Проблема имиджа психолога-консультанта является практически неразработанной в отечественной теории и практике. Это обусловлено целым рядом причин, среди которых — отсутствие четкого понимания категории имиджа и представления о слагаемых имиджа психолога-консультанта.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее теоретическая и практическая неразработанность обусловливает цель нашего исследования — выявление слагаемых имиджа психолога-консультанта.
Объект исследования — образ психолога-консультанта как основа его имиджа.
В качестве гипотезы мы предположили, что слагаемыми имиджа психолога-консультанта в представлениях клиентов выступают личностные, профессиональные качества и его внешнеповеденческие характеристики.
Понятие «имидж» мы рассматриваем как символический образ субъекта, формируемый у составляющей аудиторию имиджа социальной группы посредством профессиональных усилий.
Для решения поставленных задач в работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: теоретический анализ, сопоставление и обобщение результатов, анкетирование, беседа, наблюдение. Нами была разработана специальная анкета, направленная на выявление слагаемых имиджа психолога-консультанта.
Для достижения поставленной цели нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 210 человек. Это были сотрудники психологических центров, преподаватели психологических дисциплин вузов, студенты и служащие государствен ных и коммерческих предприятий.
Первый блок вопросов, предложенных респондентам в анкете направлен на определение имиджевых характеристик, влияющих на клиента при первой встрече с психологом-консультантом.
При анализе факторов, влияющих на клиентов при первой встрече с психологом, выяснилось, что самым значительным фактором для них оказалась внешность психолога-консультанта, его отметили более половины респондентов. Около 40 % респондентов, однако, указали на важность для них эмоциональной окраски и фактор комфорта в начале общения с психологом.
В ходе исследования выяснились некоторые особенности поведения клиентов при первой встрече с психологом-консультантом, внешность которого не понравилась. Оказалось, что несмотря Hа важность приятного впечатления, которое хотели бы получить потенциальные клиенты при первой встрече с психологом-консультантом, большинство из них проявили толерантность и остались бы на консультацию. Около 30 % испытуемых затруднились ответить на этот вопрос. И только каждый четвертый из опрошенных выразил желание отказаться от общения и уйти.
На вопрос о факторе выбора психолога-консультанта в зависимости от его внешне привлекательных характеристик или уровня профессионализма и опыта консультативной работы было обнаружено следующее: более половины респондентов обратились бы к психологу с привлекательной, располагающей к себе внешностью, даже если у него будет небольшой опыт профессиональной консультативной деятельности. Немногим более 40 % опрошенных предпочли бы обратиться к высококвалифицированному специалисту с большим опытом профессиональной работы, хотя и не отличающегося располагающими к себе личными данными.
Выяснилось, что наличие определенного стиля в одежде является основополагающим фактором для работы психолога-консультанта. По данным нашего исследования клиенты в основном предпочитают видеть психолога-консультанта, одевающегося в классическом стиле. Почти 25 % опрошенных видят психолога в стиле casual, около 5 % респондентов не против экстравагантного стиля одежды для психолога консультанта, 15% клиентов выразили желание видеть психолога-консультанта, одетого модно. Все это может свиде- гельствовать о том, что предпочтение и видение стилей очень индивидуально, но, как правило, профессии, где предполагается деловое общение, требуют определенного дресс-кода, который чаще всего реализуется классическим стилем одежды.
При выявлении профессионально значимых качеств для психолога-консультанта было обнаружено следующее: 60 % респондентов признали важность речевых особенностей психолога (грамотная правильная речь, отсутствие дефектов). На втором месте были отмечены паралингвистические особенности (мимика, жесты, позы), на которые обратили внимание почти 30 % опрошенных.
Кроме того, самыми главными профессионально-значимыми качествами психолога-консультанта респонденты определили: доброжелательность, профессиональную компетенцию и наблюдательность. Анализ результатов исследования показал, что для 65 % опрошенных главными оказались профессиональные качества специалиста, а для 35 % — его внешнеповеденческие характеристики.
Таким образом, полученные нами данные подтверждают гипотезу о том, что основными слагаемыми имиджа психолога-консультанта являются профессионально-значимые качества и внешнеповеденческие характеристики.