Новая техника, в первую очередь радиоэлектроника, все больше проникает в жизнь нашей страны. Она бурно вторгается и в мир представлений и понятий детей через кино, телевидение, радио, книги, рассказы взрослых и и из повседневной жизни. В этом окружении быстро развива­ются интересы ребят, формируются их склонност, Удовлетворить полностью любознательность подростков в процессе учебных занятий невозможно. Для этого не­обходимо организовать дополнительные занятия с отдельными учащимися в соответствии с их интересами но внеурочное или во внеклассное время. Школа, Дом пли Дворец пионеров, станция юных техников, КЮТ и даже домоуправление — вот основные центры практическою осуществления работы в области техники вообще и радиоэлектроники в частности.

Основной формой организации внеклассной работы по техническому творчеству является кружок — доброе вольное объединение учащихся, проявляющих особенный интерес к конкретной области техники и стремящими практически работать в ней. Цель занятий в кружке воспитание у школьников интереса и любви к технике труду, развитие творческих способностей и формирование у них умений и навыков конструкторской и рациона лизаторской деятельности.

Содержание работы и задачи, которые кружок pешает, определяют его тип. Так, кружки электронной автоматики относятся к категории конструкторских научно-технических кружков. Ведутся они, как правило, в течение трех лет и более, объединяя школьников 6—10-х классов.

Кружки электронной автоматики разделяются по годам занятий: 1-й, 2-й и 3-й года занятий, каждый из которых характеризуется своими отличительными особенностями, охватывая при этом вполне определенный контингент ребят.

Кружки 1-го года занятий, или начальные, рассчтл» ны на широкий круг учащихся 6—8-х классов, не имеющих достаточно знаний и навыков практической работы. Комлектуются они одноклассниками или смежными классами. Численный состав кружка — не менее 15 человек.

Кружки начинающих работают обычно два раза в неделю по 2 часа, т. е. 144 часа в год. Однако удобнее было бы занятия кружка проводить один раз в неделю, объединив два 2-часовых занятия в одно 4-часовое. Это вызвано рядом объективных причин:

1) На подготовку паяльников к работе уходит около 10 — 15 мин. Окончить работу учащийся также должен на несколько минут раньше, чтобы дать паяльникам возможность остыть. В результате время, отведенное на практические работы, сокращается в среднем на 15 — 20 мин., при двухразовом занятии потери времени составят в общей сложности около 35 мин. в неделю. Сюда же следует прибавить время, отводимое на проведение бесед теоретических занятий, на уборку рабочих мест, выходит, что не успел ребенок приноровиться к работе, как и уже пора и заканчивать. При одноразовом же занятии потери времени меньше.

2) Отдельные ребята живут далеко и ездить им два pаза в неделю трудно.

3) К тому же сам творческий процесс настолько захватывает детей, что время для них пролетает незамет­но.

Учитывая вышеизложенные доводы, педагог устанавливает график работы кружка сообразно обстоятельствам. После двух часов занятий обязательно должен быть 5-10 минутный перерыв.

Кружки 2-го года занятий являются непосредственным продолжением кружков для начинающих. В них деятельность учащихся приобретает определенную направленность, требующую специальных знаний, некоторых навыков и умений.

Программа кружка электронной автоматики 2-го года занятий рассчитана на учащихся 7—9-х классов. Численный состав кружков должен быть не менее 10 человек. Кружки работают два раза в неделю по 3 часа, или 216 часов в год.

И зависимости от особенностей и содержания работы кружка руководитель проводит занятия со всем составом кружка одновременно, по звеньям или индивидуально. Раскроем это положение. Так, например, теоретические занятия, беседы, экскурсии, встречи проводятся одновременно со всем составом кружка. Точно так же и процесс сборки конструкций, требующий периодическо­го контроля со стороны педагога, позволяет производи­тельно работать сразу всем кружковцам.

Однако положение в корне меняется, когда начина­ется накладка и испытание собранных схем и конструк­ций, оформление их к выставке. Количество времени, ко­торое теперь педагог должен уделить каждому круж­ковцу, резко возрастает. В этот период состав кружка рекомендуется разбить на два звена по 5—6 человек. В отдельных случаях при налаживании сложных конструк­ций возникает также необходимость и в проведении ин­дивидуальных занятий.

Многие школьники занимаются электроникой и авто­матикой дома самостоятельно, пользуясь радиолюбитель­ской литературой, статьями научно-технических журна­лов. Вовлекать в кружки таких ребят надо обязательно, но подход к ним нужен особый. Дело в гом, что постиг­нув кое-какие азы, собрав 2—3 схемы, которые к тому же и заработали, некоторые подростки начинают испытывать чувство превосходства по отношению к начина­ющим. Здесь не надо спешить. Если школьник действи­тельно что-то знает и умеет, его, конечно, можно принять и в старшую группу.

Кружки 3-го года занятий, или повышенные, ставят пе­ред собой задачу максимального развития творческих способностей учащихся 8—10-х классов, приобщения к рационализаторской деятельности. Уровень знании, умений и навыков членов повышенных кружков должен быть достаточно высоким: принимают в них школьников, прозанимавшихся не менее двух лет в кружках элек­тронной автоматики.

Кружки работают по 6 часов в неделю (216 часов и год). Сложность тематики и акцент на выполнение ин­дивидуальных конструкций требуют проводить работу и кружках по звеньям. В этом случае занятие можно по строить таким образом. Время, отведенное на кружок, руководитель разбивает поровну между звеньями. Вна­чале работает первое звено. Затем, за 15 мин до окон­чания занятий, приходят ребята второго звена, и педа­гог всем одновременно в течение 30 мин. читает теорию. Далее первое звено покидает лабораторию, а второе приступает к выполнению практических работ. Порядок работы звеньев можно чередовать.

При организации работы кружков электронной авто­матики следует учитывать специфические для внеклас­сной и внешкольной работы принципы:

  • коммунистическая, идейная направленность всей внеклассной и внешкольной работы с учащимися;
  • добровольность выбора учащимися профиля тех­нических кружков в соответствии с их личными интере­сами и способностями;
  • массовость кружковой работы;
  • общественно полезная направленность и творчекий характер работ кружка;
  • опора на самодеятельность и инициативу учащихся при проведении мероприятий в кружке;
  • помощь школе.

Набор в кружки производится в начале учебного года. Предварительно в школах и во внешкольных учреждениях вывешивают афиши или объявления о приеме в технические кружки и в том числе в кружки электронной автоматики.

Афиши или объявления должны содержать краткие сведения о кружке, возрасте его членов, месте и време­ни проведения записи в кружки.

Запись в кружки проводится педагогами в определенные часы в специально отведенном для этой цели помещении (вестибюль, актовый зал, Красный уголок) или непосредствепно в лаборатории, кабинете. Здесь же рекомендуется организовать небольшую выставку действующих устройств, приборов и учебно-наглядных пособий, отражающих профиль кружка электронной автомати­ки.

Индивидуальная работа является начальной ступенью в организации кружков. Прежде, чем записать школьника в кружок, педагог проводит с ним небольшую беседу, в ходе которой не только коротко рассказывает о кружке, но и выясняет уровень знаний своего собеседника.

Запись производится в заранее подготовленные бланки, и которых указаны год занятий и время работы кружков, а также фамилия, имя, номер школы, класс и домашний адрес каждого кружковца.

Записавшимся в кружок педагог выдает памятку с кл анием названия кружка, времени и места его работы, фамилии, имени, отчества педагога и дня первого занятия.

Эффективен метод непосредственного контакта со школьной аудиторией. Руководитель кружка может выступить в классе и в короткой беседе сказать ребятам несколько слов о радиоэлектронике и кружке электронной автоматики. Из 2—3 классов всегда наберется до­статочное число желающих записаться в кружок.

Организация школьного кружка часто начинается с подбора актива учащихся, проявляющих особый интерес к предмету. В дальнейшем к этим энтузиастам присое­диняются другие ученики, проявившие интерес к данной работе, и постепенно создаются кружки.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top