Внутренняя перемена человека возможна не иначе как только при содействии Божественной бла­годати. Но для этого, как прежде было сказано, он должен сначала получить прощение грехов и прими­риться с Богом; прощения же и примирения с Богом он может достигнуть только верою в заслуги Иису­са Христа, посредством покаяния.

В Таинстве Покаяния Божественный Искупи­тель невидимо является Ходатаем между нами и ос­корбленным Богом, и священник, как Его служи­тель, как видимый посредник между Богом и нами, свидетельствуя о нашем раскаянии, по данной ему от Бога власти разрешает кающегося от грехов. Усло­вия для этого суть следующие: испытание совести, сокрушение сердца, живая вера в Иисуса Христа, твердое упование на Его Божественное милосердие, решимость в последующее время удаляться грехов, исповедь и плоды, достойные покаяния.

Не будем говорить о том, как надо объяснять воспитаннику эти требования,— это предлагается в учении о догматах веры; кратко покажем, как дол­жен действовать воспитатель, чтобы расположить сердце воспитанника к достойному покаянию. По­скольку без помощи Духа Божия все наши старания тщетны, то воспитатель как сам должен молить Бо­га о ниспослании благодати и о просвещении воспи­танника, так равно и воспитаннику должен внушить расположение к смиренной молитве. При этом вос­питатель должен употребить все старание для того, чтобы воспитанник искренно сознал свои грехи, их источники и последствия и живо осознал и почувст­вовал свое жалкое положение.

Для этого воспитателю надо не только приспо­сабливать свои наставления и увещания к понятиям воспитанника, но и пользоваться с благоразумной любовью благоприятными расположениями и луч­шими минутами его духа. Любовь и здесь бывает очень изобретательна: одушевляемый ею воспита­тель повествованием и указанием на примеры неза­метно, как некогда Нафан Давида, приводит за- блудшаго в самого себя, обращает его взор на собст­венное его внутреннее состояние и на появляющиеся уже последствия грехов его.

Но главное — действительная перемена мыслей, истинное раскаяние, живая вера, упование на Иису­са Христа и твердая решимость впредь не грешить. Чтобы падшего воспитанника сделать недовольным самим собой и возбудить в его сердце истинное рас­каяние, воспитатель должен освободить его от того ослепления, которое до сих пор скрывало от него близкую и отдаленную будущность,— должен пока­зать ему, особенно в случае тяжких грехов, ту страш­ную бездну, которая разверзается под ногами легко­мысленного, через возбуждение нравственного и благочестивого чувства представить воспитаннику грех в его истинном виде, как оскорбление бесконеч­но любвеобильного и достойного беспредельной люб­ви Бога и как постыдную неблагодарность к Нему.

Искреннее и живое раскрытие беспредельной благости Бога Отца и Его Сына, Господа Иисуса Христа, из любви к нам соделавшегося человеком и столь много для нас совершившего, может сильно подействовать на сердце, еще не совсем огрубевшее.

Непритворное раскаяние во грехах не останется без действий; оно перейдет в твердую решимость удаляться от греха, сколь бы ни трудна была брань, которую надо выдержать для преодоления его. А чтобы и здесь опять подать слабому руку помощи, воспитатель должен вдохнуть ему мужество, указы­вая на беспредельную благость Святого Духа.

Пусть для ободрения представит он высокие примеры благоуспешно исправившихся, изобразит вожделенные плоды обращения к Богу и, если поль­зуется полным доверием воспитанника, пусть начер­тает вместе с ним хорошо обдуманный, более при­влекающий, нежели устрашающий план последую­щей его жизни.

Что касается исповеди, то благочестивый воспи­татель пусть прежде всего уверит своего воспитан­ника в необходимости этого Таинства, открываю­щейся из Божественного установления его, потом пусть основательно объяснит образ этого самообви­нения и, наконец, рассеет его предрассудки, если таковым он подвержен, внушит сердцу его сынов­нее доверие к духовному отцу и устранит по воз­можности тот ложный стыд или страх, который за- < тавляет иногда скрывать самые глубокие и опасные раны души. Ничего нет важнее в этом великом де­ле, чем доверие, и также ничего нет опаснее, чем не­достаток его.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top