Зачастую сегодня у рядового читателя складывается мнение, что все современные газеты пишут об одном и том же. Действительно ли содержание современных печатных СМИ копируют друг друга и подают читателю одни и те же новости? Стремлениа ответить на этот вопрос определило цель нашего исследования: найти отличительные черты в изданиях, ориентированных на один аудиторный сегмент.
Для анализа рубриката и содержания мы взяли качественные издания: «КоммерсантЪ», «Российская газета» и «Известия».
Анализ СМИ мы начали с внешнего вида издания. Все три издания имеют одинаковый формат А2. Вторым, не менее показательным пунктом, является 16-полосность всех анализируемых нами издании. Совпадают и многие представленные рубрики. Во всех анализируемых изданиях присутствуют такие рубрики, как «новости», «экономика», «культура», «спорт». На первой странице во всех изданиях располагается тема номера, которая обязательно подкрепляете большой фотографией, рисунком или коллажом. Наверху, помимо так называемой «шапки» издания, присутствует еще и анонс, то естъ краткое содержание данного номера. Внизу, под главной темой номера, на первой странице всех трех изданий расположены лидер- абзацы (или же начала статей) других интересных тем номера. Вес материалы, включая и тему номера, представленные на первой странице, имеют продолжение на других страницах данного издания, то есть после нескольких вступительных абзацев помещена стрелочка и номер страницы, на которой читатель сможет узнать продолжение заинтересовавшей его статьи.
Проанализировав внешний вид, мы переходим к содержанию. Для того чтобы анализ был более достоверным, мы взяли номера «Российской газеты», «Коммерсанта» и «Известий» за одно число, а именно за 4 апреля. Самый первый и один из самых показательных пунктов — это темы номера. Они во всех трех изданиях различны. В «Российской газете» — статья «Натоели», о том, что Украина и Грузия не получили долгожданного приглашения в Североатлантический альянс. «Коммерсант» в рубрике «Мировая практика» помещает статью с интересным названием «Двучлен вывели за скобки». Подзаголовок этой статьи «НАТО променял Грузию и Украину на ПРО» говорит о том, что как раз эта тема является темой номера в «Российской газете». Не обошли стороной тему итогов саммита НАТО в Бухаресте и «Известия», которые написали об этом небольшую статью «Почему "старая Европа" держала Россию» в рубрике «В мире». Темы номера «Известий» и «Коммерсанта» за 4 апреля 2008 года оказались эксклюзивными и не нашли отклика в других изданиях, принадлежащих к одному аудиторному сегменту.
Также в анализируемых нами СМИ «повторились» и другие, менее значимые темы. Например: две статьи о попытке самоубийства лидера пензенских сектантов Петра Кузнецова; во всех трех изданиях — открытие 12-го Российского интернет-форума и участия в нем Дмитрия Медведева; тема предполагаемого внесения в Госдуму нового законопроекта «О противодействии коррупции».
По такой же схеме мы изучили и последующие номера анализируемых печатных изданий. Там установленное нами «повторение тем» так же неоднократно подтвердилось.
Таким образом, проанализировав не только рубрикат, но и содержание качественных СМИ, мы можем сделать вывод о том, что действительно современные печатные СМИ «повторяют» многие события и темы. Но, несмотря на это, нельзя говорить о том, что «для того чтобы быть в курсе всех последних новостей и происходящих событий, достаточно регулярно читать лишь одно качественное издания». Все проанализированные нами издания дают оценку одних и rexже событий с разных сторон. «Коммерсант» делает упор на экономику. «Российская газета» чаще рассматривает важные события в политическом аспекте. А «Известия» пытаются делать основной упор не на рассказах о самих событиях, а на каких-либо неожиданных и интересных анализах этих событий. Стоит также заметить, что статьи на одни и те же темы занимают в качественных СМИ около 30-40 %, весь основной материал эксклюзивен.