Современное общество заинтересовано в подготовке компетентных специалистов-психологов. Одним из компонентов социально- психологической компетентности выступает точность восприятия себя и других в системе межличностных отношений. Показателем томности социального восприятия выступает точность оценивания собственного социального статуса, т. е. положения в системе взаимоотношений в группе. Поэтому важно установить, способствует ли обучение студентов-психологов в университете развитию способности к более точной оценке своего статуса.
Опираясь на исследования А. А. Бодалева, Н. Н. Богомоловой и др., мы рассматривали точность социального восприятия как способность адекватно и объективно оценивать собственное положение в системе межличностных отношений. Для более полной характеристики точности социального восприятия мы ввели такой показатель, как «социальная проницательность», которая проявляется в умении чело века предугадать, как его в целом оценивают разные члены академической группы. Специальных исследований, посвященных изучению точности социального восприятия в группах, не много. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили тему нашего исследования.
Целью нашей работы было установить, имеют ли место отличия в точности оценивания собственного социального статуса студентами- психологами по сравнению со студентами непсихологических специальностей. В нашей работе проверялась гипотеза о том, что содержание и условия обучения на психологическом факультете способствует формированию способности к более точной оценке собственного социального статуса. В исследовании применялись методы: социометрия, анкетирование и методика «Каждый оценивает каждого» для изучения уровня социальной проницательности. Исследование проводилось на базе Института психологии и педагогики и экономического факультета Челябинского государственного университета, а также факультета управления Уральского государственного университета физической культуры. Выборка составила 79 человек, из них 39 студентов психологических специальностей и 40 студентов непсихологических специальностей в возрасте от 19 до 23 лет. Для сравнения выборок по частоте встречаемости интересующего нас эффекта использовался многофункциональный статистический критерий угловое преобразование Фишера.
Полученные в результате исследования данные подтверждают, что студенты-психологи более объективно и адекватно оценивают свое положение в системе отношений, чем студенты других специальностей.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Проведенное нами исследование доказало, что содержание и условия обучения на психологическом факультете способствуют формированию способности к более точной оценке собственного социального статуса.