Рецензия — динамично развивающийся жанр, сегодня во многом не похожий на классические образцы. Его модификации вызваны общественными изменениями. Цель нашего исследования — определить типологические особенности театральной рецензии в массовых (общественно-политических) печатных изданиях, поскольку именно театральная рецензия — один из самых востребованных жанров, на примере которого можно проследить происходящие изменения.
Дадим рабочие определения терминам. Рецензия — аналитический «жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусству науки, журналистики. В какой бы форме ни был дан такой отзыв суть его — выразить отношение рецензента к исследуемому произведению» (Тертычный).
Задача рецензента, подчеркивают многие исследователи, только представить, но, прежде всего, оценить целое явление.
Обязательными структурными элементами каждой рецензии» выражающими информационно-аналитическую суть жанра, являются: сообщение о произведении искусства, его авторах, времени и месте создания; анализ темы и идеи — содержания произведения искусства; анализ средств выражения темы, идеи, системы образов, художественной формы; определение места произведения в творчестве автора или среди других произведений данной тематики (Крнилов). Таким образом, содержательный аспект жанра включает в себя им формационно-аналитические параметры.
В зависимости от объекта, темы рецензии подразделяются на литературные, театральные, кинорецензии. Театральная рецензия является отзывом на театральные постановки и спектакли. В таких рецензиях анализируются особенности режиссерской работы, прочтение и понимание драматургического произведения, соответствие времени, общественное звучание, особенности сценографии и актерской игры. Однако в изданиях различной направленности востребованы различные коммуникативные возможности театральной рецензии, которые отражают политику газеты, потребности и интересы аудитории.
Материалом для нашего исследования послужили публикации в изданиях «Челябинский рабочий», «Южноуральская панорама» (общественно-политические) с декабря 2007 г. по февраль 2008 г.
В ходе исследования выяснилось, что жанр рецензии в целом и театральной рецензии в частности в массовых общественно-политических изданиях сохраняет свои основные содержательные и формальные черты. Вместе с тем, необходимо отметить ряд специфических черт.
Во-первых, в связи со спецификой газет рецензии приближаются к расширенной информационной заметке. Авторы часто ограничиваются сообщением, описанием и анонсом, что, конечно, снижает общий уровень критических материалов. Рецензии в общественно- политических изданиях содержат все необходимые элементы в свернутом виде. Основная коммуникативная установка—информировать.
Во-вторых, на первый план зачастую выступают личностная и эмоциональная составляющие. Авторы часто приводят цитаты из других произведений, описывают ассоциации, что, с одной стороны, создает культурный фон, контекст, делает рецензию более увлекаемоной, свободной по форме. С другой стороны, это чревато подменой анализа произведения изложением субъективных впечатлений журналиста, эмоций, что, наоборот, снизит интерес к материалу.
В-третьих, в театральных рецензиях названных изданий авторы оращаются к мнению зрителей, описанию реакции аудитории, используя это как дополнительный аргумент своей точки зрения. Читательсское, зрительское мнение — традиционный элемент рецензии. Однако необходимо постараться привести сразу несколько позиций, чтобы представить объективную картину.