Формирующаяся в России социальная реальность обусловлена рядом негативных обстоятельств, которые повысили риск материальной необеспеченности граждан. По количеству несчастных случаев на работе Россия продолжает опережать европейские страны. 11 2006 году каждый второй работающий в стране брал больничный лист. Более 70 процентов средств Фонда социального страхования пошло на оплату пособий по временной нетрудоспособности.
В этих условиях повысилась значимость социальной защиты населения. Основной ее формой становится социальное страхование экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности на основе создания страховых фондов за счет обязательных взносов работодателей и работников и расходованием этих средств на страховые выплаты.
Анализ опыта отечественных ученых показывает, что в процессе становления системы социального страхования обозначились существенные проблемы:
- теоретико-методологические;
- финансово-экономические;
- организационно-управленческие;
- проблемы нормативно-правового регулирования.
Формирование системы социального страхования в стране требует решения ряда крупных задач национального масштаба. Важнейшие среди них:
- Разработка доктрины системы социального страхования для России.
- Обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности обязательств системы с ее финансовыми возможностями путем создания прямой зависимости размеров выплат по страхованию от размеров страховых взносов; определение финансовых механизмов социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования; ориентация не на снижение единого социального налога, а на увеличение в стране размеров заработной платы.
- Создание условий и предпосылок для развития обязательного негосударственного страхования, а также добровольных форм страхования.
- Придание системе социального страхования больше открытости, включая более полное и широкое информирование общественности о ее деятельности.
- Разграничение ответственности, функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных объектов (работодателей, работников и государства).
- Дальнейшее совершенствование базовых правовых институтов социального страхования, которые бы включали все возможные виды страховых случаев и обеспечили бы координацию их деятельности.
- Укрепление позиций профсоюзного движения и постоянного взаимодействия профсоюзов с фондами социального страхования.
По утверждению отечественных ученных, в настоящее время вновь становится актуальной необходимость четкого разграничения понятий «социальное обеспечение» и «социальное страхование». Методологические основы для формирования собственного социального страхования на основе должны сочетать страховые принципы, с одной стороны, и принципы социального обеспечение — с другой.
Социальное страхование становится основным и определяющим элементом социальной защиты граждан в случае утраты трудоспособности именно в условиях рыночной экономике. Таким образом, вопрос реформирования данного института является актуальным и подразумевает не полный отказ и радикальный слом действующей системы, а ее модернизацию и совершенствование.