Правильное построение педагогического процесса невозможно без учета особенностей сексуального развития ребенка. Их незнание приводит к педагогическим ошибкам двух видов: во-первых, нормальные проявления сексуального развития принимаются взрослыми за отклонение и вызывают порой неадекватную или даже паническую реакцию; во-вторых, в педагогическом процессе не учитывается стадийность сексуального развития, и в воспитании многое упускается.

Необходимо подчеркнуть, что термины «сексуаль­ность», «сексуальное развитие» и т. д. употребляются нами не в одиозном, к сожалению, достаточно распростра­ненном среди обывателей смысле, означающем повышен­ный, нездоровый интерес к «проблеме пола», а в том смы­сле, что каждый нормальный человек обладает некоторым комплексом свойств и качеств, определяющих его половую принадлежность, и они постепенно развиваются начиная с раннего возраста, пока, наконец, не достигнут степени, свойственной взрослому человеку.

Элементарными сексуально значимыми реакциями мы называем наиболее простые проявления сексуального развития ребенка, которые наблюдаются впервые в раз­ном возрасте, появляются как бы независимо друг от друга и лишь постепенно складываются в определенную систему, которая достигает наибольшей степени целост­ности у взрослого человека. Первоначально эти реакции непроизвольны и неосознанны. По мере сексуального развития степень осознанности их возрастает, и в определенной мере они приобретают элемент произвольности; последнее у взрослого человека может достигать­ся за счет целенаправленного поведения для создания ситуации, когда непроизвольные реакции возникают с высокой степенью вероятности. Важнейшая особенность элементарных сексуально значимых реакций заключает­ся в том, что они не связаны еще у ребенка с половым влечением, чувством половой принадлежности и т. д., что, собственно, и составляет сущность зрелой сексуальной системы, свойственной взрослому человеку.

Понятие половой принадлежности — важнейший эле­мент как сексуального развития, так и развития лично­сти в целом, — к сожалению, не получило должного ос­вещения в педагогической и психологической литературе. Выделение его в качестве самостоятельного элемента по­зволяет понять многие явления в развитии ребенка.

Как подчеркивалось в главе I, вне половой принадлежности не может быть человека, и ее осознание проис­ходит очень рано. Даже в примитивных языках каждый предмет отнесен к определенному полу. Мышление и речь невозможны вне половых (родовых) форм.

Наряду е осознанием половой принадлежности половое влечение — самостоятельный элемент сексуального развития. Нарушения направленности полового влечения в некоторых случаях могут сочетаться с неверным осознанием половой принадлежности, но так бывает далеко не всегда; во всяком случае, друг из друга эти нарушения не вытекают. При этом неправильное осознание половой принадлежности (или, точнее, неверное чувство половой принадлежности) значительно больше меняет структуру личности, чем нарушения направленности полового влечения, особенно в случаях активного мужского и пассивного женского гомосексуализма. При этом необходимо еще и специально подчеркнуть, что достаточно полное и ярко выраженное осознание половой принадлежности в норме происходит в первые три года жизни и в последующем абсолютно устойчиво к любого рода влияниям, тогда как половое влечение имеет более длительный период формирования и отличается в течение этого периода нет достаточно высокой устойчивостью к «смущающим» воз­действиям. Здесь отчетливо проявляется онтогенетиче­ский принцип: чем ранее компонент личности формиру­ется, тем большие дефекты личности оказываются свя­занными с его нарушением и тем менее они обратимы, и наоборот.

Как мы уже отмечали, можно выделить две группы нарушений сексуального развития ребенка: а) нарушения по темпам этого процесса и относительной выраженно­сти отдельных его этапов; б) нарушения по содержанию процесса (формирование неверного чувства половой принадлежности, дефекты полового влечения — последние могут быть разделены на дефекты направленности влече­ния и дефекты в способах его удовлетворения).

Некоторые нарушения сексуального развития ребен­ка возникают значительно раньше периода полового созревания и с ним непосредственно не связаны, что лишний раз опровергает мнение о «сексуальной нейтрально­сти» раннего детства. К таким нарушениям относится наблюдающийся в основном у мужчин трансвестицизм — ощущение своей принадлежности к противоположному полу и стремление выступать в роли лица противополож­ного пола. Наиболее бросающимся в глаза признаком этого нарушения является стремление носить одежду противоположного пола, чем и определяется название (греч. vestis — одежда). В научных описаниях трансвестицизма (а впервые это было сделано еще в 1830 г.) подчеркивается, что уже в детстве у таких людей выявляются некоторые характерологические особенности про­тивоположного пола, что иногда сочетается и с отдельными соматическими особенностями (последнее, правда, не обязательно).

Половое созревание — это целостный процесс, в резуль­тате которого человек достигает наибольшей степени вы­ражения своей принадлежности к мужскому или женско­му полу. Вместе с тем половое созревание — это инте­грация различных процессов, выделение которых имеет методическое и практическое значение. Среди них следует различать процессы подготовительного характера, формирование собственно репродуктивной функции, развитие личности и гражданское созревание человека.

Наиболее яркой особенностью состояния организма в начале периода полового созревания является снижение работоспособности и повышенная утомляемость. Это отрицательно сказывается на учебном процессе. Как отме­чает М. В. Антропова (1974), в возрасте 11 — 13 лет у школьников наблюдается наименьший прирост качест­венных показателей работы и практически отсутствует нарастание показателя, характеризующего степень диф­ференцирования условных раздражителей. Более того, в этом периоде работоспособность школьников ниже по сравнению не только с последующими, но даже и с пре­дыдущими классами. Лишь после 13—14 лет (у маль­чиков несколько позже) все эти показатели улуч­шаются.

Происходящая в пубертатном периоде перестройка орга­низма обусловливает изменения состояния и самочувст­вия, настроения и поведения подростка, отражается на его работоспособности. В целом к процессу полового со­зревания как естественному этапу в развитии человека неприложимы какие-либо положительные или отрицательные определения, однако некоторые его проявления могут быть расценены как негативные, особенно с педа­гогических позиций.

В педагогической и психологической литературе в приложении к подростковому возрасту нередко употребляются такие термины, как «кризис», «конфликт», «негативная фаза» (С. Холл, 1913; Ch. Btihler, 1927; П. Л. Загоровский, 1928; Л. С. Выготский, 1972 и др.). Объективной стороной этих понятий являются педагогические трудности подросткового возраста, а также и сложность его для самого подростка.

Согласно мнению Л. С. Выготского (1972), основной особенностью и главным противоречием подросткового возраста является несовпадение трех точек созревания — полового, общеорганического и социального. Несомнен­но, это несовпадение имеет место, как утверждал еще и И. И. Мечников (1904) Однако не это противоречие является движущей силой развития личности подростка, хотя оно и характеризует достаточно ярко сам подрост­ковый возраст. Развитие личности от самого рождения до полной зрелости — единый, неразрывный, диалекти­ческий процесс.

Литература по вопросам полового воспитания насчиты­вает более ста лет и многие сотни источников. Однако проблема полового воспитания все еще далека от раз­решения, и это не случайность, а вполне закономерное следствие самого характера ее разработки. До настоя­щего времени проблема не имеет четкой методологиче­ской основы, фактическая ее основа также не вполне доброкачественна.

В разработке проблемы полового воспитания можно выделить биологизаторское направление, вульгарно социологизаторское направление, а также большую группу работ, особенно в последние годы, авторы которых, стремясь уйти от методологических сложностей, пытают­ся решить ее чисто эмпирическим путем. Однако совер­шенно ясно, что любые попытки решить проблему поло­вого воспитания, не выделив ее методологические осно­вы и не разработав их, обречены на неудачу, и анализ специальной литературы убедительно все это подтверж­дает.

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top