Методическое письмо

О преподавании ПРАВА в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

 

  1. I. Государственный стандарт общего образования и его назначение

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся[1], а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования включает значительный по объему правовой блок в рамках учебного предмета «обществоведение»,  на ступени среднего (полного) общего образования право представлено как самостоятельный учебный предмет на базовом и профильном уровнях.

 

Порядок ввода федерального компонента государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент вводится с 2005/2006 учебного года в IX классах для организации предпрофильной подготовки; с 2006/2007 учебного года в I, V и X классах. Поэтапный период ввода стандарта завершается в 2010 году. Образовательные учреждения по мере готовности и по решению учредителя имеют право вводить федеральный компонент с 2004/2005 учебного года. Кроме того, уже с 2004 года федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников.

 

П. Место учебного предмета «Право» в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312. ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю. ФБУП является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений

ФБУП разработан с учетом изменения места учебного предмета “Право” в содержании общего образования, определенном государственным стандартом общего образования. Если ранее на его изучение выделялось незначительное количество часов  в 9-м и 10-11 классах в рамках курса обществознания, то теперь право широко представлено в основной и старшей школе, что создает минимально необходимые предпосылки обеспечения средствами учебного предмета правовой социализации учащихся, охватывающий весь период с 11 до 17 лет.

В начальной школе государственный стандарт общего образования предусматривает включение содержательной линии права в обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир».     

На этапе основного общего образования ФБУП включает право для обязательного изуче­ния в качестве модуля в рамках интегрированного учебного предмета «Обществоведение», на который из общего объема учебного времени отводится не менее 35 учебных часов.  Учитывая специфику содержания и методики правовой подготовки, отдельные темы следует вводить в рамках интегрированного обществоведческого курса в 5-6(7) классах, позже рекомендуется преподавать право в качестве самостоятельного предмета.  Он может быть дополнен модулем, посвященным особенностям устройства органов государственной власти и местного самоуправления в данном субъекте Российской Федерации.  Для этого образовательным учреждениям при составлении учебных планов для 7 - 8 классов целесообразно использовать часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента общеобразовательного учреждения из расчета 1 час в неделю, а в 9 – 2 часа в неделю. Это даст возможность использовать преимущества специализации,  осуществить предпрофильную подготовку учащихся, а также обеспечить реальную разгрузку содержания обществоведческого образования.

Особенностью правового образования на ступени основного общего образования является также является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

В старшей школе на базовом уровне Федеральным базисным учебным планом  предусмотрено изучение права в двух вариантах:

в рамках интегрированного курса «Обществоведение» (суммарный ресурс учебного времени на 2 года – 140 часов – 2 часа в неделю, из них на право – не менее 35 часов)

в качестве самостоятельного предмета (из расчета 35 часов по 1 часу в неделю в 10 или 11 классе).

Вместе с тем, образовательные учреждения могут выделить правовое содержание для изучения в качестве самостоятельного предмета: либо по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах, либо 2 часа в неделю в 10 или 11 классе.

В качестве самостоятельного предмета право включено в число профильных общеобразовательных курсов федерального компонента в социально-экономическом, социально-гуманитарном, социально-правовом и других проектируемых профилях, содержательное и ресурсное наполнение которых определяется индивидуально каждым образовательным учреждением, исходя из принципа вариативности и реального спроса на конкретные образовательные услуги.

Для образования определенного профиля необходимо включить в состав учебного плана не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор относится к компетенции образовательного учреждения (а в перспективе может осуществляться и отдельным учащимся при определении собственной «образовательной траектории»). Таким образом, «конфигурация» профиля может приобретать самые различные формы. Состав профилей, указанный в приложении к Федеральному базисному учебному плану является лишь одним из возможных примеров. Но с точки зрения задач профильного изучения права наиболее эффективным представляется формирование социально-правового профиля, где наряду с правом на профильном уровне могут изучаться история, экономика, русский язык и литература или иностранный язык, а на базовом – обществоведение (без права и экономики), иностранный язык или литература, математика, естествознание, мировая художественная культура или информатика и ИКТ и физическая культура.  Возможным вариантом является и формирование социально-гуманитарного профиля, где наряду с правом на профильном уровне могут изучаться обществоведение, литература или история, русский язык и иностранный язык, а на базовом – математика, естествознание, экономика, история или литература, мировая художественная культура и физическая культура.

Если право выбирается для изучения на профильном уровне оно исключается из состава инвариантной части, на его изучение на профильном уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом  выделяется 140 часов – по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах. Рекомендуемый оптимальный объем учебного времени, позволяющий реализовать практическую направленность курса – 3-4 часа в неделю как в 10, так и в 11 классе.

Кроме того, правовая проблематика в основной и старшей школе может изучаться в составе элективных курсов – обязательных курсов по выбору учащихся, на которые выделяются часы регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения. Их количество и наименование разрабатываются образовательными учреждениями в зависимости от реальных условий и обеспеченности педагогическими кадрами. В практике правовой подготовки накоплен положительный опыт преподавания таких элективных курсов, как «История права», «Основы правоведения», «Избирательное право», «Права потребителей», «Права ребенка» и др.

 

III. Федеральный компонент образовательного стандарта по учебному предмету «Право»

Федеральный компонент образовательного стандарта содержит четыре стандарта, регламентирующих правовое образование: два по обществоведению для основной и базового уровня старшей школы, включающих правовые разделы, стандарты праву для среднего (полного) общего образования на базовом уровне и для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает цели, обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. В рамках стандартов по обществоведению цели правового образования и требования к уровню подготовки выпускников представлены в обобщенном виде и при составлении авторских программ требуют значительной детализации с учетом обязательного минимума содержания. В стандартах по праву указанные разделы представлены более развернуто.


Цели изучения учебного предмета «Право»

Цели, форма, содержание и планируемые результаты современного правового образования определяются широким кругом факторов, к которым относятся, с одной стороны, общее изменение целей образования в условиях информационного общества, возрастание роли гуманитарной составляющей образования; с другой стороны - содержание социального и государственного заказа на правовое образование, отражающее особенности исторического этапа развития России, а также социально-педагогические и психолого-педагогические характеристики возможностей права как учебного предмета..

           Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести правовые, и связанные с ними знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия. Уникальность права как специфической формы общественного сознания и общественной практики, обусловливает также значительный воспитательный потенциал правовых курсов.

             Сегодня под правовым образованием в школе следует понимать находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности,  компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.

Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования. Эти три элемента правового образования реализуются и приобретают различное значение на каждой ступени образования. Соответственно и общие образовательные цели конкретизируются, учитывая логику и особенности возрастного развития, изменения правового статуса обучающихся, практическую востребованность той или иной области правовых знаний, возможности получения соответствующего социального опыта, применительно к каждой возрастной ступени на материале общего содержания курсов права Формулирование, исходя из общих целей, самостоятельных образовательных задач и результатов обучения для различных уровней образования будет обеспечивать непрерывность и преемственность правового образования

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по праву – обобщенное содержание правового образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы. В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Разработчики обязательного минимума по праву исходили из того, что специфика современного правового образования во многом определяется необходимостью работы с огромным и постоянно меняющимся массивом информации. При этом с изменением тех или иных нормативных документов ранее освоенная информация не только утрачивает актуальность, но может стать принципиально неверной. С учетом быстрого роста объемов правовой информации, ее нестабильности задачи правового образования не могут сводиться к изучению действующего законодательства или «юридическому ликбезу».

Альтернативой «знаниевому» при определении новых целей и задач правового образования может стать т.н. компетентностный подход, обозначенный в Концепции модернизации образования как «одно из оснований обновления образования». В соответствии с ним основным результатом современного образования должно стать не усвоение знаний, но приобретение выпускником соответствующих компетентностей в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. В этом контексте под правовой компетенцией понимается образовательный результат нового типа, не сводимый к простой комбинации юридических сведений и навыков, а обеспечивающий возможность решения реальных задач в сфере отношений, урегулированных правом. 

С точки зрения новой образовательной парадигмы  выбор формы и содержания правовых курсов должен быть также опосредован задачей создания условий для формирования на выходе ключевых социальных компетенций, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.. Это предъявляет особые требования к формату требований к уровню подготовки выпускников на выходе. Вместе с тем, в виду неразработанности компетентностного подхода эта задача не может быть в ближайшем будущем решена в полном объеме.

В целом, более или менее очевидно, что структура требований к результатам правового образования должна интегрировать правовые знания, умения, навыки, способы деятельности, опыт правомерного поведения, личностные установки и способности.

Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения документа об образовании государственного образца о достигнутом уровне общего образования. Требования по праву разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Они задаются в деятельностной форме, определяя, что в результате изучения учебного предмета «Право» выпускники должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования

В состав требований включено три категории – «знать/понимать», «уметь» и «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Категория «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается учащимися и является «содержательной» основой всего комплекса требований. При этом требования в категории «знать/понимать» по праву сформулированы на ступени основного общего образования в  весьма обобщенной форме, так как включены в состав требований в рамках учебного предмета «Обществознание», в старшей школе – более детально. Конкретизация содержания этих требований осуществляется на основе обязательного минимума содержания, установленного государственным стандартом (в том числе с учетом двухуровневой модели обязательного минимума, где курсивом обозначена та часть учебного материала, который обязателен для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся). 

Категория «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям правового образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на каждой из степеней. Эта категория является ключевой в составе требований, поскольку отражает приоритетные направления учебного процесса и определяет принципы построения системы итогового контроля знаний и умений учащихся по праву.

Категория «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для» включает требования, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке. Специфика учебного предмета «Право» предполагает тесную связь этой категории требований с рефлексивной деятельностью и социально-мировоззренческим развитием учащихся.

Достижение указанных требований учащимися позволит обеспечить эффективную преемственность между   ступенями   правового образования.

Образовательным учреждениям, организующим преподавание права в основной и старшей школе (базовый уровень) в качестве самостоятельного предмета, рекомендуется проведение экзамена по предмету по выбору учащихся в 9 и 11 классах. Формы проведения экзаменов регламентируются Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 1Х и Х1(ХП) классов общеобразовательных учреждений.

 

  1. IV. Концептуальные основы образовательного стандарта по предмету «Право»

Новизна. Разработка Федерального компонента государственного стандарта общего образования по праву стала новым этапом в развитии системы правового образования Включение права в федеральный компонент государственного образовательного стандарта отражает принципиально новые задачи, определенные в рамках стратегии модернизации общего образования, а также отражает существующий социальный заказ в обществе. Необходимость правового обучения и воспитания, как важного компонента социально-гуманитарного образования личности, обусловлена задачами формирования правовой культуры школьников, их функциональной грамотности,  практических навыков в сфере права учащихся на основе реализации компетентностного подхода на всех ступенях общего образования.

Несомненной новацией государственного стандарта является отказ от традиционных нормативистских установок в пользу ценностного подхода к праву, от юридического догматизма к деятельностному освоению правовых механизмов, средств и способов действия. Право для гражданина, прежде всего, является практической ценностью. Это инструмент, позволяющий не только соразмерять свои стремления, желания и интересы с общепринятыми нормами общежития, но и законным способом добиваться поставленных целей, уверенно чувствовать себя в ситуациях, которые регулируются, или при определенных условиях могут регулироваться правом. С учетом этого, критерием отбора содержания образовательного стандарта стала практичность, востребованность, применимость приобретаемых каждым учащимся правовых знаний и умений в реальной жизни

Одна из важнейших социально-педагогических задач государственного стандарта по праву заключается в обеспечении личностной ориентации образовательного процесса. Это обусловлено значительным воспитательным потенциалом права, его ролью в развитии личности, формировании мировоззрения, позитивных социальных установок, поведенческих навыков. Особое значение приобретает развитие способности личностного осмысления роли права как регулятора общественных отношений, обеспечивающего гражданско-правовое согласие граждан, инструмента реализации и защиты  прав и свобод человека, собственных законных интересов, основы социально ответственного поведения.

Личностная ориентация правового образования обусловливает деятельностный характер государственного стандарта по праву. Приоритет деятельностных форм освоения стандарта по праву определяется методическими и дидактическими особенностями курса права, предполагающими тесную связь его содержания с формированием общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности в процессе учебно-предметной и образовательной деятельности в целом.

В рубрике обязательного минимума “Опыт познавательной и практической деятельности” указаны те виды (способы) деятельности,  в про­цессе которой накапливается практика применения полученных знаний и умений. Здесь выделены также те аспекты личного опыта учащихся, которые, с одной стороны, развиваясь в процессе повседневной жизни, переосмыслива­ются в ходе учебных занятий на основе полученных знаний, а с другой, - формируются непосредственно на уроках и в рамках внеурочной деятельности. Необходимость включения учащихся в эти виды деятельности становится важным требованием к организации учебного процесса и должна найти свое отражение в подходах к отбору содержания и используемым методикам с точки зрения возрастных особенностей учащихся, требованиям к результатам правовой подготовки выпускников

Воспитывающий потенциал правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе,  обеспечением целостности и последовательности воспитательных воздействий на основе диалектики становления и развития личности. Правовая подготовка школьников рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника на основе их положительной мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. В полной мере развивающий и воспитательный потенциал стандарта может быть раскрыт при  разработке на его основе образовательных программ курсов и учебно-методического обеспечения, а также формирования соответствующей системы внеурочной деятельности в рамках демократического правового пространства школы.

Практическую направленность курса права определяют основные  содержательные линии стандарта и разработанных на его основе примерных  образовательных  программ курса права для основной и старшей школы. Они включают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, отобранные с учетом возрастных особенностей и практических интересов школьников. В их числе - проблемы взаимоотношений гражданина, права и государства,  правонарушения и юридическая ответственность; правовые механизмы реализации и защиты прав и свобод гражданина и человека в отношениях, урегулированных нормами конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного и  уголовного права. Школьникам чрезвычайно важно уже в подростковом возрасте научиться определять границу своих прав и меру ответственности, алгоритм действий в проблемных ситуациях, уметь сформулировать свою позицию, находить адресата законных требований, понимать текст  правового содержания. Это с необходимостью задает прикладной характер правовой подготовки школьников.

Объем необходимых современному гражданину правовых знаний достаточно велик, но школа не может и не должна ориентироваться на долгосрочное усвоение учениками всех жизненно актуальных правовых норм. Необходимо дать школьнику возможность приобретения опыта участия в ситуациях, регулируемых правом, представление о том, как искать необходимую правовую информацию, развить ключевые компетенции, дающие возможность практического решения проблем правового характера. Главным итогом практического освоения основ права будет понимание приоритетности правовых норм, особой значимости права и освоение правовых способов действия в современном обществе.

Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям развития.       Общей особенностью права как учебного содержания является то, что выбор и последовательность изучения отдельных тем имеет довольно жесткую внешнюю привязку к возрасту. Это относится, прежде всего, к нормам, определяющим правовой статус ребенка по мере его взросления. Особенно ярко это проявляется в период с 12 до 16 лет, когда происходит расширение прав, обязанностей, а соответственно и ответственности несовершеннолетнего в отношениях, регулируемых семейным, гражданским, трудовым, административным и уголовным правом.

Учет  возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность стандарта и преемственность на различных ступенях образования обеспечиваются за счет формулирования самостоятельных образовательных задач и результатов обучения для различных уровней образования, отбора правовых тем и разделов, актуальных для подростков в соответствующем возрасте; наличия сквозных или иерархически связанных тем в основной и старшей школе; тем, имеющих межпредметный характер, а также выделения на каждой ступени соответствующих общеучебных и предметных умений, способов  деятельности.

Задачей начального образования в сфере права является формирование у детей представления о себе и окружающих как равноправных субъектах; получение знаний о праве как об особой сфере жизни современного общества; приобретение конфликтной компетентности в реальных детских конфликтах, а также практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях, определенных правилами и нормами.

Эта образовательная задача решается за счет включения в содержание начального образования тем, при изучении которых  на материале реальных жизненных ситуаций противопоставляются и обнаруживаются позиции их участников, дети получают представление о  правовых нормах. Организации пропедевтики курсов права в начальной школе требует использования часов компонента образовательного учреждения или включения  отдельных тем в предмет «Окружающий мир».

В разделе по праву образовательного стандарта по обществознанию для основной школы основное внимание уделяется правам, обязанностям и ответственности несовершеннолетних по мере расширения их дееспособности. В него включены понятия, связанные с пониманием ценности права и государства, государственных символов, раскрывающие содержание прав ребенка и механизмы их реализации, правила поведения в семье, на улице, в школе, в конфликтных ситуациях, типичных для соответствующего возраста; приемы поиска необходимой информации и т.п.

В старшей школе учебный предмет «Право» представлен на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач:

базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации;

профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

            Базовый курс права направлен на формирование основ правовой грамотности; представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях; способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализацией гражданской позиции, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Образовательный стандарт по праву также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

На профильном уровне старшей школы в содержание минимума включаются дополнительно темы, обеспечивающие приобретение учащимися более глубоких представлений о системе права, о юриспруденции, отраслях права, основных юридических профессиях, а также способы познавательной деятельности, освоение которых является условием дальнейшего обучения и профессионального становления.

Разгрузка содержания. В виду отсутствия в ФБУП в 90-е годы права как учебного предмета данная проблема решалась в плоскости формирования компактного по объему правового содержания и определения ограниченного круга предметных результатов, которые должны быть достигнуты на соответствующей ступени образования.  Под предметными результатами понимаются определенные элементы системы знаний (понятия, правовые принципы, закономерности, явления и т.п.); умения (определенные виды деятельности); способность решать некоторые виды правовых задач (ситуаций) и применять полученные знания в практической деятельности.

Реализация межпредметных связей. Системный подход в обучении праву призван обеспечивать  координацию со смежными предметами (обществознание, экономика, политология, социология, история). Это обеспечивается за счет вычленения правового контекста отношений человека в обществе, сопоставлении правовых норм с иными социальными нормами, правовой интерпретации социальных и экономических явлений и т.п.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. В старшей школе базовый курс права направлен на формирование основ правовой грамотности; представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях; способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализацией гражданской позиции, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Федеральный компонент образовательного стандарта по праву также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации;  формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования  норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения,  необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Право как профильный учебный предмет создает основу для становления  правовой компетентности обучающихся. Данная компетентность является комплексной характеристикой социального действия, в которой в единстве проявляются знания, навыки, ценности, личностные установки и свособы поведения.

Правовая компетентность человека предполагает (применительно к возрастному уровню)

знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;

  • умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;
  • способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;
  • определение оптимума (или достаточного минимума) правовой информации;
  • умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;
  • готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем, в том числе правового воздействия на другого человека.

Важную роль для достижения полноценного результата обучения праву играет и последовательное развитие у детей коммуникативных способностей, так или иначе связанных с правовым содержанием учебной программы. Развитие базовых коммуникативных компетенций учащихся является одним из важнейших результатов обучения в школе. Следовательно, соответствующему содержанию учебных программ по праву надо уделять достаточное внимание, особенно на уровне практикумов и игровых форм работы. Особенного упоминания заслуживает точность и понятность устной и письменной речи выпускника основной школы – потенциал практического права для выработки у учащихся этих достоинств также должен найти отражение в содержании учебных программ.

Формирование информационной культуры учащихся Навыки поиска и обработки информации можно развивать в рамках большинства существующих школьных предметов. В рамках правовых курсов развитию у учащихся умения работать с информацией, должно быть уделено особенное внимание, поскольку освоение практического права немыслимо без анализа текстов, анализа ситуаций, без выявления правовых аспектов информации, предлагаемой в качестве условия учебных задач. Характер этой информации обычно близок к повседневности, доступен пониманию на основе уже имеющегося жизненного опыта учащихся, нередко требует активизации этого опыта для поиска дополнительных сведений, необходимых для полного понимания той или иной учебной проблемы.

            Кроме того, навык работы с текстами правового содержания не только ценен сам по себе, но и определяет способность человека точно истолковывать и глубоко анализировать любой текст, грамотно формулировать собственные мысли, оперативно искать информацию для их подтверждения или проверки. Анализ формулировок законов, опыт собственных формулировок той или иной правовой ситуации, разработки точных и однозначных форм письменного или вербального выражения своей мысли формирует культуру мышления, столь необходимую человеку в его повседневной жизни. Здесь информационная компетенция тесно взаимосвязана с коммуникативной компетенцией.

Приоритетные направления в преподавании предмета. Выстраивание системы правового образования в рамках каждого образовательного учреждения, требует многочисленных изменений не только в содержании учебных предметов, но и в технологии обучения. Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы и прочее необходимы для обеспечения серьезной мотивации школьников на дальнейшее обучение и позволяют сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву. Среди разнообразных направлений развития новых педагогических технологий наиболее адекватным целям правового образования являются: обучение в сотрудничестве, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов, «портфолио ученика»,  разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, а также возможности рефлексии, которые используются во всех перечисленных технологиях.

Правовая компетентность вырабатывается в социальной практике, путем действий в реальной обстановке или в смоделированных учебных ситуациях. Для правового образования такая социальная практика является обязательным и неотъемлемым компонентом. Школьное правовое пространство в условиях, когда действительность вне школы часто дает примеры правового нигилизма, пренебрежения к закону, антиправового поведения,  приобретает  наряду с организованными в форме социальной практики правовыми курсами  особое значение для организации образовательной деятельности. Как показывает опыт, наличие демократического правового уклада, в рамках которого в основной и старшей школе обучающиеся получают возможность реального участия в правоотношениях, приобретения опыта самостоятельного и ответственного действия и правового поведения является необходимым условием эффективного правового обучения и воспитания.

  1. Соотношение содержания стандартов и примерных программ

При разработке тематического планирования курсов права целесообразно ориентироваться на рекомендации примерных программ по праву для основной и старшей школы (базовый и профильный уровни). Примерные программы по праву  составлены на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Они конкретизирует содержание предметных тем государственного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции правового образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

Примерная программа выполняет информационно-методическую и организационно-планирующую  функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа включает три раздела:

пояснительную записку;

основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков Для каждого раздела указано примерное количество учебных часов, отводимых на его изучение. Зафиксирован резерв учебного времени, который может быть использован для повторения и для решения других дидактических задач по усмотрению учителя;

требования к уровню подготовки выпускников (этот компонент программы полностью идентичен соответствующему компоненту образовательного стандарта).

Примерная программа по праву является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе  резерва свободного учебного времени, установленного примерной  программой по праву (около 14% от общего объема учебных часов для ступени  среднего общего образования). Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ и учебников, либо самостоятельно учителем (если он использует примерную программу как рабочую). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить и собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Тем самым примерные программы содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

  1. VI. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК

 

В 90-е годы основой изучения правовых тем во многих школах являлись учебники по обществознанию, включавшие небольшие правовые разделы. С введением образовательного стандарта они  не могут выполнять эту роль, так как в части обучения праву не соответствуют его требованиям. Вместе с тем в последние годы подготовлены и внедрены в практику школы самостоятельные учебники и учебные пособия по праву.. Учитывая, что создание нового поколения учебной литературы займет несколько лет, на первых этапах рекомендуется использовать действующие учебники по праву, привлекая в случае отсутствия в них отдельных вопросов другие учебные пособия, содержащие необходимый материал. Наиболее полным на сегодняшний день является УМК «Основы правовых знаний» Российского фонда правовых реформ.

 Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, утверждены приказом Минобразования России от 15 января 2004 г. № 111.

Издательства, выпустившие действующие учебники, подготовят подробные рекомендации о порядке их использования с привлечением других учебных книг.


[1]       Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального компонента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются в соответствии с Санитарно-эпидемио-логическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 178-02), зарегистрированными в Минюсте России 05.12.02 г., рег. № 3997.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top