Руководство по изучению дисциплины «Современная пресс-служба»
Составитель Л.В. Пелленен
Настоящее руководство содержит следующие структурные элементы:
- Установочная информация об организации учебного процесса на основе ДОТ
- План освоения дисциплины
- График контрольных мероприятий
- Система оценки знаний студентов
- Содержание промежуточных контрольных мероприятий, требования к их оформлению, порядок представления
- Содержание итогового контрольного мероприятия и форма его проведения
- Список рекомендуемых источников
- Установочная информация об организации учебного процесса на основе ДОТ
Уважаемые студенты!
Умение грамотно выстраивать эффективные двусторонние коммуникации со средствами массовой информации (СМИ) является одним из ключевых требований к специалисту по связям с общественностью (СО). Статус информационного посредника в работе со СМИ придает пресс-службе особую значимость в реализации любого вида PR-деятельности. Авторитетные практики утверждают, что работе со СМИ отводится от 40 до 80 процентов времени PR-специалиста.
Все это подтверждает актуальность изучения теоретических основ данной деятельности, а также требует выполнения большого числа практических заданий для усвоения основных профессиональных навыков.
Для получения итогового зачета по дисциплине «Современная пресс-служба» будет использована система накопительной оценки, целью которой является стимулирование работы студентов в межсессионный период. О системе подробно сказано в разделе 4 данного Руководства (Система оценки знаний студентов).
Для того, чтобы получить зачет, вам необходимо своевременно выполнить семь практических заданий, принять участие в семинаре-форуме о современном состоянии деятельности отечественных пресс-служб и ответить на блиц-опрос о функциях пресс-секретаря в чате. Критерии оценки для получении максимальных баллов за каждое задание приведены в разделе 5 данного Руководства. Получение максимальных баллов за каждое из заданий обеспечит вам итоговый зачет.
В том случае, если суммарное количество баллов за выполненные задания не достигнет зачетного уровня (70 баллов), для получения зачета необходимо будет пройти контрольный тест. Вопросы для подготовки к зачету приведены в разделе 6 данного Руководства.
Информацию о сроках проведения контрольных мероприятий вам сообщит преподаватель на установочной сессии, вы также можете узнать ее на Доске объявлений (электронной оболочки, в которой ведется обучение).
При работе над практическими заданиями вы можете получить консультации преподавателя (очно или в СДО "Электронный ЮУрГУ", в режиме форума или чата.
После выполнения задания каждый обучающийся высылает его по электронной почте (или выкладывает его в форум), потом оно оценивается преподавателем. Преподаватель комментирует ответ обучающегося в письменной форме и сообщает о зачете очередного этапа обучения.
- План освоения дисциплины «Современная пресс-служба»
№ раздела/темы |
Наименование раздела/темы |
Срок освоения темы |
Контрольные мероприятия |
1. Назначение и статус пресс-службы |
1.1. Определение основных понятий |
1–2-я неделя |
Практическое задание № 1 «Роль и место пресс-службы в структуре организации» |
1.2. Роль и место пресс-службы в PR-деятельности |
|||
1.3. Статус и полномочия пресс-службы |
|||
1.4. Документационное обеспечение деятельности пресс-службы
|
3-я неделя |
Практическое задание № 2 «Положение о пресс-службе и должностные инструкции специалистов» |
|
2.Функции и структура пресс-службы |
2.1. Функции и виды деятельности пресс-службы |
4–5-я неделя
|
Практическое задание №3 «Структура и функции пресс-службы»
|
2.2. Структура и штатное расписание |
|||
2.3. Пресс-секретарь и его функции |
6-я неделя |
Блиц-опрос в чате |
|
2.4. Требования к специалистам |
7-я неделя |
Практическое задание № 4 «Профессиональный портрет пресс-секретаря организации» |
|
3. Современное состояние |
Общая характеристика современных российских пресс-служб по сферам применения: политика, бизнес, общественные организации |
8-я неделя |
Семинар-форум |
4. Средства взаимодействия со СМИ |
4.1 Информационные инструменты |
9-10-я неделя |
Практическое задание № 5 «Подготовка пресс-релиза и пресс-кита организации» |
4.2 Организация специальных событий |
11-я неделя |
Практическое задание № 6 «Требования к эффективной организации специального события» |
|
4.3 Организация пресс-конференции, пресс-тура, интервью с представителем организации |
12–13-я неделя |
||
5. Оценка деятельности пресс-службы |
Мониторинг СМИ, фиксация информации, контент-анализ информации |
14-я неделя |
Практическое задание № 7 «Мониторинг и оценка публикаций» |
|
Зачет |
15-я неделя |
Тест |
- График контрольных мероприятий
Контрольное мероприятие |
Учебная неделя проведения контрольного мероприятия |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
Контрольная работа (практическое задание) |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
Блиц-опрос в чате |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Семинар-форум |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
Зачет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
- Система оценки знаний студентов
Для оценки знаний студентов будет использована система накопительной оценки, целью которой является стимулирование работы студентов в межсессионный период.
Общий вес дисциплины принимается равным 100 баллам.
Каждому контрольному заданию присваивается определенное количество баллов исходя из сложности его выполнения. При оцениваении учитывается степень соответствия заданию, полнота представленных материалов и своевременность выполнения работы.
Контрольное мероприятие |
Максимальное количество баллов |
Практическое задание № 1 |
8 |
Практическое задание № 2 |
6 |
Практическое задание № 3 |
10 |
Практическое задание № 4 |
8 |
Практическое задание № 5 |
8 |
Практическое задание № 6 |
8 |
Практическое задание № 7 |
8 |
Участие в семинаре-форуме |
8 |
Участие в чате |
6 |
Итоговый тест |
30 |
Полученные баллы суммируются. Общий результат учитывается при выставлении зачета. Если к моменту проведения аттестационного мероприятия студент набирает количество баллов, достаточное для получения экзаменационной оценки, по решению преподавателя она может быть выставлена студенту в ведомость и зачетную книжку в период сессии.
Предварительная аттестационная оценка |
Количество баллов |
Зачет |
70––100 |
Незачет |
Менее 70 |
- Содержание промежуточных контрольных мероприятий, требования к их оформлению, порядок их представления
Состав и объем практических занятий
Номер и название практического занятия |
Краткое содержание заданий к практическим занятиям |
Практическое задание № 1 «Роль и место пресс-службы в структуре организации» |
Задание 1. Найти в литературе (можно в сети Интернет) пример пресс-службы с подтверждением ее статуса (места в структуре в выбранной организации). 2. Найти в прессе либо в электронных СМИ один-два материала со ссылкой на пресс-службу данной организации. 3. Прокомментировать роль и полномочия данной пресс-службы. Оформление и отправкаПрактическая работа должна быть представлена в электронном виде как документ Microsoft Word. Шрифт –– Times New Roman, 14 кегль; межстрочный интервал –– 1.5. Файл с выполненной работой должен быть озаглавлен «Практическое задание 1 студента…» и выслан электронным письмом преподавателю. Система оценкиПри оценке учитывается степень соответствия заданию, полнота представленных материалов, обоснованность (аргументированность) представленной точки зрения и своевременность выполнения работы. Максимальная оценка за практическое задание – 8 баллов. |
Практическое задание № 2 «Положение о пресс-службе и должностные инструкции специалистов» |
Задание
Оформление и отправкаПрактическая работа должна быть представлена в электронном виде как документ Microsoft Word. Шрифт –– Times New Roman, 14 кегль; межстрочный интервал –– 1.5. Файл с выполненной работой должен быть озаглавлен «Практическое задание 2 студента…» и выслан электронным письмом преподавателю. Система оценкиПри оценке учитывается степень соответствия заданию, полнота представленных материалов, обоснованность (аргументированность) представленной точки зрения и своевременность выполнения работы. Максимальная оценка за практическое задание – 6 баллов. |
Практическое задание №3 «Структура и функции пресс-службы»
|
Задание 1. Найти в литературе (можно в сети Интернет) либо составить самостоятельно на основании Положения структуру пресс-службы любой организации (предприятия). 2. Указать и обосновать принцип структурирования. 3. Выявить выполняемые функции. 4. Показать причинно-следственную связь между структурой данной пресс-службы и основными задачами базисного субъекта PR. 5. Найти в СМИ публикации, касающиеся выбранной организации/предприятия. Отметить роль пресс-службы. Оформление и отправкаПрактическая работа должна быть представлена в электронном виде как документ Microsoft Word. Шрифт –– Times New Roman, 14 кегль; межстрочный интервал –– 1.5. Файл с выполненной работой должен быть озаглавлен «Практическое задание 3 студента…» и выслан электронным письмом преподавателю. Система оценкиПри оценке учитывается степень соответствия заданию, полнота представленных материалов, обоснованность (аргументированность) представленной точки зрения и своевременность выполнения работы. Максимальная оценка за практическое задание – 10 баллов. |
Практическое задание № 4 «Профессиональный портрет пресс-секретаря организации» |
Задание
Оформление и отправкаПрактическая работа должна быть представлена в электронном виде как документ Microsoft Word. Шрифт –– Times New Roman, 14 кегль; межстрочный интервал –– 1.5. Файл с выполненной работой должен быть озаглавлен «Практическое задание 4 студента…» и выслан электронным письмом преподавателю. Система оценкиПри оценке учитывается степень соответствия заданию, полнота представленных материалов, обоснованность (аргументированность) представленной точки зрения и своевременность выполнения работы. Максимальная оценка за практическое задание – 8 баллов. |
Практическое задание № 5 «Подготовка пресс-релиза и пресс-кита организации» |
Задание 1. Составить пресс-релиз о деятельности какой-либо организации в соответствии с предложенным шаблоном и требованиями к композиции и стилю данного документа. 2. Приложить к пресс-релизу бэкграундер по истории организации (проблемы), фотографии, другие справочные материалы. Оформление и отправкаПрактическая работа должна быть представлена в электронном виде как документ Microsoft Word. Шрифт –– Times New Roman, 14 кегль; межстрочный интервал –– 1.5. Файл с выполненной работой должен быть озаглавлен «Практическое задание 5 студента…» и выслан электронным письмом преподавателю. Система оценкиПри оценке учитывается степень соответствия заданию, полнота представленных материалов, обоснованность (аргументированность) представленной точки зрения и своевременность выполнения работы. Максимальная оценка за практическое задание – 8 баллов. |
Практическое задание № 6 «Требования к эффективной организации специального события» |
Задание 1. Найти в СМИ либо в других источниках описание специального события и определить его классификационную принадлежность. 2. Проанализировать, как соблюдаются требования к творческой части данного спец. события, к его организации и к процедуре взаимодействия со СМИ. 2. Выявить признаки эффективного специального события. 2. Сформулировать два вопроса и удачные (с точки зрения PR) ответы к воображаемой пресс-конференции по данному информационному поводу. Оформление и отправкаПрактическая работа должна быть представлена в электронном виде как документ Microsoft Word. Шрифт –– Times New Roman, 14 кегль; межстрочный интервал –– 1.5. Файл с выполненной работой должен быть озаглавлен «Практическое задание 6 студента…» и выслан электронным письмом преподавателю. Система оценкиПри оценке учитывается степень соответствия заданию, полнота представленных материалов, обоснованность (аргументированность) представленной точки зрения и своевременность выполнения работы. Максимальная оценка за практическое задание – 8 баллов.
|
Практическое задание № 7 «Мониторинг и оценка публикаций» |
Задание 1. Отследить в течение недели, как освещается в СМИ любой PR-субъект по выбору студента. 2. Найти в СМИ и проанализировать не менее трех материалов о выбранном субъекте PR (с указанием источника и времени выхода; для видео и аудио материалов расшифровка текста с указанием источника и времени выхода). 3. Оценить содержание вышеуказанных публикаций с применением элементов контент-анализа (письменно)
Оформление и отправкаПрактическая работа должна быть представлена в электронном виде как документ Microsoft Word. Шрифт –– Times New Roman, 14 кегль; межстрочный интервал –– 1.5. Файл с выполненной работой должен быть озаглавлен «Практическое задание 7 студента…» и выслан электронным письмом преподавателю. Система оценкиПри оценке учитывается степень соответствия заданию, полнота представленных материалов, обоснованность (аргументированность) представленной точки зрения и своевременность выполнения работы. Максимальная оценка за практическое задание – 8 баллов.
|
Задание к семинару-форуму
- Выбрать вариант доклада, назначенный для данного студента.
Вариант выбирается в соответствии с первой буквой фамилии (см. таблицу).
Номер варианта |
Первая буква фамилии |
Тема доклада |
|
1
|
А, Б,В,Г,Д,Е,Ж ,З,И
|
«Общая характеристика современных российских пресс-служб в сфере политики и государственного управления» |
|
2 |
К,Л,М,Н,О,П,Р С,Т,У |
«Общая характеристика современных российских пресс-служб в сфере бизнеса» |
|
3 |
Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Э,Ю,Я
|
«Общая характеристика современных российских пресс-служб в социальной сфере» |
|
- Подготовить доклад на тему «Общая характеристика современных российских пресс-служб по сферам применения» согласно выбранному варианту.
- Разместить готовые доклады на форуме.
- Принять участие в обсуждении докладов других студентов.
Оформление и отправка
Доклад должен быть представлен в электронном виде как документ Microsoft Word либо как электронная презентация Microsoft PowerPoint. Шрифт –– Times New Roman, 14 кегль; межстрочный интервал –– 1.5. Объем доклада – минимум 2 тысячи знаков.
Система оценки
При оценке учитывается степень соответствия заданию, полнота представленных материалов, выраженность собственного отношения к теме, стиль изложения, обоснованность (аргументированность) представленной точки зрения, активность при обсуждении и своевременность выполнения работы. Максимальная оценка за участие в семинаре – 8 баллов.
Вопросы к блиц-опросу в чате
- В чем состоит принципиальное различие между деятельностью пресс-секретаря и деятельностью пресс-службы.
- Возможно ли совмещение работы пресс-секретаря с руководством пресс-службой? Приведите примеры из отечественной или мировой практики.
- В чем преимущество разделения работы пресс-секретаря и работы начальника пресс-службы. Приведите примеры раздельного осуществления этих видов деятельности.
- Дайте характеристику прогностической функции пресс-секретаря.
- В чем заключается функция контроля.
- Что включает в себя селективная функция.
- В чем состоит коррекционная функция пресс-секретаря.
- Что такое прогностическая функция пресс-секретаря.
- Выполняет ли пресс-секретарь еще какие-либо функции.
- Содержание итоговых контрольных мероприятий и форма его проведения
Зачет по дисциплине «Современная пресс-служба» проводится в виде теста.
Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету
1.Определение пресс-службы.
- Назначение (социальная роль) пресс-службы.
- Место пресс-службы в PR-деятельности.
- Роль пресс-службы в PR-деятельности, количественная и качественная оценка.
- Место пресс-службы в типичной структуре управления.
- Документы, официально закрепляющие статус пресс-службы.
- Чем определяется объем полномочий пресс-службы. Ключевое полномочие пресс-службы.
- Перечислите основные направления деятельности пресс-службы.
- Что такое аккредитация и на основании чего она осуществляется.
- По каким признакам возможно структурирование (разделение обязанностей) в пресс-службе. От чего зависит структура пресс-службы.
- Требования к работнику пресс-службы.
- Чем определяется сходство пресс-служб в различных сферах применения. Факторы, определяющие различия пресс-служб.
- Основные средства коммуникации со СМИ (инструментарий пресс-службы).
- Организация специальных событий, требования к их подготовке, признаки эффективного специального события.
- Пресс-конференция. Требования к теме, времени проведения, подготовке и ведению пресс-конференции.
- Брифинг и его особенности.
- Пресс-тур, его цели и особенности, порядок подготовки и проведения.
- Интервью с руководством. Виды интервью, порядок их подготовки и проведения.
- Публикации от имени руководителей, их виды, основные требования к содержанию.
- Порядок подготовки PR-текста от имени руководителя.
- Информационные PR-материалы, их классификация и виды. Роль PR-материалов в PR-практике, основные правила их подготовки.
- Последовательность действий по анализу материалов СМИ.
- Мониторинг и его виды.
- Фиксация информации и ее основные способы.
- Контент-анализ, его цель и порядок работы.
- Как можно использовать перепечатки материалов СМИ.
- Список рекомендуемых источников
Основной
- Ворошилов, В.В. Современная пресс-служба: Учебник / В.В. Ворошилов. – М.: Кнорус, 2009. – 224 с.
- Головлева, Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование: Учебное пособие / Е.Л. Головлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 250 с.
- Ильченко, С.Н. Современная пресс-служба: Учеб. пособие / С.Н. Ильченко, А.Д. Кривоносов. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т., 2005 – 105 с.
- Кондратьев, Э.В. Связи с общественностью: Практикум / Э.В. Кондратьев. – М.: Академический проект, 2008. – 192 с.
- Ляйнеманн, Р. Измерения медиарилейшнз: как оценить вклад PR в успех компании / Р. Ляйнеманн, Е. Байкальцева. – М.: Вершина, 2006. – 248 с.
- Ляйнеманн Р. Пресс-конференция: Игра по собственному сценарию / Р. Ляйнеманн, Е. Байкальцева. – Минск: Гревцов Паблишер, 2009. – 400 с.
- Чумиков, А.Н. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры: учеб.-практич. пособие / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. – М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. – 721 с.
Дополнительный
8 . Алешина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров: Учебник / И.В. Алешина. – М.: ЭКМОС, 2003. – 480 с.
- Бузин, В.Н. Основы медиапланирования: Курс лекций / В.Н. Бузин. – М.: Изд-во Международного института рекламы, 2002. – 208 с.
- Бодуан, Жан-Пьер. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство/ Пер. с фр. / Ж.П. Бодуан – М.: Имидж-Контакт: ИНФРА-М,2001. –233 с.
- Большаков, П.В. Вся пресса Челябинской области: Научно-справочное издание / П.В. Большаков. – Челябинск: ЮУрГУ, 2003. – 241 с.
- Буари, Ф.А. Паблик рилейшнз или стратегия доверия/ Пер. с фр. / Ф.А. Буари – М.: Имидж-Контакт: ИНФРА-М, 2001. – 178 с.
- Варакута, С.А. Связи с общественностью: учеб. пособ. / С.А. Варакута, Ю.Н. Егоров. – М.:ИНФРА-М, 2001. – 246 с.
14.Грабельников, А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы / А.А. Грабельников. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 336 с.
- Катлип, С. Паблик рилейшнз. Теория и практика / С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум. – М.: Вильямс, 2003. – 624 с.
- Кривоносов, А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А.Д. Кривоносов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. – 254 с.
- Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие/ Я.Н.Засурский, Е.Л.Вартанова, И.И.Засурский и др.; Под ред. Я.Н.Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 303 с.
18.Федотова, Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение / Л.Н. Федотова. – СПб.: ПИТЕР, 2003.—352 с.
- Шишкина, М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М.А. Шишкина. – СПб.: Паллада-медиа, СЗРЦ «РУСИЧ» , 2002. – 444 с.
- Эко, Умберто. Пять эссе на тему этики. О прессе / Умберто Эко. – СПб.: Изд-во «Симпозиум», 2000. – 160 с.
Желаем успехов!