По мере углубления экономических реформ в России формиру­ется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду. Человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. В то же время на развитие этого процесса в России оказывают расту­щее влияние и общемировые тенденции. Для постиндустриального общества характерны такие параметры трудового процесса индиви­да, как обладание многими профессиями при постоянном обучении новым профессиям в различных областях знания; свобода переме­щения (мобильность) и не только в пределах рынка труда (от одного работодателя к другому), но и в плане выбора различных сфер и форм занятости (наемный труд, самозанятость, предпринимательст­во и т. п.).

 

«Профессия на всю жизнь» грозит исчезнуть. Экономическая за­нятость, по мнению У. Бека, постепенно перестает быть центром общества, центром мира традиционных ценностей. С середины 70годов XX века наблюдается сокращение объемов экономической за­нятости. «Мы должны, наконец, сказать начистоту: к полной занято­сти возврата нет. Это означает, что рабочие места с занятостью в те­чение всего дня будут заменяться гибкими с точки зрения простран­ства, времени и в договорном плане трудовыми соглашениями», —- писал в 1997 году У. Бек.

Социологические исследования, проведенные в конце 70-х — начале 90-х годов в ряде европейских стран, показали существенные изменения в социальных установках по поводу работы: ценность «работы» как «постоянной занятости» стала гораздо менее значи­тельной.

В последние десятилетия сначала в США, Канаде, странах за­падной Европы, а затем и в других странах получает широкое рас­пространение фриланс. Понятие «фриланс» своим происхождением обязано английскому словосочетанию «freelance», что переводится как «политик (журналист), не принадлежащий к определенной партии (редакции)» (Мюллер). Таким образом, фриланс означает воз­можность работы без контракта. Иногда фриланс называют удален­ной, теле- или дистанционной работой. По некоторым данным, в США, Канаде и странах западной Европы на условиях фриланса работают 5,8 % населения, а это примерно 17 млн человек.

Фриланс в России, как и в других странах, получает распро­странение, в первую очередь, в таких сферах, как программирова­ние, дизайн, журналистика, особенно с развитием Интернета: сеть и сопутствующие информационные и банковские технологии позво­лили некоторым категориям работников уменьшить частоту появ­ления в офисах, а то и полностью перейти на надомную и/или уда­ленную работу.

Кто же становится фрилансером? Как правило, данный вид за­нятости выбирают как признанные профессионалы в своем деле, так и менее опытные специалисты и даже новички, рассматривая фри­ланс, как определенный старт в собственной профессиональной деятельности.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top