МЯГКИЙ ЗНАК - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

Ь – хитрый знак,

Не сказать его никак!

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так?

Это сделал Ь!

         ОсенЬ, ясенЬ, денЬ, сиренЬ,

         МедЬ, медведЬ, оленЬ, тюленЬ,

         АпелЬсинка, долЬка,

         РадостЬ, новостЬ, зорЬка –

         В каждом слове – мягкий знак

         Почему-то пишется…

         Если вдуматься – пустяк,    

Отчего же, коли так,

Без него – не дышится?

Что за «новост»? Что за «ден»?

Это что за «дребеден»?

Спотыкается язык,

Он к такому не привык!

То ли дело: НовостЬ. ДенЬ.

КарамелЬка. ЕлЬ. ПелЬменЬ.

КалендарЬ. ЯнварЬ. БукварЬ.

ПятЬ. ПятнадцатЬ. ГосударЬ…

         Видно, мягкий знак вписался,

         Чтоб язык не спотыкался!                                                          Н. Пикулева

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать:

лес              кон             вес              хор

лось           конь           весь            хорь

зол             мол             шар            жар

соль           моль           шарь           жарь

Он очень вежлив Мягкий знак:

Не любит споров он и драк,

Во всём старается помочь.

Он в слове матЬ и в слове дочЬ.

Чтоб никого не огорчить,

Он всех старается смягчить:

– ИсправЬ – исправЬте,

ОставЬ – оставЬте.

Так мягко просит Ь,

Что отказать нельзя никак.

Будем мы всегда, где надо,

Ь вставлять в слова,

Чтобы хорЬ не стал бы хором,

КолЬя – Колей никогда.

ДенЬ, динЬ, сон, тенЬ,

Сыр, сок, лосЬ, ленЬ,

Нос, нёс, рытЬ, плытЬ,

Ком, конЬ шум, шитЬ…

– Подчеркни, в каких словах написал ты Ь.

ДенЬ – денЬки, пенЬ – пенЬки,

ОгонЬки и окунЬки,

ТенЬ и зеленЬ, мелЬ и елЬ,

И сосулЬка и капелЬ,

         Здесь не зря во всех словах

         Написали мягкий знак.

         Кто из вас, ребята, знает,

         Что он здесь обозначает?

 

                   Кто лучше считает?

         У каждого ученика 2 сигнальные карточки со знаками: = и «больше» (знаки разного цвета). Если число букв и звуков в слове совпадает, ученики показывают знак: =, не совпадает – «больше»:

         дом            конь           рысь           весна          угол            стол            день

         сыр            рис             соль           пальто        письмо       мост           дым

                   Выборочные диктанты

Зимние заботы

Вьёт метель весь зимний день,

Чищу снег, отбросив лень.

Глянь, все яблоньки в снегу –

Отыскать их не смогу.

                   Весенние тревоги

Целый день звучит капель,

В гости к нам пришёл апрель.

Лишь одна у нас печаль:

Очень нам Снегурку жаль.

                   Новый солист

На полянке под сосной

Собирался хор лесной.

Петь кому? У зайца корь!

Заменил солиста хорь.

               

Почему?

Брать свои тетрадки

Брат не разрешает.

Я рисую в них красиво –

Он меня ругает.

Игры у камина

Догорел огонь в камине,

Лишь мерцают угольки.

Мы с сестрёнкою Мариной

Всё играем в «уголки».

Нас укладывают спать –

Завтра будем продолжать.

                   Запретные радости

Горько мне на улицу

Из окна смотреть,

Горько мне ангиной

В зимний день болеть.

Горка ледяная санками звенит,

Голосами звонкими весело шумит.

Народный рецепт

Слил картофельный отвар,

Над кастрюлькой - вкусный пар.

Чтоб не пить таблеток воз,

Горло парь над ним и нос.

                  

Поторопись

Жарь картошку поскорей:

Жар уходит из углей.

Станут все холодными –

Будем мы голодными.

                   Отважный капитан

На рассвете утром рано

Шесть друзей пошли в поход.

Шест в руках у капитана,

Вот отчаливает плот.

Рана, свежая мозоль,

На руке мешает,

Но мальчишка терпит боль,

Лихо управляет.

Опять полны корзинки у ребят –

Пеньков в лесу не видно от опят.

Закончатся осени щедрой деньки –

Под снегом заснут одиноко пеньки.

Что мне делать? Словно тень,

Ходит лень за мной весь день!

        По малину

Там на вырубке пеньки,

А вокруг - малинка.

Привела сюда всех нас

              

Хороша в деревне банька,

Всех нас омывает.

Банка с квасом в погребке

Ждёт нас, поджидает.

Вот моя полка, стоят там два снимка:

С маленькой Женькой танцуем в обнимку.

Полька весёлая нас с ней кружила,

Полька весёлая нас подружила

Режут лёд конь, звеня,

Словно крылья у меня.

Я скольжу, лечу по льду –

Не беда, коль упаду.

Всё короче тень –

Это значит: скоро день.

Тень растёт, уходит прочь,

Это значит: скоро ночь     

 
                   Кроссворд

1. Зуб держу и дуб держу,                   2. Звенит капель! Звенит капель!

И пенёк с опятами,                              Вставай, медведь, пришёл …!          

В слове прячусь и хожу

В школу я с ребятами.                     4. Если я вверх иду – и они вверх идут,

                                                                     Если я вниз бегу – и они вниз бегут!

3. Я эту загадку в карман положу,          

   Достану потом – на себя погляжу.   6. Всё что в школе задавали,

                                                                     Мы в него нарисовали:    

5. Я морозов не боюсь!                          Кошку, стол, красивый дом –

     Ныряй в рукав, я застегнусь!             Зарисуем мы в…!                                                           

                            З а г а д к и

                   Хоть и сладок утром сон,

Но упорно этот звон

Каждый раз торопит в школу –

Как, скажи, зовётся он?                                           Будильник.

Волны гладят берега,

Говорит он: га-га-га,

У водички моет лапки,

Чтобы было всё в порядке,

Щиплет травку день-деньской.

Подскажи, кто он такой?                                          Гусь.

Только лето наступает –

Белый пух над ним летает,

Ствол его всегда высок.

Что за дерево, дружок?                                            Тополь.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top