Пример с Шатурским мебельным комбинатом показал, что отечественные мебельные предприятия, принимая решение о приглашении консультантов, преследуют две основные цели: получить представление и знания о работе в рыночных условиях и найти партнеров, желающих выступить в роли инвестора.
В связи с этим деятельность консалтинговых фирм, работающих на АО "Шатура", была направлена:
1. На поддержку реорганизации
nпроведение диагностического исследования: оценка ситуации, подготовка плана реализации чрезвычайных мероприятий, определение наивыгодных условий сотрудничества с потенциальными партнерами;
nсодействие в реорганизации: помощь в реализации плана реструктуризации, подготовка к сотрудничеству.
2. На развитие промышленной кооперации:
nпоиск партнеров, готовых к сотрудничеству;
nсодействие в процессе ведения переговоров.
Критериями успешной работы консультантов служили: приемлемость рекомендаций, стимулирование новых идей у клиента, получение конкретных экономических результатов.
Усилия консультантов были направлены на передачу ноу-хау и адаптированы к российской практике методов работы зарубежных производителей мебели.
Практика показывает, что процесс реструктуризации значительно ускоряется, если клиентная организация ориентирована на производственную кооперацию с российским и зарубежным партнером. Для этого требуется хорошо проработанный проект.
Консультанты провели анализ макро- и микроокружения предприятия; внутренней среды; детальный анализ параметров маркетинговой совокупности показателей; выявили актуальные проблемы, узкие места, ограничения, шансы, опасности, риски. Были использованы хорошо отработанные на западе методы и технологии: обзоры, обобщения, оценка рыночной позиции, конкурентных влияний, SWOT- анализ, анализ портфеля заказов и т.д.
Результаты диагностического анализа и основные выводы были учтены при разработке бизнес-плана. Основными направлениями реструктуризации стали:
nструктура производства;
nструктура управления;
nдизайн продукции;
nмаркетинг;
nфинансовый менеджмент.
При обсуждении предложений руководство комбината наряду с затратами на реализацию предлагаемых мероприятий рассматривало и вопрос о возможности использования рекомендаций иностранных специалистов. Консультанты отказались от идеи предложения готовых моделей, используемых в зарубежной практике. Для того чтобы развеять сомнения клиента, доказать, что проблемы российских предприятий могут быть решены с помощью западных "ноу-хау" в области производства и управления, стимулировать новые идеи, консультанты использовали следующие приемы:
¨ проводили семинары, стажировки в мебельных компаниях Европы;
¨ демонстрировали конкретные результаты.
Проблема клиента решалась совместно. Так была разработана концепция контроля качества, в основе которой лежали методы мягкого воздействия: мотивация сотрудников, принятие ими обязательств, использование средств контроля. Часть предлагаемых консультантами мер была ориентирована на мероприятия, ведущие к быстрой отдаче, другая рассчитывалась на более длительную перспективу и требовала значительных затрат.
Среди рекомендаций нового типа были: разработка и реализация перепланировки производственных участков; внедрение систем управления затратами и рационализации информационных потоков. Ко второй группе относились предложения по разделению компании на специализированные стратегические подразделения с финансовой ответственностью; создание холдинговой структуры; разработки гибкой структуры с четко определенными целями и ответственностью.
Консультанты способствовали освоению клиентом методов инжиниринга и разработки новой продукции.
Эксперты по маркетингу помогли комбинату разработать структуру маркетинговой службы и ознакомили с инструментами управления маркетингом, техникой проведения маркетингового анализа.
Мебельный комбинат в результате финансовой и административной реструктуризации получил эффективные механизмы и аналитические модели. Внедрены системы управления затратами для разработки рентабельности и отчетности, система для реализации предложений по рационализации информационных потоков и управления денежными средствами.
Наличие обоснованного плана действий и четко сформулированные преимущества получаемые партнерами, открыли комбинату возможности для кооперации с европейскими производителями мебели. Помощь консультантов в производственной кооперации помимо прямого поиска партнера заключалась:
nв развитии навыков определения потребностей и целей партнеров;
nв выработке переговорной позиции (умение вести переговоры, определение границ уступок и т.д.)
И хотя процесс реструктуризации на Шатурском мебельном комбинате продолжается и сегодня, проведена оценка основных результатов:
- возросла доля рынка;
- освоено производство новой продукции;
- снизились запасы готовой продукции на складе;
- созданы боле гибкие управленческие структуры;
- развивается долговременное сотрудничество по совместному производству мебели на основе европейского дизайна, созданы два совместных предприятия.
Как уверяет генеральный директор: "Мы сегодня управляем ситуацией, что бы ни случилось на рынке".
Вопросы для обсуждения
1. Выделите среди перечисленных методов консультирования:
¨ методы решения содержательной части проблемы;
¨ методы работы со специалистами клиентной организации.
- Каковы, на Ваш взгляд, предпочтительные формы получения знаний о современных методах производства и управления и почему?
- В чем преимущества и недостатки формирования умений и навыков через консультационное обучение?
- Согласны ли Вы с перечисленными критериями успешной работы консультантов? Дайте обоснование. Какие критерии использовали бы Вы?
- Почему ситуация названа "Большой выбор"?