Как было показано в конкретной ситуации по предприятию пищевой промышленности (Ситуация №1), инициатором первого контакта с консультантами выступила клиентная организация. Организацией предполагалось, что консультанты проведут анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия, выявят причины такого состояния, резервы получения прибыли и снижения затрат, а клиент подключится к работе на этапе реализации рекомендаций.
Однако уже на первой встрече консультанты предложили изменить подход к организации работ по проекту. Руководителем фирмы "Аудит-Наука" была обоснована необходимость создания единой команды из специалистов экономических служб и внешних консультантов для совместной работы по проекту.
Ко второй встрече консультанты приготовили предложение, где были сформулированы задачи и конечные результаты деятельности; обоснован подход к решению проблем клиентной организации; представлена команда консультантов; указаны сроки реализации работы; представлен расчет затрат на ее выполнение; показана уникальность услуг. Проект предполагалось осуществить в течение трех месяцев. Общий объем работ был оценен в 120 человеко-часов.
Перед совместной командой были поставлены следующие задачи:
- Разработать предложения по совершенствованию организации оперативного учета и документооборота.
- Обосновать выбор оптимальной учетной политики.
- Проанализировать финансовое состояние предприятия и выявить причины сложившихся результатов.
- Выявить резервы роста прибыли и снижения затрат.
- Оказать помощь в составлении финансовой отчетности за год и подготовке отчета к собранию акционеров.
- Обучить персонал предприятия по ведению финансового учета и финанализа деятельности предприятия.
В контракте потребовалось более детально обосновать цену и принципы оплаты. Было решено производить ежемесячные авансовые выплаты из расчета дневной тарифной ставки одного консультанта – 35 долларов США. Это была средняя сложившаяся цена в городе в тот период, и поэтому разногласий по этому поводу не было. Одним из условий договора явилось доведение консультантами рекомендаций до уровня практической реализации.
В общей сложности предпроектная стадия заняла один календарный месяц. Самый масштабный (по времени проведения и объемам использованной информации) этап, давший полное представление о финансовом состоянии организации – этап диагностики – длился два месяца по следующим ключевым направлениям:
¨ анализ недвижимости, текущих активов баланса, собственных и заемных средств;
¨ учетная политика;
¨ анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
¨ состав и характеристика использования фондов социального назначения;
¨ анализ прибыли и убытков.
Клиент не принимал непосредственного участия в разработке показателей оценки финансового состояния предприятия и использования средств специальных фондов. Совместная команда провела диагностику т выявила узкие места, в течение недели были подготовлены предложения. Реализация их потребовала проведения изменений, поэтому две недели были посвящены:
nраспределению функциональных обязанностей по проведению анализа между экономическими службами;
nсоставлению программы на ВТ для финансового состояния АО.
Успешной реализации предложения изменений способствовало одобрение их Советом директоров и закрепление приказом Генерального директора АО ответственности за их выполнение за руководителями экономических служб.
В конце первого квартала консультанты совместно с руководством имели возможность проконтролировать степень закрепления полученных навыков: консультанты доверили опробовать свои методики специалистам, постоянно наблюдая за их действиями. Специалисты, пройдя трехмесячный тренинг, за первый квартал АХД провели самостоятельно. Их работа консультантами была оценена положительно. Таким образом, клиентная организация в присутствии консультантов проверила качество предложенных ими разработок. На это потребовалось две недели.
В последнюю неделю четвертого месяца менеджер проекта и руководитель АО окончательно подвели итоги взаимодействия двух сторон, провели расчет по всем обязательствам.
Стороны были удовлетворены проделанной работой и наметили перспективные направления сотрудничества.
Вопросы для обсуждения
- Выделите этапы работы консультантов и клиентной организации, используя материалы ситуации №1.
- Почему руководитель консультантов посчитал неэффективным подход клиентной организации к организации работ?
- Каково содержание работы клиентной организации после заключения контракта с консультационной фирмой?