Проблема имиджа психолога-консультанта является практиче­ски неразработанной в отечественной теории и практике. Это обу­словлено целым рядом причин, среди которых — отсутствие четкого понимания категории имиджа и представления о слагаемых имиджа психолога-консультанта.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее теоретическая и практическая неразработанность обусловливает цель нашего иссле­дования — выявление слагаемых имиджа психолога-консультанта.

Объект исследования — образ психолога-консультанта как ос­нова его имиджа.

 

В качестве гипотезы мы предположили, что слагаемыми имиджа психолога-консультанта в представлениях клиентов выступают лич­ностные, профессиональные качества и его внешнеповеденческие характеристики.

Понятие «имидж» мы рассматриваем как символический образ субъекта, формируемый у составляющей аудиторию имиджа соци­альной группы посредством профессиональных усилий.

Для решения поставленных задач в работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: теоретиче­ский анализ, сопоставление и обобщение результатов, анкетирова­ние, беседа, наблюдение. Нами была разработана специальная анке­та, направленная на выявление слагаемых имиджа психолога-консультанта.

Для достижения поставленной цели нами было проведено экспе­риментальное исследование, в котором приняли участие 210 человек. Это были сотрудники психологических центров, преподаватели пси­хологических дисциплин вузов, студенты и служащие государствен ных и коммерческих предприятий.

Первый блок вопросов, предложенных респондентам в анкете направлен на определение имиджевых характеристик, влияющих на клиента при первой встрече с психологом-консультантом.

При анализе факторов, влияющих на клиентов при первой встрече с психологом, выяснилось, что самым значительным фактором для них оказалась внешность психолога-консультанта, его отметили более половины респондентов. Около 40 % респондентов, однако, указали на важность для них эмоциональной окраски и фактор комфорта в начале общения с психологом.

В ходе исследования выяснились некоторые особенности пове­дения клиентов при первой встрече с психологом-консультантом, внешность которого не понравилась. Оказалось, что несмотря важность приятного впечатления, которое хотели бы получить по­тенциальные клиенты при первой встрече с психологом-консуль­тантом, большинство из них проявили толерантность и остались бы на консультацию. Около 30 % испытуемых затруднились ответить на этот вопрос. И только каждый четвертый из опрошенных выразил желание отказаться от общения и уйти.

На вопрос о факторе выбора психолога-консультанта в зависи­мости от его внешне привлекательных характеристик или уровня профессионализма и опыта консультативной работы было обнару­жено следующее: более половины респондентов обратились бы к психологу с привлекательной, располагающей к себе внешностью, даже если у него будет небольшой опыт профессиональной консуль­тативной деятельности. Немногим более 40 % опрошенных предпо­чли бы обратиться к высококвалифицированному специалисту с большим опытом профессиональной работы, хотя и не отличающе­гося располагающими к себе личными данными.

Выяснилось, что наличие определенного стиля в одежде являет­ся основополагающим фактором для работы психолога-консультанта. По данным нашего исследования клиенты в основном предпо­читают видеть психолога-консультанта, одевающегося в классиче­ском стиле. Почти 25 % опрошенных видят психолога в стиле casual, около 5 % респондентов не против экстравагантного стиля одежды для психолога консультанта, 15% клиентов выразили желание ви­деть психолога-консультанта, одетого модно. Все это может свиде- гельствовать о том, что предпочтение и видение стилей очень инди­видуально, но, как правило, профессии, где предполагается деловое общение, требуют определенного дресс-кода, который чаще всего реализуется классическим стилем одежды.

При выявлении профессионально значимых качеств для психо­лога-консультанта было обнаружено следующее: 60 % респондентов признали важность речевых особенностей психолога (грамотная правильная речь, отсутствие дефектов). На втором месте были отме­чены паралингвистические особенности (мимика, жесты, позы), на которые обратили внимание почти 30 % опрошенных.

Кроме того, самыми главными профессионально-значимыми ка­чествами психолога-консультанта респонденты определили: добро­желательность, профессиональную компетенцию и наблюдатель­ность. Анализ результатов исследования показал, что для 65 % оп­рошенных главными оказались профессиональные качества специа­листа, а для 35 % — его внешнеповеденческие характеристики.

Таким образом, полученные нами данные подтверждают гипоте­зу о том, что основными слагаемыми имиджа психолога-консультанта являются профессионально-значимые качества и внешнепове­денческие характеристики.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top