1. Физкультурная пауза.

1) «Лезгинка». Ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец оставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6-8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.

2) «Думающая шапочка» (Э.Баллингер) Массаж ушей  - указательными и большими пальцами рук начинать массажировать  с верхнего края уха и продолжать вниз до мочки уха (10-15 раз). Упражнение способствует повышению внимания, улучшению слуха и речи, активизации памяти.

3) «Упражнения на развитие пространственной ориентировки»

- Правой рукой дотронуться до затылка;

- Левой рукой дотронуться до правого локтя;

- Правой рукой дотронуться до левого колена;

- Левой рукой дотронуться до правого мочка уха.

  1. Дифференциация У-Ю на уровне слова и словосочетания

1) Работа со словами-паронимами:

Лук-люк

- Чем похожи эти слова? (буквами Л, К)

- Чем различаются (по написанию, по звучанию, по смыслу)

- Составьте предложения с этими словами.

(Аналогично проводится  работа  с паронимами тук-тюк и др.)      

2) Зашифруй слово буквами У-Ю, цифрой обозначь место буквы в слове (слайд №6)

  • Кто нарисован на первой картинке? (гусь)
  • Какую букву напишем в слове гусь – У или Ю. Почему?
  • Какой по счету напишем букву У?

Зашифруем картинку: У-2. Такая же работа ведется с остальными картинками.
Как можно обобщить эту группу слов? (домашние птицы)

3) Вставь букву У или Ю в слова.

Кр__глая                                     б___блик

Хр__стальная                              с__п

Пл___шевые                               л___стра

Л__ковый                                    л___на

Вк__сный                                    игр___шки

 

Составьте словосочетания, соединив их стрелочками слова первого столбика со словами второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. 
Обозначьте выбор гласной буквы в словах цветом, объяснив свой выбор.

  1. Дифференциация У-Ю на уровне предложения

Графический диктант (вспомнить правила написания графического диктанта):

 

1) Катюша кормит кур.                  Ю           ---            У.

2) Куры клюют зёрна.                    У            ЮЮ        ---.

3) Илюша  любит лук.                    Ю            Ю           У.

4)Юля надела  юбку.                       Ю          ---               Ю.

5)Люба и Лёша гуляют.                  Ю          ---                ---           УЮ.

6)Юра встал рано утром.                Ю          ---                ---            У.

  1. Заключительный этап

1) Экспресс-опрос

– Какие согласные мы учились различать на слух? (твёрдые – мягкие)
– С какой парой гласных букв мы работали на занятии? (У-Ю)
– Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме? (Ю)
– Какая из букв обозначает твердость согласного на письме? (У)

2) Итоговая рефлексия.

Оцени работу сам:

Я научился различать твердые и мягкие согласные

Дети рисуют на полях тетради небольшой кружок и поставить в нем один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения.

«Восклицательный знак» - всё понял на занятии                          !

«Знак вопроса» - что-то на занятии осталось непонятным           ?

«многоточие» - тема кажется непонятной.                                    ….

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top