Однажды мне пришлось присутствовать на судеб­ном процессе. На скамье подсудимых находился под­росток, который обвинялся в совершении нескольких ограблений. Еще в начале процесса я заметил в сере­дине зала группу ребят приблизительно одного воз­раста с подсудимым. Они внимательно следили за происходящим и полушепотом обменивались репликами между собой. Во время перерыва подростки вышли во двор и продолжали что-то бурно обсуждать. До меня долетали лишь отдельные фразы:

—   Ну, и что?

—   Подумаешь, какая важность!

—   Да если разобраться...

Я подошел к ним. Ребята замолкли, настороженно поглядывая на меня.

—   Знакомы с подсудимым? — спросил я.

—   Да. В одном дворе живем.

—   Считаете, несправедливо его привлекли к уголовной ответственности?

—   Конечно!

Стоявшая неподалеку женщина с заплаканным, измученным лицом, мать подсудимого, включилась в наш разговор:

—   Ну, за что его, собственно, судят? Ведь ничего особенного он не натворил. Сорвал с головы прохоже­го шапку. У другого отнял портфель, в котором слу­чайно оказались деньги. Это же обычное мальчише­ское озорство...

—   Вы считаете, так можно поступать?

—   Нет! — ответила женщина. — Так поступать нельзя. И мальчика, наверное, надо наказать. Но не сажать же его сразу на скамью подсудимых. Разве он преступник?

—   Значит, грабеж, по-вашему, не преступление?

—  Да разве можно такие проступки называть грабежом?

—  По закону подобные действия квалифицируются как преступление.

—   Если бы их совершил взрослый человек! — отпарировала мать.— Но ведь мой сын — совсем мальчик. В таком возрасте детей нельзя судить...

После перерыва мы вернулись в зал судебного заседания. Выступали свидетели, пострадавшие. А я все еще никак не мог забыть тот разговор. Действительно, у многих подростков весьма смутное представление о законе. Они не могут дать правильную оценку общественной опасности тех или иных действий. Еще более странной оказывается в подобных ситуациях позиция некоторых взрослых. «Ничего особенного не натворил», «Совсем мальчик», «В таком возрасте детей нельзя судить» — эти доводы матери подсудимого, по всему видно, не случайны. За ними — неумение справедливо оценить поведение своего ребенка, понять сущность закона, предусматривающего ответственность за противоправное поведение.И мне невольно подумалось: может, отсутствие требовательности родителей, их всепрощенство в определенной мере способствовали тому, что подросток встал на путь преступлений…

Закон обязывает родителейввоспитывать своих детей. Прививать им моральные качества, присущие coветскому человеку, честность, справдивость, непримиримость к стяжательству,готовность к труду на общую пользу, высокое сознание общественного долга. И уж, конечно, родители сами должны показывать детям пример поведения.

Поведение человека в обществе регулируется не только моральными нормами, но и правовыми. Несоблюдение этих правил влечет ответственность в адми­нистративном или даже в уголовном порядке. Значит, надо помочь родителям воспитать у подростка уваже­ние к установленным правилам, к нормам права.

Юристы считают, что «правосознание подростков зависит от правосознания их родителей, ровесников, широко распространенного общественного мнения по вопросам права. Поэтому изменение неверных право­вых взглядов и убеждений несовершеннолетних может быть эффективным часто только за счет одновремен­ного воздействия на взгляды и убеждения их родных и близких». Именно родители в первую очередь обя­заны прививать своим детям уважение к моральным и правовым нормам. Но для этого они сами должны знать требования законодательства. Вот почему им, родителям, адресована эта статья, цель которой — рассказать о законе, об ответственности несовершеннолетних за свое поведение.

Правовое воспитание — неотъемлемая часть коммунистического воспитания. В Конституции СССР — Основном Законе страны — закреплены социалистиче­ские завоевания, достигнутые за шестьдесят лет Со­ветской власти. Изучение ее во многом будет способ­ствовать повышению правосознания советских лю­дей.

Каждый советский человек должен знать законы и в своей повседневной жизни постоянно руководствоваться ими. Особенно важное значение имеет правовое воспитание несовершеннолетних. Подросток готовится вступить в самостоятельную жизнь. В этот период ак­тивизируется его ценностно-ориентационная деятель­ность. Психологи утверждают: идет ли речь о познании собственных качеств, усвоении новых знаний, об отно­шениях со старшими или со сверстниками.— подросток особенно озабочен их оценкой и стремится строить свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм. Самодисциплина, коллективизм, высокая правовая культура помогут сегодняшнему подростку завтра стать полноправным членом нашего общества.

Правовые нормы, выработанные многолетней практикой, устанавливают наиболее целесообразные прави­ла поведения людей в социалистическом обществе. В одних случаях закон предписывает совершать определенные действия. В других — их разрешает. В треть­их, напротив, запрещает. Последнее в особенности относится к нормам уголовного права. Устанавливая ответственность за различные преступления, закон предупреждает, что подобного рода действия противоречат интересам общества и потому находятся под запретом. Это необходимо знать подросткам, которые не всегда задумываются о возможных последствиях своего поведения.

На XXV съезде КПСС подчеркивалось: «Чем выше поднимается наше общество в своем развитии, тем более нетерпимыми становятся еще встречающиеся отклонения от социалистических норм нравственности. Стяжательство, частнособственнические тенденции, хулиганство, бюрократизм и равнодушие к человеку противоречат самой сути нашего строя. В борьбе с по­добными явлениями необходимо в полной мере использовать и мнение трудового коллектива, и критическое слово печати, и методы убеждения, и силу закона — все средства, находящиеся в нашем распоряжении».

По мало знать законы и неукоснительно их соблюдать. А если рядом совершается правонарушение? Как на него отреагировать? Пройти мимо равнодушно или, невзирая на опасность, остановить хулигана или рас­хитителя? Здесь во многом проявляется гражданская позиция человека. Иные люди в подобных ситуациях действуют по принципу «моя хата с краю» или, руководствуясь жалостью, всячески стараются выгородить правонарушителя, уберечь его от справедливого нака­зания. А преступник, пользуясь таким «покровитель­ством», совершает новые преступления. Пассивная позиция к правонарушениям в нашем обществе нетер­пима. Не только самому строго исполнять все предпи­сания закона, но и быть непримиримым к нарушениям со стороны других — долг каждого советского граж­данина. Такую социально-правовую активность надо ввоспитывать в человеке с детства.

И эта задача также стоит перед родителями.

В последние годы многое сделано для улучшения правового воспитания подрастающего поколения. В восьмых классах общеобразовательных школ появилась новая дисциплина — «Основы Советского го­сударства и права». На занятиях ученики знакомятся с основными разделами советского законодательства. Это вооружает их той необходимой информацией о за­коне, без которой им в пору формирования гражданской зрелости да и в дальнейшей самостоятельной жиз­ни просто не обойтись. Знакомство с нормами уголов­ного права может помочь подростку правильно повести себя в сложной конфликтной ситуации и не совершить ошибочного шага.

Где кончается мальчишеская проделка и начинается преступление? С какого возраста несовершеннолетниенесут уголовную ответственность? Что такое вина? Какие обстоятельства смягчают или отягчают ответственность виновного? Как по закону наказываются подростки, совершившие преступления? Мы рассмотрим эту логическую цепочку во всех ее проявлениях и на основе материалов, взятых из судебной практики, по­кажем причины и условия, способствующие правона­рушениям подростков (их фамилии, разумеется, изме­нены). Родители являются законными представителя­ми детей и защищают их права, и интересы во всех учреждениях, в том числе и судебных. Из этого раздела сайта они узнают, какими дополнительными правовыми га­рантиями пользуются несовершеннолетние правонару­шители в ходе предварительного расследования и су­дебного разбирательства. Мы расскажем о правовых возможностях общественности, трудовых коллективов и отдельных граждан по предупреждению преступле­ний несовершеннолетних.

Почему мы решили рассказать именно об уголовном законе? Потому что в силу своих возрастных особен­ностей подростки чаще всего совершают правонаруше­ния, предусмотренные нормами уголовного законода­тельства. Отступление от этих норм представляет по­вышенную опасность для общества и чревато тяжелы­ми последствиями для самих несовершеннолетних. И долг родителей, школы, широкой общественности — сделать все, чтобы уберечь подростка от беды...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top