1.1 Пояснительная записка к программе

 

Обществознание - наука, которая изучает общество в самых разных аспектах его существования и представляет собой интегрированный курс, объединяющий основы философии, социологии, политологии. В центре каждой из наук стоит человек - существо биосоциальное. Современное общество предоставляет человеку широкий выбор сфер приложения своих сил. Изучение предмета «Обществознание» направлено на реализацию обязательного минимума содержания обществоведческой подготовки.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) обществознание в учреждениях начального профессионального образования изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования. При освоении профессий НПО социально-экономического профиля обществознание изучается без включения экономики и права – в объеме 78 часов.

В соответствии с задачами модернизации образования происходит обновление содержания учебного предмета «Обществознание». Новизна состоит в том, что оно направлено на повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности, на усиление практической направленности обучения, на формирование гуманистических и демократических ценностей, воплощённых в Конституции Российской Федерации.   

Изучение обществознания на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об обществе, его сферах и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации.

Содержание программы направлено на формирование у студентов знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами, в связи с чем усилена практическая направленность обществоведческого образования через формирование социальных компетентностей:

  • в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи);
  • в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины);
  • в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами);
  • в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, взаимодействовать с людьми различных национальностей);
  • в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать социальную информацию и рекламу).

Рабочая блочно- модульная программа состоит из 6 блоков:

Блок-1. «Введение».

Блок-2. «Человек как творец и творение культуры»

Блок-3. «Общество как сложная динамическая система»

Блок-4. «Социальные отношения»

Блок-5 «Политика как общественное явление»

Блок-6 «Человек в системе общественных отношений».

Данная структура обосновывается тем, что:

  • в блоке 1 происходит погружение в предметное содержание учебной дисциплины, знакомство с целями и задачами изучаемого предмета, исследуется понятие «Обществознание»;
  • в блоке 2 рассматриваются способы познания окружающего мира в целом и общества в частности;
  • в блоке 3 осуществляется исследование природы и общества, стратегических путей их развития;
  • в блоке 4 формируется представление о подсистемах общества, исследуются главные институты общества;
  • в блоке 5 изучаются политика как общественное явление, основные институты политической власти;
  • в блоке 6 осуществляется исследование духовной жизни человека, процесс его социализации.

В результате освоения курса у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.

Изучение курса «Обществознание» направлено на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов, освоение студентами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Итоговый контроль осуществляется в форме Единого государственного экзамена.

 

 

 


1.2 Тематический план

 

 

Наименование блоков и тем

Кол-во часов при очной форме обучения

Всего

Теоретические

Практи-ческие

Блок 1. Введение

2

2

-

1.1 Введение в предметное пространство

2

2

-

 

Итого по блоку:

2

2

-

Блок 2. Человек как творец и творение культуры

 

 

 

2.1 Человек как результат биологической и социокультурной  эволюции

2

 

2

-

2.2 Понятие культуры. Многообразие  культур

2

2

-

2.3 Свобода и необходимость в человеческой  деятельности

1

1

-

2.4 Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия

1

1

-

2.5 Проблемы познаваемости мира. Понятие истины и её критерии. Основные особенности научного мышления

2

2

-

2.6 Религия. Искусство.  Мораль.  Право

2

2

-

2.7 Итогово-обобщающее занятие по теме: «Человек как творец и творение культуры»

1

1

-

2.8 Контрольная работа (тестирование по блоку №2)

1

1

 

Итого по блоку:

12

12

-

Блок 3. Общество как сложная динамическая система

10

10

 

3.1 Системное строение общества.  Основные  институты общества

2

2

-

3.2 Многовариантность общественного развития

2

2

-

3.3 Эволюция и революция как формы социального изменения

2

2

 

3.4 Процессы глобализации. Общество и человек  перед лицом угроз и вызовов 21 века

2

2

-

3.5 Итогово-обобщающее занятие по теме: «Общество как сложная динамическая система»

1

1

 

3.6 Контрольная работа (тестирование по блоку №3)

1

1

 

Итого по блоку:

10

10

 

Блок 4. Социальные отношения

16

16

 

4.1 Социальная структура.  Социальная стратификация

2

2

 

4.2 Социальный  конфликт. Виды социальных конфликтов

2

2

 

4.3 Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль

2

2

 

4.4 Отклоняющееся поведение. Наркомании. Преступность

2

2

 

4.5 Социальная  мобильность. Виды и каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа

2

2

-

4.6 Этнические общности. Нации. Межнациональные отношения

2

2

-

4.7 Семья как социальный институт. Семья и брак. Современная  демографическая ситуация в Р.Ф.

2

2

-

4.8 Итогово-обобщающее занятие по теме: «Социальные отношения»

1

1

-

4.9 Контрольная работа (тестирование по блоку №4)

1

1

 

Итого по блоку:

16

16

-

Итого:

40

40

 

Блок 5. Политика как общественное явление

18

18

-

5.1 Понятие власти. Государство и его функции

2

2

-

 

5.2 Политическая система. Типология политических режимов

2

2

-

5.3 Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство

2

 

2

-

5.4 Политическая элита, особенности её формирования в современной России

2

2

-

5.5 Политические партии и движения. Политическая идеология

2

2

-

5.6 Средства массовой информации в политической системе общества

2

2

-

5.7 Политический процесс, его особенности в Российской Федерации

2

2

-

5.8 Избирательная система в Российской Федерации

2

2

-

5.9 Итогово-обобщающее занятие по теме: «Политика как общественное явление»

1

1

-

5.10 Контрольная работа (тестирование по блоку №5)

1

1

 

Итого по блоку:

18

18

-

Блок 6. Человек в системе общественных отношений

20

20

 

6.1 Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль

2

2

-

6.2 Духовная жизнь человека. Ценности и нормы, мотивы и предпочтения

2

2

-

6.3 Самосознание индивида и социальное поведение, свобода и ответственность

2

2

-

6.4 Общественная значимость и личностный смысл образования

2

2

-

6.5 Знания, умения, навыки в условиях информационного общества

2

2

-

6.6 Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры

2

2

-

 

6.7 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

2

2

-

 

6.8 Повторение по теме «Человек в системе общественных отношений»

1

1

-

6.9 Контрольная работа (тестирование по блоку №6)

1

1

 

6.10 Итогово-обобщающее занятие по курсу «Обществознание»

1

1

-

6. 11 Итоговое тестирование по курсу «Обществознание»

3

3

 

Итого по блоку:

20

20

 

Итого по курсу:

78

78

 

               

 

 

 

1.3 Содержание предмета

 

Цели:

  • развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
  • освоение системы знаний об обществе, его сферах и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социальных и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего профессионального образования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере.

Результат: сформированность у студентов социально-практических знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами, базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.

 

Блок 1. Введение

Цели: 

- осознание смысла понятия «общество», предметного содержания, способов его изучения;

- формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов.

 

1.1 Введение в предметное пространство

Социальные науки. Сущность понятия «общество». Специфика объекта изучения. Нормы предметного содержания, способы его изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

 

Блок 2. Человек как творец и творение культуры

Цели:

– осознание основ научного знания, способов познания  окружающего мира и общества, в частности и подходах к его изучению;

– получение представления об истории развития взглядов на общество;

– исследование понятия культура, его структурных компонентов и значение для общества.

 

2.1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Философские и научные представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение.

2.2 Понятие культуры. Многообразие культур

Культура материальная и духовная. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.

 

 2.3 Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода  как  условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

2.4 Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия

Роль знаний в жизни человека и общества. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом. Мировоззрение, его виды. Влияние мировоззрения на развитие человека и общества. Философия, его место в системе человеческих знаний.

2.5 Проблемы познаваемости мира. Понятие истины и её критерии. Основные особенности научного мышления

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблемы познаваемости мира. Научное познание. Методы научных исследований. Основные особенности научного мышления. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я».

2.6 Религия. Искусство.  Мораль.  Право

Религия, причины ее зарождения. Мировые религии. Свобода совести. Веротерпимость.   Религия как феномен культуры. Церковь в современном мире. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство, его виды. Искусство, его роль в жизни людей. Мораль. Моральные нормы и их влияние на поведение человека в обществе. Право. Его виды. Влияние права на регулирование отношений между людьми.

2.7 Итогово-обобщающее занятие по теме «Человек как творец и творение культуры»

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия.

2.8 Контрольная работа (тестирование по блоку №2)

 

Блок 3. Общество как сложная динамическая система

Цели:

- получение представления об исторической динамике человеческого общества, о стадиях его развития;

- осознание структуры мирового сообщества;

- исследование природы, сущности, стратегических путей развития  и отличительных черт современного общества.

 

3.1 Системное строение общества. Основные институты  общества

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Специфика общественных отношений. Понятия о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

3.2 Многовариантность общественного развития

Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «Второй природы».

3.3 Эволюция и революция как формы социального изменения

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.

3.4 Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века

 Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

3.5 Итогово-обобщающее занятие по теме «Общество как сложная динамическая система»

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

  • Контрольная работа (тестирование по блоку №3)

 

 

 

 

Блок 4.  «Социальные отношения»

Цели:

- получение представления о подсистемах общества: главных социальных институтах, социальных группах и сферах общественной жизни;

- исследование социальной мобильности и её роли в жизни человека.

 

4.1 Социальная структура. Социальная стратификация

Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы их типы. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

4.2 Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов

Виды социальных конфликтов, их причины. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

4.3 Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль

 Социальный контроль и самоконтроль. Виды социальных норм и санкций.

4.4 Отклоняющееся поведение. Наркомании. Преступность

Девиантное поведение, его формы, проявления. Преступность. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

4.5 Социальная мобильность. Виды и каналы социальной мобильности. Молодежь как социальная группа

 Виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

 

 4.6 Этнические общности. Нации. Межнациональные отношения

 Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

4.7 Семья как социальный институт. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

Семья и брак. Современная демографическая ситуация в РФ. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

4.8 Итогово-обобщающее занятие по теме «Социальные отношения»

Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы их типы. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Виды социальных конфликтов, их причины. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. Социальный контроль и самоконтроль. Виды социальных норм и санкций. Девиантное поведение, его формы, проявления. Преступность. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в РФ. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

4.9 Контрольная работа  (тестирование по блоку №4)

 

Блок 5.  Политика как общественное явление

Цели:

- исследование политической системы общества как совокупности повседневных  взаимодействий и взаимоотношений людей по поводу активного или пассивного участия в политической жизни  общества;

- осознание понятия «государство», его признаков и основных форм.

 

5.1  Понятие власти. Государство и его функции

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

5.2  Политическая система. Типология политических режимов

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов.

5.3 Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство

Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

5.4 Политическая элита, особенности её формирования в современной России

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

5.5  Политические партии и движения. Политическая идеология

Политическая идеология.  Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

5.6 Средства массовой информации в политической системе общества

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

5.7 Политический процесс, его особенности  в Российской Федерации

Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Политическое участие и его типы.

  1. 8 Избирательная система в Российской Федерации

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

5.9 Итогово-обобщаящее занятие по теме «Политика как общественное явление»

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическая идеология.  Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Политическое участие и его типы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

5.10 Контрольная работа (тестирование по блоку №5)

 

Блок 6.  Человек в системе общественных отношений

Цели: 

- исследование социального взаимодействия, включающего статусы, роли, социальные отношения, символы и значения;

- осознание этической основы культуры, нравственных чувств и морального поведения.

 

6.1 Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль

Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное. Общественное и индивидуальное сознание.

6.2    Духовная жизнь человека. Ценности и нормы, мотивы и предпочтения

 Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества.

6.3  Самосознание индивида и социальное поведение, свобода и ответственность

Цель и смысл человеческой жизни. Ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Социализация индивида. Социальная роль. 

6.4 Общественная значимость и личностный смысл образования

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

 

 

 

6.5 Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества

Влияние знаний, умений и навыков на воспитание и развитие человека в условиях современного информационного общества. Информационное общество, его основные признаки.

6.6 Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры

Понятие интеграции, ее развитие в современных условиях. Национальная и мировая культура, их взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимопроникновение.

6.7  Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Человеческий капитал.

6.8  Итогово-обобщающее занятие по теме «Человек в системе общественных отношений» 

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное. Общественное и индивидуальное сознание. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Цель и смысл человеческой жизни. Ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Социализация индивида. Социальная роль. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Влияние знаний, умений и навыков на воспитание и развитие человека в условиях современного информационного общества. Информационное общество, его основные признаки. Понятие интеграции, ее развитие в современных условиях. Национальная и мировая культура, их взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимопроникновение. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Человеческий капитал.

6.9 Контрольная работа (тестирование по блоку №6)

 

6.10 Итогово-обобщающее занятие по курсу «Обществознание»

Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе. Общество как сложная система. Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Наука и образование в современном мире. Духовная культура личности и общества. Основы знаний о духовной культуре человека и общества. Экономика. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики. Социальные отношения. Социальные нормы и конфликты. Социальная роль и стратификация. Важнейшие социальные общности и группы. Политика как общественное явление. Политика и власть. Государство в политической системе. Участники политического процесса. Право. Правовое регулирование общественных отношений. Основы конституционного права Российской Федерации. Отрасли российского права. Международное право.

         6.11 Итоговое тестирование по курсу «Обществознание»


7 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативная:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – Москва. ОМЕГА. 2005
  2. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию // Сборник нормативных документов / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – Москва. Дрофа, 2007. – 443 с
  3. Общие требования к организации деятельности преподавателя, мастера п/о в ТКС ЮУрГУ: Методические указания.- Челябинск: ТКС ЮУрГУ, 2005 г
  4. Кишенкова О.В. Примерная программа учебной дисциплины Обществознание для профессий начального профессионального образования. – ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008

 

Основная:

  1. Кравченко А. И. Обществознание. Учебник10-11 классы. Москва. Русское слово. 2008
  2. Кравченко А. И. Практикум по обществознанию для учащихся 10 – 11 классов. Москва. Русское слово. 2008
  3. Кравченко А. И. Хрестоматия по обществознанию. Москва. Русское слово. 2008
  4. Певцова Е.А. Обществознание. 10 – 11 классы. Книга для учителя с поурочным планированием. Москва. Русское слово. 2008
  5. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. Учебное пособие для 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 1997
  6. Боголюбов Л. Н. Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. Москва. Просвещение. 2008
  7. Боровик В.С. Боровик С.С. Обществознание. Учебник. Москва. РИОР. 2005
  8. Важенин А. Г. Обществознание. Учебник. Москва. Академия. 2006
  9. Важенин А. Г. Практикум по обществознанию. Учебное пособие. Москва. Академия. 2006
  • Смирнов И.П. Введение в современное обществознание. Учебник. Москва. Форум. 2007
  • Смирнов И.П. Введение в современное обществознание. Хрестоматия. Учебное пособие. Форум. 2007
  • Князев В.В. Обществознание. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2007

     13.Клименко А. В. Обществознание в вопросах и ответах. Учебное                

пособие. Москва. 1998

 

Дополнительная:

  1. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002
  2. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006
  3. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 классах. – М, 2005
  1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2008

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top