Содержание
Введение……………………………………………………………………3
- Исторические условия предпринимательства в России и его основные виды…………………………………………………………………...5
- История предпринимательства города Сим………………………..7
- Сим в наши дни……………………………………………………….14
- ОАО «Агрегат» - единственное градообразующее предприятие…17
Заключение……………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………25
Введение
Проблема становления и развития предпринимательства в России является особо актуальной сегодня, ибо нынешняя государственная политика в области предпринимательства недостаточно эффективна и требует серьезной коррекции.
Как историческая объективность предпринимательство в России возникло еще в средние века. Обретая признаки рыночного института, оно получило активное развитие с первой половины XVIII века, стимулированное протекционистской политикой государства. Однако, богатый опыт отечественного предпринимательства, передававшийся из поколения в поколение на протяжении столетий, оказался невостребованным после революции 1917 г. (если не брать во внимание короткий период НЭПа). Лучшие российские традиции ведения бизнеса во времена советской власти были утрачены на продолжительное время. Государственная пропаганда укоренила в сознании наших граждан отношение к предпринимательству как негативному общественному явлению, свойственному экономике буржуазного государства.
В современной России становление рыночной экономики идет в большей степени на основе заимствования зарубежной предпринимательской практики. При этом Россия имеет многовековой успешный опыт деятельности института предпринимательства. Постижение исторического опыта развития предпринимательства в России позволило бы обеспечить бюджетные запросы страны и, избежав старых ошибок, удовлетворить общественные интересы.
Предпринимательство (бизнес) определяется как экономически свободная инновационная деятельность, связанная с риском, ответственностью, имеющая целью достижение новых результатов. Главная цель предпринимательской деятельности – извлечение прибыли. Предприниматель должен обладать рядом важных черт, таких как: экономическая активность инициатива и новаторство в хозяйственном процессе, готовность и даже склонность к риску, жесткость и творческий подход в достижении своей цели – увеличении капитала.
Объектом исследования является становление и развитие предпринимательства в России.
Предметом исследования является рассмотрение исторических вопросов, понятий, сущности, развития предпринимательства.
Целью исследования является изучение темы «История развития предпринимательства в городе Сим».
- Исторические условия предпринимательства в России и его основные виды
Российское государство изначально складывалось на обширной территории, которая подвергалась нападениям с разных сторон. Для обороны чрезвычайно протяженных границ требовались огромные усилия, не меньше сил расходовалось и на приобретение и освоение новых территорий. Это способствовало развитию сильной государственной власти, которая мобилизовывала достаточно скудные ресурсы обширной малонаселенной страны для решения этих задач. Те же средства использовались и ряд веков спустя, когда шла борьба за приобретение жизненно важного выхода к удобным морям, ширилась экспансия империи в различных направлениях. Это обусловило тяжелый налоговый и финансовый гнет, ложившийся на все сословия и в первую очередь – на торгово-промышленное население. Крепостное право, как крайняя степень несвободы, оказывало влияние на многие стороны жизни общества, сковывая и ограничивая энергию многих потенциальных капиталистов. Государственный гнет и крепостное право способствовали бедности значительной части населения, отсюда крайняя узость рынка – также весьма неблагоприятный фактор для развития предпринимательства.
Центрами торговли и предпринимательства в средневековой России, как и повсюду, были города. Но и они оказывались под воздействием тех же неблагоприятных факторов. Русские города находились в сильной зависимости от княжеской и боярской власти, затем от царской и имперской бюрократии. В силу целого ряда причин внутреннего социально-экономического развития крупные землевладельцы, сначала дворяне, помещики доминировали в политической жизни страны, именно их интересы государство учитывало в первую очередь. В связи с этим многие бояре и дворяне занимались предпринимательской деятельностью, но при этом они использовали связи с казной, а еще чаще – опирались на даровой труд крепостных крестьян. Так возникали своеобразные крепостнические предприятия (мануфактуры или барщинные латифундии), доход от которых главным образом шел на непроизводительное потребление их хозяев, возможности совершенствования производства в условиях принудительного труда были крайне ограничены.
Потребности торгово-промышленных сословий, предпринимательская деятельность которых развивалась более естественным путем, учитывались главным образом с точки зрения их соответствия целям и задачам государства и поскольку они не противоречили интересам доминировавших в стране сословий. Так, заботясь, в первую очередь, об усилении собственной мощи, государство оказывало содействие и развитию отечественного предпринимательства. Складывалось впечатление, что предпринимательский класс и основные формы его деятельности возникали в результате решений государственной власти, т.е. «сверху», но никак не путем развития «снизу». Однако не стоит абсолютизировать созидательную миссию государства по развитию предпринимательства в России. Как и повсюду, оно развивалось здесь в результате необратимой эволюции социально-экономических отношений. Другое дело, что государство при этом сильно воздействовало на эту эволюцию, могло ускорять развитие одних видов предпринимательства, замедляя и деформируя другие.
Но нельзя не сказать и о фактах и о факторах, благоприятствовавших развитию предпринимательства в России. Так, противостояние суровым условиям страны, огромный труд по освоению ее пространств способствовали развитию таких черт национального характера, крайне важных для предпринимательской деятельности, как энергии, предприимчивость, стойкость, терпение. Низкий уровень жизни большинства населения обусловил дешевизну рабочей силы, что способствовало привлечению капиталов в производство. Сильное государство могло и защитить интересы предпринимателей, особенно перед угрозой иностранной конкуренции. По мере развития мировой торговли территория России становилась все более геополитически значимой. Можно сказать и об огромных природных богатствах страны, особенно тех, что хранятся в ее недрах. Однако доступ к ним труден и стал возможен только при накоплении значительных капиталов.
Тем не менее очевидно, что из отмеченных выше факторов гораздо дольше и сильнее действовали негативные, нежели благоприятные. Позитивные факторы могли в полной мере оказать благотворное влияние на развитие предпринимательства только в условиях расширения его свободы, ликвидации различных форм личной зависимости, глубоких изменений в социальной и экономической политике государства, сокращения его чрезмерного влияния в различных сферах жизни.
- История предпринимательства города Сим
Город Сим расположен на западном склоне Южного Урала, на реке Сим, в 9 км от ж.д. станции Симская, в 340 км к западу от Челябинска.
Возник в 1759 году в связи со строительством железоделательного завода. Во время Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва (1773–75 г.г.) завод был разрушен. Восстановлен в 1778 году.
Борясь с экономической отсталостью России, царь Петр I принимал энергичные меры для всемерного развития металлургического производства страны. В начале XVIII в. горнорудное производство приняло широкий размах на Урале. Этому способствовало удачное сочетание больших запасов богатейших руд с наличием бурных рек, служивших средством транспортировки сырья и продукции и нетронутых массивов леса - источников топлива (древесного угля).
Оренбургский губернатор И. И. Неплюев, известный русский дипломат и государственный деятель, активный сторонник преобразований Петра I, к развитию горнорудного дела на Южном Урале привлек энергичного, опытного и способного симбирского купца И. Б. Твердышева. За Южный Урал крепко взялся, как образно выразился писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк, средний и мелкий хищник - купец-промышленник.
В 50-х гг. XVIII в. на Южном Урале наступила настоящая "заводская лихорадка", когда в течение одного десятилетия было построено 24 завода, из них 10 - железоделательных. Это связано с открытием железных руд богатейшего Бакальского месторождения. Русский путешественник и ученый И. И. Лепехин так оценил их качество: "Рудник сей в рассуждении Уральских рудников можно почесть главою… В сем руднике руда идет чем глубже, тем богатее содержание становится, и от 50 до 60 дает процентов металла" (Лепехин, И. И. Дневные записки путешествия Ивана Лепехина… Ч. 4. Продолжение дневных записок путешествия… СПб., 1822. С. 294-295).
Купцы Твердышев и Мясников приобрели этот участок месторождения с ценнейшими рудами у графа А. С. Строганова, который в 1753 г. приступил к постройке Саткинского железоделательного завода (сырьем снабжали Бакальские рудники). В 1755 г. начали постройку Катав-Ивановского, а через три года Юрюзанского железоделательных заводов. В качестве вспомогательного к Катав-Ивановскому в 1758 г. построен Усть-Катавский переделочный завод. Производительность домен Катав-Ивановского и Юрюзанского заводов была столь значительна, что молотовые этих заводов сами не могли в полной мере обеспечить перековку чугуна в железо. Возникла потребность в строительстве еще одного вспомогательного молотового завода, назначение которого заключалось в том, чтобы остающийся чугун с Катав-Ивановского и Юрюзанского заводов переделывать в железо. Поставить этот завод было намечено в 45 км от Катав-Ивановского завода в верховьях реки Сим, притока реки Белой.
Место для строительства нового завода было приискано Матвеем Мясниковым. Посланный Оренбургским горным начальством на обследование этого места геодезист Петр Авдеев доносил: "…Что де он з заводчиком Матвеем Мясниковым обще показанное на реке Сим место осматривал, а по осмотру ево явилось к построению железовододествующего завода удобна…" (Материалы по истории Башкирской АССР. М., 1956. Т. IV, ч. 2. С. 168).
В своем прошении к императрице Елизавете писал: "Ваше Императорское Величество Матушка Царица! Отправленная мной, Матвеем Мясниковым, партия для розыска руд всяких и минералов тоже нашли двадцать приисков с железной рудой в разных местах, кроме того, в Оренбургской губернии, в Уфимской провинции по Сибирской дороге, в Шайтан-Кудейской волости, на земле отставного старшины Бурчакова найдено удобное место для постройки железовододействующего завода на реке Сим, и я желаю на ней построить завод с одной или двумя доменными печами и при них девять молотов, запасных три, всего двенадцать, или сколько река своим действом поднять может. На реке Миньяр построить же пильную мельницу и к ней самонужное имею потребность для ковки кричного железа".
Необходимо отметить, что хотя Указ Берг-коллегии от 29 марта 1759 г. дан на имя Матвея Мясникова и Сызранского купца Якова Петрова, подлинным владельцем завода на реке Сим являлся Иван Мясников, о чем свидетельствует тот факт, что после смерти Ивана Мясникова, Симский завод стал принадлежать его дочери Ирине Ивановне Бекетовой. Какие-либо данные об участии в строительстве завода Якова Петрова отсутствуют. Так, например, из купчей от 30 июля 1762 г. видно, что за отданные башкирами в оброчное владение земли сроком на 60 лет для Симского и Катав-Ивановского заводов Твердышев и Мясников заплатили 250 руб., а по купчей от 21 августа 1762 г. за земли, отданные другой волости в оброк, по 20 руб. в год, заводчики заплатили вперед за 5 лет 100 руб.
Отдача земли для Симского завода вызвала протесты со стороны части башкир, в т. ч. Юлая Адналина и его сына, будущего руководителя восстания башкир Салавата Юлаева. Они пытались отстоять свои законные права при помощи суда, но суд решил дело в пользу всесильных заводчиков и кроме всего приговорил Юлая и Салавата к денежному штрафу в 600 руб.
Население Симского завода составили переселенцы из Катав-Ивановского завода, главным образом мастеровые и приписные крестьяне Рязанской, Тамбовской, Калужской, Симбирской губерний; 559 душ из крепостных деревень Подлубовой и Бекетовки, которые вошли в состав покупки Балашовым Симских заводов в 1827 г. у Ивана Бекетова; часть крепостных, высланных в Симский завод за провинность из крепости Елшанки, основанной в 1741 г. в устье речки Елшанки на левом берегу реки Самары. Указом от 1807 г. за заводом были закреплены также все беглые и раскольники.
Труд рабочих на Симском заводе был чрезвычайно тяжелым. Работали от рассвета до темна, а получали за это гроши: "рудобоец" - 6-8 коп. в день, "столяр 1 сорта" - 12 коп., "столяр 2 сорта" - 10 коп., литейщик - 12 коп., зато надзиратель получал 5 руб. в месяц, а священник и конторщик по 8 руб. 33 коп. Широко применялся детский труд. Из архивных источников известно, что весной с началом таяния снега у симских рабочих забирали детей в возрасте от 12 до 16 лет и отправляли на Бакальские рудники. Там их селили в казармах и заставляли дробить руду. Каждому ребенку давали урок - за день надробить и свезти на склад 50 пудов и получали они всего по 3 коп. в день.
Рабочие были совершенно бесправны: их били, истязали и даже убивали, но администрация не несла за это никакой ответственности. Если и возникало судебное следствие, то оно всей тяжестью обрушивалось на тех же мужиков и приносила им те же кнуты, каторгу и всяческие истязания, но уже по решению "правосудия". Об этом рассказывает И. Сигов в своей книге "Народ и посессионные владения на Урале", изданной в 1899 г. Рабочая сила завода пополнялась также из числа преступников, бежавших с каторжных работ и так называемых "вольных людей", которые в местных лесах занимались чеканкой серебряных монет. В фондах Симского историко-краеведческого музея хранятся воспоминания старожилов Сима Г. Буслаева и Д. Мартынова. В них описывается следующий факт. Где-то в 80-х гг. XIX в. симский мужичок Петр Ширшов верстах в 30 от Симского завода летом был на сенокосе в местности Малый Казамаш. Однажды увидел под гребнем дымок, стал наблюдать и увидел, что из-под этого гребня вышли два "старца", может быть они были и молодые, но обросли и выглядели, как старики. Ширшов нашел там избушку, а в ней много начеканенных серебряных монет и понял, это были чеканщики. Петр забрал половину монет, бросил сенокос и уехал в Сим. На эти деньги он выстроил себе двухэтажный каменный дом на ул. Кирова, завел пасеку и жил без нужды. Сын его Егор открыл лавку, другой сын - Семен взял богатую невесту.
Крестьянская война 1773-1775 гг. и участие в ней работных людей Симского завода. Баснословные богатства заводчикам, славу и могущество Российской империи ковали на Урале "работные людишки". Изнурительный труд с 12-летнего возраста, чрезвычайно низкая оплата труда, нечеловеческие бытовые условия - все это не могло не привести к обострению отношений между рабочими и владельцами заводов. Не удивительно поэтому, когда вспыхнула Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, большинство работных людей Симского завода примкнули к пугачевским войскам. Приказчик А. Исаев сообщал: " …Даже надежные люди все взбунтовались и деньги конторские по себе делить начали". 12 апреля 1774 г. под Симом появился сподвижник Пугачева Салават Юлаев. Он подошел к Симу во главе трехтысячного отряда башкир. Население ждало восставших. Только небольшая группа мастеровых по призыву священника Львова пыталась создать отряд самообороны, но при первой же атаке он был смят и уничтожен, а завод захвачен. На площади состоялся мирской сход, на котором Салават зачитал манифест Емельяна Пугачева, именовавшего себя царем Петром Федоровичем. В нем говорилось: "Самый могущественный и великий император, самодержавец всероссийский, царь казанский всем верным рабам и слугам нашим жалует вольную волю, всех злодеев народных - бояр и купцов - и всех, кто вас, моих рабов, обижает, предаем в ваши руки. Смертью их казните, рубите и вешайте. Выбирайте себе десятников и сотников, старшин и атаманов, судей из тех людей, которые вам любы, и пусть они по правде чинят управу.
Всех вас жалую вольным казачеством, жалую всех серебром, хлебом и солью, бородой и крестом и всякими угодьями. А кто промежду моих слуг рознь и раздоры сеять будет, тому тоже смерть, головы их рубите и имения грабьте…". Многие рабочие влились в отряды Пугачева и ушли с ними.
С приходом повстанцев завод не прекратил работу. По примеру других заводов Урала на нем изготавливали оружие для пугачевцев. Второй раз Салават Юлаев на Симском заводе появился 2 мая 1774 г. Здесь он решил дать отдых своим войскам после упорных боев. Но долго в Симе не пришлось пробыть, преследуемые правительственными войсками под командованием подполковника Михельсона войска Салавата Юлаева вынуждены были 5-6 мая оставить Симский завод. В неудачных сражениях Салават потерял Катав-Ивановский и Усть-Катавский заводы и вынужден был отойти к Сатке. И только собрав свои силы, в конце мая он в третий раз подошел к Симу и 24 мая "неугодных уничтожил, население вывел, а завод и поселок сжег". С. П. Злобин в своем романе "Салават Юлаев" так описывает события того времени: "…Женщины причитали, глядя на черные головни, оставшиеся от домов… За женщинами кричали дети. Собаки подняли вой. Испуганный скот мычал, косясь на огонь налитыми кровью глазами. Только когда рухнул последний дом, когда искры уже перестали взлетать в небо, и низко стелился последний дым, заскрипели повозки по дороге к далеким, чужим местам…".
30 мая 1774 года была открыта новая церковь Симского завода, построенная взамен сожженной. К сентябрю 1777 году был восстановлен завод. Работали на нём в основном крепостные крестьяне заводовладельцев.
В 1782 году был запущен Нижне-Симский передельный завод.
В «чертёжной» завода в 1800 году была открыта первая школа - для мальчиков. В 1815 году - вторая школа - для девочек.
В 1895 году начала работать первая публичная библиотека. В 1898 — открыта «Симская низшая ремесленная школа» на 40 учащихся. В 1897 году построено и открыто первое культурно-просветительное учреждение - «Народный дом общества трезвости» с библиотекой, буфетом, драматическими кружками.
В 1898 году в 9 км от Сима была проложена железная дорога Самара-Златоуст. Это резко отразилось на экономике завода и поселения. От Сима до станции Симской была построена конная железная узкоколейная дорога
В 1900 году в Симе зажёгся электрический свет.
С. М. Прокудин-Горский. Станция Симская Самаро-Златоустовской железной дороги (1910)
В 1913 году заводы вошли в состав АО «Симское общество горных заводов и первой на Урале фабрики с.-х. машин и орудий». В 1914 заводы перешли на производство предметов вооружения.
8 декабря 1917 года, после Октябрьской революции, Симские заводы были национализированы Советской властью.
В 1935 году завод из ведения Уралсельмаша перешел в ведение Министерства обозостроения и переименован в «Симский обозный завод». Основной продукцией завода вплоть до 1941 года оставались пароконные хода, санитарные и пулеметные двуколки, кузова для автомашин, походные кухни, автоприцепы.
- Сим в наши дни
Сим — город районного подчинения Ашинскому району Челябинской области. До 1928 года носил название Симский Завод.
Город расположен на реке Сим, в 27 км от районного центра Аша, в 290 км от Челябинска, в 9 км от железнодорожной станции Симская (на линии Уфа — Челябинск).
Сейчас численность Симского городского населения составляет 15,3 тысяч. Основная часть трудоспособного населения работает на градостроительном предприятии ОАО «Агрегат», выпускающем авиационную продукцию.
В городе имеются Дворец культуры, спортивно-оздоровительный комплекс, три медицинских учреждения, пять школ, четыре комбината дошкольного образования, учреждения начального, специального и высшего профессионального образования, школа искусств, прекрасная зона отдыха.
Доходы бюджета Сима, при первоначальном бюджете 22111,3 тыс. руб., за 12 месяцев 2010 года составили сумму 57532,6 тыс. руб., или 260,2% и 105% от уточненных годовых назначении и в том числе:
-собственные (налоговые и неналоговые) доходы - 15693,7 тыс. руб., что составляет 121% от уточненных годовых назначений;
-безвозмездные поступления – 41838,9 тыс. руб., что составляет 100% от уточненных годовых назначений;
Таблица 1 – Доходы городского бюджета
Доходы |
Исполнено за 2010 год |
% исполнения |
Удельный вес, в % |
Исполнено в 2009году |
% роста к уровню 2009г. |
Налоговые и неналоговые доходы |
15693,7 |
121 |
27,3 |
19821,0 |
79,0 |
Налоги на доходы физических лиц |
8768,3 |
122 |
15,2 |
9012,5 |
97,0 |
Налог на имущество физических лиц |
1426,3 |
117 |
2,5 |
1863,3 |
77,0 |
Земельный налог |
1848,8 |
123 |
3,2 |
2135,3 |
87,0 |
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности |
3311,9 |
110 |
5,8 |
3180,4 |
104,0 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
147,0 |
|
0,3 |
77,1 |
191,0 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
189,7 |
1084 |
0,3 |
3552,4 |
5,0 |
Безвозмездные поступления |
41838,9 |
100 |
72,7 |
48515,8 |
86,0 |
Всего доходов |
57532,6 |
105 |
100 |
68336,8 |
84,0
|
Бюджет по доходам по сравнению с первоначальным уточнен на общую сумму 32654,6 тыс. руб., в том числе:
По налоговым и неналоговым доходам на сумму 4396,5 тыс. руб. за счет поступления доходов сверх утвержденных решением о бюджете, в том числе:
- НДФЛ – на сумму 2100,0 тыс. руб. (повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с 01.09.2010г., поступлении задолженности 2009года);
- налога на имущество - на сумму 461,7 тыс. руб.( поступление задолженности по налогу за 2008-2009 годы);
- доходы от использования имуществом поселения – на сумму 1834,8 (поступление задолженности по аренде имущества муниципальной казны 2009 год)
По безвозмездным поступлениям на сумму 28258,1 тыс. руб. за счет поступления дотаций и субсидий из областного и районного бюджетов, в том числе:
- на ремонт котельной -18766,9 тыс. руб.
- на ремонт дорог- 5073,9 тыс. руб.;
- на прокол ж/д путей для прокладки электрокабеля ст. Симская – 800,0 тыс. руб
Удельный вес поступивших доходов в общем поступлении доходов Сима составляет:
Налоговых и неналоговых доходов – 27,3%;
Безвозмездных поступлений (дотации, субвенции, субсидии) – 72,7%.
Наибольший удельный вес поступления доходов в бюджет Сима за истекший период приходится на следующие налоги и неналоговые доходы:
- налог на доходы физических лиц - 8768,3 тыс. руб. или 15,2%,
- доходы от использования имущества находящегося в собственности в собственности поселений и от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных учреждений - 3311,9 тыс. руб. или 5,8%.
Доходы бюджета Сима к уровню 2009 года составляют 84% , сумма 57532,6 тыс. руб.
Снижение доходов объясняется тем, что финансирование капитального ремонта МКД в 2009 году проходило через бюджет Симского городского бюджета и составило сумму 13247,6 тыс. руб., в 2010 году через бюджет Ашинского муниципального района.
Дефицит бюджета Сима составил сумму 3101,3 тыс. руб., при утверждении в первоначальном бюджете - 850,0 тыс. руб.
Источником финансирования дефицита бюджета предусмотрены остатки средств бюджета Сима в сумме 3101,3 тыс. руб.
- ОАО «Агрегат» - единственное градообразующее предприятие
Далеко не всем, даже жителям г. Сима известно, что начало основанию Симского железоделательного завода и рабочего поселка положил указ Берг-Коллегии ее Величества императрицы Елизаветы от 29 марта 1759 г.: "...Допустить заводчику Матвею Мясникову с сызранским купцом Яковом Петровым на приисканной ими... в Уфимской провинции в дачах Шайтан-Кудейской волости… на речке Сим построить железовододействуемый завод с двумя домнами и при них завод з девятью действительными и тремя запасными молотами, если оная река Сим действием водяной силою столько молотов поднять может".
"Местоположение Симского завода в долине между лесистых гор весьма приятно. Пруд при заводе длиною с версту глубок и окружает своею излучиной к западу лежащую каменистую гору, так что сия только узеньким перешейком с прочею землею соединена. В сем пруде ловят лососей в полсажени в длину, в некотором роде форелей, кутема называемых, величиною более полуаршина… Дворы, принадлежащие заводским людям, лежат на левой стороне реки Сима, ниже плотины, выстроены и разделены на правильные улицы, числом до 160" (П.-С. Паллас).
18 февраля 1763 г. Оренбургское горное начальство рапортовало в Берг-Коллегию о начале работы Юрюзанского и Симского заводов, которые начали перековывать чугун, выплавляемый в Катав-Ивановске: "...При вновь построенном коллежских ассесоров Твердышева и Мясникова Симском железовододействующем заводе плотина и ларь совсем зделаны и одна молотовая фабрика для трех молотов действуемых и одного запасного построена… и началось делатца кричное полосовое железо. А понеже при том Симском заводе нынешний год за строением плотины ларя, молотовой фабрики, домны для плавки чугуна делать не начинали и до того времени пока Юрезенская домна в девство не пуститца, при вышеупомянутом Симском заводе чугун переделывать в железо будут из отпущенного и выплавленного в Катав-Ивановском заводе".
Весной 1763 г. заводчики столкнулись со своенравной и коварной речкой Сим при попытке отправить баржи с кричным железом с Симского завода: "…По реке Сим в разсуждении ее быстроты и кривизны, с нагруженными судами плыть нельзя, как о том различные злосчастные опыты уверили, то и перевозят полосное железо зимою саньми к пристани, лежащей над Юрезенем при башкирской деревне Каратаул".
В мае 1771 г. приказчик Симского завода Павел Смирнов доношением объявил, что плотинный мастер Исаев Антон отыскал под строительство пильной мельницы удобное место на реке Сим, а нарочный унтершихтмейстер Дмитрий Бортников его освидетельствовал: "Место под пильную мельницу стоит ниже Симского завода в 18 верстах на реке Симу, выше устья впадавшей в оную реку Сим речки Минияра".
В 1763 г. в 20 верстах на впадающей в речку Сим реке Яраль (Ерал) образована большая российская деревня, Твердышевским железным заводам принадлежащая. В деревне выстроено 130 домов. "Жители той деревни употребляются для рубки дров и сожжения угля, но сверх того употреблялись для хлебопашества, а особенно много разводили пеньки и льна, которые в здешнем неисчерпаемо тучном черноземе растут очень высоко. Одна только пшеница по причине высоких и холодных гор не всегда поспевает".
В период пугачевского восстания 1773-1775 гг. завод дважды был захвачен, разграблен и сожжен отрядом Салавата Юлаева. После сожжения в 1774 г. он бездействовал 3 года и 7 месяцев. К лету 1775 г. началось жилищное строительство, а затем и медленная реставрация плотин и заводских корпусов. Позднее были построены две домны, пять кричных горнов. В 1893 г. вступила в строй первая, а в 1895 г. - вторая мартеновские фабрики. Поставка руды осуществлялась с Бакальских рудников, где для обеспечения Симского завода работало три разработки (разреза). Количество рабочих, занятых на выжиге угля, добыче руды, ее подвозе в зимнее время на санях, выплавке, отжиге и перековке чугуна в полосы кричного железа достигло 2478 душ. В 1894 г. на заводе выплавлено и выделано металла 607108 пудов на сумму 395608 руб. Управляющим завода до 1881 г. был В. Ф. Поляков.
Церковь Симского завода, построенная взамен сожженной 30 мая 1774 г., была единственным очагом культуры в рабочем поселке. В "чертежной" завода в 1800 г. была открыта первая школа - для мальчиков. В 1815 г. - вторая школа - для девочек. В 1895 г. начала работать первая публичная библиотека. В 1898 г. открыта "Симская низшая ремесленная школа" на 40 учащихся. В 1897 г. построено и открыто первое культурно-просветительное учреждение - "Народный дом общества трезвости" с библиотекой, буфетом, драматическими кружками. В 1900 г. в Симе зажегся электрический свет.
Проведение в 1898 г. в 9 км от Сима железной дороги Самара-Златоуст резко отразилось на экономике завода. От Сима до станции Симской была построена конная железная узкоколейная дорога. До 1915 г. завод оставался металлургическим, а после изменил профиль на машиностроительный. На заводе выпускаются сельскохозяйственные машины - сеялки, веялки, развивается литейное производство, производство сантехнической арматуры. В 1919 г., в период колчаковщины, белогвардейцы вывезли вглубь Сибири почти все имущество завода. После освобождения Сима началось восстановление предприятия и уже в июле 1919 г. налажен выпуск повозок для Красной Армии. В 1935 г. завод из ведения Уралсельмаша перешел в ведение Министерства обозостроения и переименован в "Симский обозный завод". Основной продукцией завода вплоть до 1941 г. оставались пароконные хода, санитарные и пулеметные двуколки, кузова для автомашин, походные кухни, автоприцепы.
Новая история завода началась в годы Великой Отечественной войны. С июля по октябрь 1941 г. в Сим прибыли эшелонами два Московских агрегатных завода под номерами 132 и 444, объединившихся в один механический завод. Новому заводу присвоен № 132 НКАП (Симский механический завод). В 1941-1945 гг. выпускались агрегаты для механического и воздушного запуска поршневых авиационных двигателей, агрегаты для пневматических систем самолетов, регуляторы воздушного винта почти для всех видов боевых самолетов.
Сразу же после объявления мобилизации более 1200 жителей города и работников завода ушли на фронт. 447 из них погибли. Многие вернулись с боевыми наградами и продолжали работать на родном предприятии: мастер литейного производства И. И. Гординский, инженер-конструктор Н. П. Вершков, механики по приборам М. Н. Лукиных, К. П. Араловец, заместитель начальника производства А. И. Сибирев, Е. П. Шишкина, сестры Л. В. и В. В. Соколовы и многие другие.
В послевоенный период завод работал в тесной связи с московскими агрегатными конструкторскими бюро, такими как авиационная корпорация "Рубин" из г. Балашихи, Ступинское ОКБ "Аэросила". Освоено серийное производство большой гаммы регуляторов винта со специальными флюгерными свойствами, большое количество электроагрегатов для дистанционного управления створками сопла и форсажной камеры для реактивных самолетов, агрегатов системы автоматического торможения авиаколес, более 40 наименований гидроагрегатов для различных типов гражданских и боевых самолетов и вертолетов.
В 1960-х гг. запущена в производство гамма регуляторов постоянных оборотов винта для самолетов генерального авиаконструктора О. К. Антонова, в т. ч. на такие уникальные лайнеры, как "Антей" и "Мрия". В 1970-х гг. освоено производство плунжерных насосов для боевых вертолетов Ми-8, -12, -14, -24, -26 и др. Гидроприводом ГП16 комплектовался советский "Конкорд" - Ту-144.
С 1960-х гг. на заводе началась глубокая модернизация производства, строительство ноых производственных корпусов, освоение нового высокопроизводительного оборудования отечественного и импортного производства. Завод - практически единственное в городе градообразующее предприятие, поэтому одновременно развивалась и социальная инфраструктура Сима: появились канализация, горячее водоснабжение, централизованная система отопления, ежегодно строились и сдавались по два 60-100- квартирных дома , построены 10 детских садов, Дворец культуры, Дворец спорта с плавательным бассейном. В эти годы генеральным директором предприятия был Григорий Михайлович Пузиков (1966-1981), главным инженером - Иван Алексеевич Юрков. В связи с 70-летием со дня рождения и за большие заслуги в развитии завода и города Г. М. Пузикову присвоено высокое звание - почетный гражданин г. Сима.
В 1970-е гг. завод приступил к освоению и производству сложнейшей топливо-регулирующей аппаратуры для систем автоматического управления турбореактивными двигателями разработки московского ОКБ "Темп" (ныне ОАО НПП "Темп" им. Ф. А. Короткова). Это регулятор сопла и форсажа РСФ-55Б для МиГ-23, РСФ-59 для МиГ-29, регулятор расхода РР-3048М для МиГ-31, РСФ-31 для Су-27. За заслуги в конструкторско-технологической отработке и организации серийного производства агрегатов для систем автоматического управления авиационными двигателями приказом Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1976 г. коллектив завода награжден орденом Трудового Красного Знамени. В период с 1987 по 1994 гг. генеральным директором завода работал Виктор Федорович Давыдов, впоследствии возглавивший Законодательное собрание Челябинской области.
Для 1990-х гг. характерен резкий спад объема выпуска продукции авиационно-технического назначения. В 1994 г. генеральным директором тогда уже открытого акционерного общества "Агрегат" был избран Василий Дмитриевич Изюмов.
В это тяжелейшее для завода время он проявил исключительные способности организатора, в кратчайшие сроки мобилизовал коллектив на освоение новых видов гражданской продукции (гаммы масляных шестеренных насосов серии НШ, малогабаритной швейной машины "Белка", запчастей для легковых автомобилей и др.). Это позволило в кратчайшие сроки нарастить объемы выпуска продукции, сохранить завод, его высококвалифицированные инженерно-технические и рабочие кадры.
Сегодня предприятие динамично развивается, имеет тесные производственные связи с ведущими производителями авиационных двигателей, такими как Московское ФГУП ММПП "Салют", выпускающим двигатели АЛ-31Ф для многих модификаций самолетов Су-27, ОАО "МПП им. В. В. Чернышева", выпускающим авиадвигатели РД-33 для многих модификаций самолетов военной авиации МиГ-29.
Совместно с ФГУП ММПП "Салют" ОАО "Агрегат" принимает участие в поэтапной модификации авиадвигателей АЛ-31Ф, доводке их до уровня двигателей пятого поколения. Поддерживаются постоянные связи с московскими агрегатными КБ, освоено производство агрегатов на последние разработки новейших российских самолетов, таких как ЯК-130, Бе-200, Ту-204, Ил-96-400 и др.
Предприятие выпускает и постоянно модернизирует комплект аварийно-спасательного инструмента для отрядов МЧС, который не уступает лучшим мировым образцам, награжден многими медалями и грамотами за его уникальность и высокое качество. Освоено производство роторно-вихревых насосов серии РВНМ 50-5 для нефтегазового комплекса России.
Выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции сопровождается модернизацией производства, повышением его технологической культуры. Реконструируются заводские корпуса, меняется их дизайн, создаются благоприятные условия для работающих. Производство пополняется высокопроизводительным оборудованием самых современных известных станкостроительных зарубежных фирм, таких как "MAZAK" (Япония), уникальным контрольно-измерительным оборудованием производства "GALICA" (Швейцария). С целью повышения эффективности производства внедряется автоматизированная система управления производством EPR Site Line 7.
Как единственное градообразующее предприятие завод постоянно оказывает спонсорскую помощь учебным заведениям, медицинским учреждениям, культурно-просветительным учреждениям, а также ветеранам труда и войны.
ОАО «Агрегат» является одним из старейших предприятий по серийному производству агрегатов гидравлических и пневматических систем. Наши изделия работают в составе самолетов: МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Миг-29, МиГ-31, Су-24, Су-25, Су-27, Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-32, Ан-72, Ан-124, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ту-22, Ту-95, Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42, Як-48, вертолетов: Ми-6, Ми-8, Ми-17, Ми-24, Ми-26, Ка-26, Ка-50. Одним из основных направлений авиационной тематики является производство сложнейшей топливно-регулирующей аппаратуры для газотурбинных двигателей, устанавливаемых на самолетах МиГ-29, МиГ-31, Су-27.
Высокая надежность изделий авиационного назначения обеспечивается мощной производственной базой, высоким уровнем технологии.
Заключение
Сим — город районного подчинения Ашинскому району Челябинской области. До 1928 года носил название Симский Завод.
Город расположен на реке Сим, в 27 км от районного центра Аша, в 290 км от Челябинска, в 9 км от железнодорожной станции Симская (на линии Уфа — Челябинск).
В городе имеются Дворец культуры, спортивно-оздоровительный комплекс, три медицинских учреждения, пять школ, четыре комбината дошкольного образования, учреждения начального, специального и высшего профессионального образования, школа искусств, прекрасная зона отдыха.
Сейчас численность Симского городского населения составляет 15,3 тысяч. Основная часть трудоспособного населения работает на градостроительном предприятии ОАО «Агрегат», выпускающем авиационную продукцию.
Как единственное градообразующее предприятие завод постоянно оказывает спонсорскую помощь учебным заведениям, медицинским учреждениям, культурно-просветительным учреждениям, а также ветеранам труда и войны.
Литература
- Асаул А.Н. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства : учеб. пособие / А.Н. Асаул – М.: АНО «ИПЭВ», 2008.
- Бусыгин А.В. Предпринимательство : Учебник д/вуз. – М.: Инфра-М, 2002. – 608с.
- История предпринимательства в России. Книга первая. От средневековья до средины XIX века: Учебник д/вуз. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2000. – 480с.
- История предпринимательства России [Электронный ресурс]: Вопросы предпринимательства. Режим доступа: http : // biz.lpros.ru
- http://sim-portal.ru/
- http://ru.wikipedia.org/
- http://www.agregat-avia.ru