Хотя человеческие способности по своей природе у всех детей одинаковы и подлежат одинаковым за­конам развития, но в отношении образа и степени их обнаружения есть большое различие. В детях, в за­висимости от организации, темперамента, первых впечатлений детства, прежнего обхождения с ними, климата, питания и т. п., образуются некоторые част­ные свойства, как телесные, так и духовные, которые  мы называем личными или особенными качествами.

Эти различные видоизменения одной и той же природы, если не являются недостатками, без со­мнения составляют красоту целого. И садовник в цветник сажает не одни розы или фиалки, но раз­личные цветы, чтобы каждый особым образом и на своем месте усиливал общее приятное впечатление, возбуждаемое картиной цветов.

Но бывают и отрицательные личные свойства, потому что наклонность ко злу очень рано обнаружи­вается в человеке и потом раскрывается в различных направлениях. Поэтому несправедливо было бы же­лать, чтобы со всеми детьми обращались одинаково.

Добрые личные свойства ребенка не должны быть подавляемы, а недостатки, лично ему принад­лежащие, требуют благоразумного и точно к нему приспособленного противодействия. Для этого вос­питателю необходимо, насколько возможно, больше узнавать личные свойства своих воспитанников.

Наилучшим средством для этого является собст­венное наблюдение воспитателя. При наблюдении он должен избегать всякого пристрастия к своим воспитанникам; иначе если об одном будет судить слишком снисходительно, а о другом чрезмерно строго, то в одном иногда сами недостатки будет признавать за совершенства, а в другом и совершен­ства посчитает недостатками.

Он должен давать детям относительную свобо­ду, чтобы они в своем кругу могли общаться непри­нужденно. Излишняя строгость и ограничение при­водят только к тому, что дети привыкают притво­ряться и с ранних лет делаются лицемерами.

Еще в древности советовали наблюдать за деть­ми преимущественно во время их забав, когда они свободно общаются с подобными себе, потому что в такой обстановке ясно обнаруживаются их господст­вующие расположения и наклонности, как хорошие, так и плохие.

Воспитатель должен стараться, посредством приветливости и ласковой снисходительности, при­обретать себе доверие детей для того, чтобы дети, уверившись в его благоразумии и искреннем распо­ложении к ним, ничего не скрывали от него. Но он должен наблюдать за детьми, не давая им этого за­метить; особенно надо остерегаться хитрого подсма­тривания и неосторожного доверия к наушникам. Наблюдая, нужно смотреть не только на некоторые обнаружения их сил, но на все вместе и сравнивать одного ребенка с другим, потому что противополож­ности многое открывают.

Воспитатель может многое узнать о ребенке, рассматривая организацию его тела и темперамент, осторожно пользуясь правилами физиогномики и мимики, обращая внимание на физические и нравст­венные свойства родителей и на господствующий в их доме дух.

По виду узнается человек, и по выражению лица при встрече познается разумный. Одежда и осклабление зубов и походка человека показыва­ют свойство его (Сир. 19, 26—27). Особенно мно­го показывают глаза: на живой, быстрый, пламен­ный взор всегда смотрели как на выражение дея­тельного духа; напротив, томные, неподвижные и полузакрытые глаза заранее показывают слабость сил и бездеятельность ребенка.

Благоразумный воспитатель должен также обра­щать внимание и на то, как думают о воспитаннике другие, особенно находящиеся в частом и близком общении с ним, каковы, например, родители и до­машние. Не доверяя им излишне, воспитатель при­мет их отзывы за данные для своих дальнейших на­блюдений. Часто весьма верны бывают суждения самих воспитанников: в общении между собой дети обыкновенно отбрасывают всякое притворство, и поэтому сами они лучше знают друг друга.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top