Рецензия — динамично развивающийся жанр, сегодня во мно­гом не похожий на классические образцы. Его модификации вызва­ны общественными изменениями. Цель нашего исследования — определить типологические особенности театральной рецензии в мас­совых (общественно-политических) печатных изданиях, поскольку именно театральная рецензия — один из самых востребованных жанров, на примере которого можно проследить происходящие из­менения.

 

Дадим рабочие определения терминам. Рецензия — аналитиче­ский «жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — кри­тический) о произведении художественной литературы, искусству науки, журналистики. В какой бы форме ни был дан такой отзыв суть его — выразить отношение рецензента к исследуемому произведению» (Тертычный).

Задача рецензента, подчеркивают многие исследователи, только представить, но, прежде всего, оценить целое явление.

Обязательными структурными элементами каждой рецензии» выражающими информационно-аналитическую суть жанра, являются: сообщение о произведении искусства, его авторах, времени и месте создания; анализ темы и идеи — содержания произведения искусства; анализ средств выражения темы, идеи, системы образов, художественной формы; определение места произведения в творчестве автора или среди других произведений данной тематики (Крнилов). Таким образом, содержательный аспект жанра включает в себя им формационно-аналитические параметры.

В зависимости от объекта, темы рецензии подразделяются на ли­тературные, театральные, кинорецензии. Театральная рецензия являет­ся отзывом на театральные постановки и спектакли. В таких рецензиях анализируются особенности режиссерской работы, прочтение и пони­мание драматургического произведения, соответствие времени, обще­ственное звучание, особенности сценографии и актерской игры. Одна­ко в изданиях различной направленности востребованы различные коммуникативные возможности театральной рецензии, которые отра­жают политику газеты, потребности и интересы аудитории.

Материалом для нашего исследования послужили публикации в изданиях «Челябинский рабочий», «Южноуральская панорама» (об­щественно-политические) с декабря 2007 г. по февраль 2008 г.

В ходе исследования выяснилось, что жанр рецензии в целом и театральной рецензии в частности в массовых общественно-поли­тических изданиях сохраняет свои основные содержательные и фор­мальные черты. Вместе с тем, необходимо отметить ряд специфиче­ских черт.

Во-первых, в связи со спецификой газет рецензии приближаются к расширенной информационной заметке. Авторы часто ограничивают­ся сообщением, описанием и анонсом, что, конечно, снижает общий уровень критических материалов. Рецензии в общественно- политических изданиях содержат все необходимые элементы в свернутом виде. Основная коммуникативная установка—информировать.

Во-вторых, на первый план зачастую выступают личностная и эмоциональная составляющие. Авторы часто приводят цитаты из других произведений, описывают ассоциации, что, с одной стороны, создает культурный фон, контекст, делает рецензию более увлекаемоной, свободной по форме. С другой стороны, это чревато подме­ной анализа произведения изложением субъективных впечатлений журналиста, эмоций, что, наоборот, снизит интерес к материалу.

В-третьих, в театральных рецензиях названных изданий авторы оращаются к мнению зрителей, описанию реакции аудитории, используя это как дополнительный аргумент своей точки зрения. Читательсское, зрительское мнение — традиционный элемент рецензии. Однако необходимо постараться привести сразу несколько позиций, чтобы представить объективную картину.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top