В лаборатории или кабинете электронной автоматики иа каждом рабочем месте необходимо иметь несколько различных источников электропитания: 220 в и менного тока для питания измерительной аппара­ты, сетевых электродвигателей и других электроприборов; 36 в переменного тока для питания электропаяльников; 12 и 24 в постоянного тока для испытания и налаживания транзисторных и релейных схем. Все питающие напряжения подводятся к специальным силовым щиткам. Для получения переменных и постоянных напряжений 36, 24 и 12 в необходима отдельная установка (нижающий трансформатор, выпрямитель с делите­ли и напряжения и т, д.).

Очень часто при работе над электрической схемой у юного конструктора возникает необходимость вклю­чить одновременно несколько электроприборов. В этом случае незаменим так называемый электрораспределитель. Основой такого электрораспределителя является небольшая пластмассовая коробочка, имеющая разме­ры примерно 160X40X25 мм. В соответствии с разме­рами коробки вырезают плату из гетинакса или тексто­лита толщиной 3 мм. На плате устанавливают 3 пары гнезд с изолированными головками и корпус держателя предохранителя. Расстояния между центрами отверстий под каждую пару гнезд должно быть точно равно 19,5 мм. Только при этом условии электровилка свобод­но войдет в гнезда электрораспределителя. Выводы гнезд и предохранителя соединяют между собой медным про­водом .сечением 1 мм2, а места соединений надежно запа­ивают. Затем производят сборку электрораспределителя и установку его. Электрораспределительную коробку закрепляют с помощью 4 винтов, размещенных в основа­нии ее корпуса, непосредственно на поверхности рабоче­го стола по левую руку сидящего. Теперь остается вста­вить предохранитель, и приспособление готово к работе. При наличии предохранителя в электрораспределитель­ной коробке источник электроэнергии на каждом рабо­чем месте становится автономным. Случайные замыка­ния и перегрузки, происшедшие на каком-нибудь из ра­бочих столов, будут в этом случае иметь «местный» ха­рактер и не вызовут вынужденного сбоя в работе всего кружка.

Плавкий предохранитель должен быть обязательно заводским с током срабатывания не более 5 а. Ни в коем случае нельзя применять различного рода самодельные предохранительные устройства: «жучки», куски медного провода, металлические шпильки. Очень часто такой са­модельный предохранитель может оказаться нечувстви­тельным к перегрузке и даже к короткому замыканию, что приводит к травмам, повреждению приборов и элек: тросети.

Необходимо предусмотреть также приспособления, исключающие случайные включения низковольтных эле­ктропаяльников в сеть 220 в. Здесь с успехом можно применить специальные розетку и вилку с плоскими то­косъемниками, выпускаемые нашей промышленностью (тип У-86а и У-87а соответственно).

Для той же цели можно приспособить и обычную электровилку, несколько усовершенствовав ее. Смысл усовершенствования заключается в добавлении так на­зываемого ключа. Параллельно токосъемникам на кор­пусе электровилки устанавливают металлический штырь диаметром 2—3 мм и высотой, немного превышающей высоту токосъемников. Соответственно в розетке, пред­назначенной для питания низковольтных паяльников, следует просверлить отверстие таким образом, чтобы при включении в него свободно входил ключ вилки. Бла­годаря такому несложному приспособлению случайные, даже кратковременные, включения электропаяльников в сеть 220 в полностью исключены. Розетки для питания электропаяльников следует установить по правую руку кружковцев.

Постоянные напряжения (12, 24 в и др.) подводят к отдельным электрощиткам. Конструкция электрощитка простая: каркас из электроизоляционного материала (гетинакс, текстолит, оргстекло), ряд клемм или гнезд па передней панели, выключатели типа «тумблер», предо­хранительные устройства и разъем, через который к щи­тку подводится электропитание, включая и переменные напряжения 220 и 36 в. Никаких стрелочных контроль­ных приборов устанавливать на электрощиток не надо. Контроль электропитания на рабочих местах осущест­вляется с пульта преподавателя. Для простоты все напряжения контролируют одним и тем же вольтметром, переключая его на различные пределы измерений. Ток важно контролировать только постоянный, поступающий от блока питания на 12 и 24 в. Это вызвано тем, что мощность применяемого для этой цели низковольтного выпрямителя ограничена (обычно не более300вт) и при отсутствии автоблокировки легко может быть превыше­на, если не следить за величиной потребляемого тока. С этой целью на пульте преподавателя устанавливают также амперметр на 2 предела измерений (например, 10 И 20 а).

Кроме контрольных приборов пульт преподавателя должен быть снабжен также выключателями для включения я и выключения питающих напряжений на рабочих столах.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top